Интервью

В Госдуму внесли законопроект о запрете алкомаркетов в жилых домах

Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о введении в законодательство понятия «алкомаркет» и запрете их размещения в жилых домах. Такие поправки предлагается внести в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта».

Согласно инициативе, алкомаркетом предлагается считать торговую точку, в которой более 50% выручки за квартал приходится на продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции. Такие объекты предлагается размещать не ближе 100 м от жилых домов, детских садов, школ, вузов, больниц и спортивных объектов.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что предложенные меры помогут «значительно сократить» потребление алкоголя и создадут условия для «комплексного оздоровления» населения. В качестве примера приводится статистика из Вологодской области, где, по информации авторов, с марта 2025 года, на фоне строгих ограничений, смертность от последствий употребления алкоголя уменьшилась на 29%. Однако в документе не уточняется, с каким периодом проводилось сравнение этих данных. В регионе с 1 марта время продажи спиртного ограничено по будням: алкоголь можно купить только с 12:00 до 14:00.

«Этих магазинов не должно быть так много. Они не должны быть на пути ребенка в школу: по пять магазинов на двор, где дети гуляют. Нужно, чтобы они не мигали яркими красками, не манили дешевыми конфетами», — цитирует ТАСС первого зампреда комитета Госдумы по защите семьи Татьянц Буцкую («Единая Россия»).

По ее словам, после установления критериев для отнесения торговых точек к алкомаркетам следующим шагом будет определение режима их работы и категорий граждан, для которых они предназначены. Татьяна Буцкая сообщила, что встречах c парламентариями люди часто поднимают вопросы о большом количестве алкомаркетов в частном секторе, когда в одном доме открываются три магазина, торгующих алкоголем.

16 июля ВЦИОМ опубликовал данные опроса, согласно которому более половины россиян (54%) негативно относятся к магазинам спиртных напитков в многоквартирных домах. Основные негативные последствия: шум (27%), снижение безопасности (24%) и грязь возле магазинов (21%). В мае заместитель руководителя Росалкогольтабакконтроля Олег Васильченко заявил, что «значительные ограничения» на продажу алкогольной продукции ведут к росту нелегальных продаж.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag