Президент напомнил, что несколько лет назад в Казахстане началось производство модели Kia Sportage, а теперь предприятие вышло на полноценный промышленный уровень. В перспективе планируется освоение производства и других моделей, с упором на высокий уровень локализации компонентов, что позволит увеличить казахстанскую долю в выпускаемых автомобилях.
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул социальную роль компании. По его словам, Kia вносит весомый вклад в развитие человеческого капитала и активно инвестирует в подготовку квалифицированных специалистов. «Мировой автогигант еще до запуска завода в нашей стране начал выстраивать долгосрочное сотрудничество с казахстанскими и корейскими университетами и колледжами. Кроме того, для подготовки квалифицированных кадров компания планирует запустить корпоративный учебный центр», — отметил он.
Завод построен на территории индустриальной зоны Костаная площадью 62,95 га. Производственная мощность предприятия составляет 70 тыc. автомобилей в год, а объем инвестиций достиг 131,5 млрд тенге (около 20 млрд руб.). На предприятии создано 1,5 тыс. рабочих мест, а основные рынки сбыта — Казахстан, страны Центральной Азии и ЕАЭС.
По словам Касым-Жомарта Токаева, инвестиции в автомобильную отрасль страны продолжают активно расти: в 2024 году привлечение средств в сектор превысило 290 млрд тенге (порядка 44 млрд руб.), что в 2,5 раза больше показателя 2023 года. С начала года уже инвестировано 178 млрд тенге (около 27 млрд руб.). В 2023 году в Казахстане было произведено более 145 тыс. автомобилей, предприятия работают в Астане, Алматы, Семее, Уральске, Кокшетау, Костанае и Сарани. В автомобильной отрасли страны занято свыше 10 тыс. человек.
До 2022 года в Казахстане выпускались автомобили Lada на заводе «Сарыаркаавтопром» (принадлежит группе Allur). В частности, на предприятии собирали модели Granta, Niva и Vesta. В сентябре 2023 года президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов заявил, что российская компания планирует возобновить производство в Казахстане.
Kia и ее материнская компания Hyundai ушли из России в 2022 году на фоне начала спецоперации России на Украине и введения масштабных санкций против РФ. Kia выпускала ряд моделей на мощностях завода «Автотор» в Калининграде, но Kia Rio собиралась на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге. Впоследствии Hyundai продала свой завод в Санкт-Петербурге российской компании «Арт-Финанс» примерно за 10 тыс. руб. В январе 2024-го РБК писал, что в России возобновились продажи официальных Kia. Как выяснило издание, часть из них относится к последним партиям, собранным в Калининграде, а часть была ввезена в РФ по параллельному импорту.
В апреле источники Yonhap сообщили, что Kia включила российский рынок в свой среднесрочный и долгосрочный план продаж до 2030 года. Компания собирается продать в России до 50 тыс. автомобилей. Позже в Hyundai Motor Group уточнили ТАСС, что в плане продаж речь идет не о российском рынке, а об СНГ в целом.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag