Интервью

Зумеры записываются в айтишники

Почему молодежь стремится в IT и как она влияет на работодателей

Фото: Freepik
Люди поколения Z (или зумеры) и миллениалы составили подавляющее большинство соискателей на вакансии в сфере информационных технологий, следует из выборки hh.ru, подготовленной для «Эксперта». Четверть резюме — соискатели младше 17 лет. Зумеры зачастую более требовательны к условиям, включая рабочий график, они ценят возможности для развития и баланс между работой и личной жизнью.

Корпорация или стартап

Доля соискателей в сфере информационных технологий в возрасте 17 лет и младше составила 24% от общего числа резюме, специалистов 18–24 лет — 38%, следует из данных hh.ru за II квартал 2025 г. Оба поколения принято относить к поколению Z. Резюме миллениалов (родившихся в 1980–1990-х гг.) — 26%, следует из данных сервиса. То есть на эти две группы в целом приходится подавляющее количество размещенных резюме (88%) на должности в сфере IT.

Информацию о количестве зумеров среди своих сотрудников «Эксперту» предоставил Т-банк, где сейчас работают около 100 тыс. человек. Среди всех структур компании оказалось 24% зумеров и 67% миллениалов. Начальник департамента по работе с персоналом «Газпромбанка» Ольга Терпигорева сообщила, что соотношение сотрудников, рожденных в 1980–1990-х гг., в банке 88%, а рожденных в 2000-х — лишь 12%. Но эта пропорция быстро меняется в пользу молодежи: еще в 2021 г. в «Газпромбанке», по ее данным, миллениалов и зумеров было 96% и 4% соответственно.

Медианная зарплата в отрасли информационных технологий для молодых специалистов (зумеров и миллениалов) сейчас составляет 56 200 руб., следует из данных hh.ru.

Миллениалы, как правило, занимают ведущие позиции в управлении проектами, разработке программного обеспечения (ПО) и аналитике данных, они предпочитают работать в крупных корпорациях. Зумеры, напротив, чаще выбирают стартапы или фриланс-проекты — из-за возможности работать по гибкому графику и быстро делать карьеру, следует из исследования Skillbox и Skillfactory. В нем также отмечается, что для зумеров среди ценностей на первом месте баланс работы и личной жизни (17%), зарплата — на втором (15%). Также они обращают внимание на соблюдение личных границ и «экологичность» коммуникаций (13% и 9% соответственно). Миллениалы же во главу угла ставят размер зарплаты, 26% участников опроса поставили этот фактор на первое место.

Впрочем, совместный обзор Центра исследования рынка коммуникаций НИУ ВШЭ и агентства КД «Зумеры на рынке труда» не подтверждает данные о невысокой важности уровня зарплаты. Напротив, 82,8% опрошенных зумеров назвали деньги ключевым фактором при трудоустройстве. Еще 60,4% заявили, что планируют строить карьеру, и лишь 10% ориентированы на фриланс. Также исследователи утверждают, что зумеры «не потерянное поколение» для работодателя и готовы держаться за свое рабочее место при условии «встречного движения» со стороны работодателя. Среди миллениалов 52% можно отнести к стабильным сотрудникам, меняющим работу раз в несколько лет.

Доля офферов (предложений о работе) IT-специалистам в возрасте от 18 до 24 лет выросла почти вполовину — на 44%, сообщала летом 2024 г. компания по автоматизации найма Talantix. В обзоре отмечалось, что каждый пятый бизнес (20%) инвестирует в работу с начинающими специалистами и старается чаще нанимать молодежь. Такую тактику выбирает почти каждая третья компания численностью от 100 до 500 человек (28%) и каждая четвертая с количеством сотрудников более 1000 человек (23%). Также 17% работодателей заявили, что за последние три года чаще всего принимали на работу специалистов до 25 лет. Средний возраст сотрудников в каждой пятой компании составляет от 41 до 55 лет, в 41% компаний — 36−40 лет, в 27% — от 31 до 35 лет. И лишь в 9% компаний трудятся в основном люди 26−30 лет, в 2% — от 18 до 25 лет.

Как приманить зумера

Согласно обзору НИУ ВШЭ и агентства КД, в работе зумеры ценят гибкий график, возможность развития и баланс между работой и личной жизнью. Поэтому, чтобы нанимать их, бизнесу в сфере IT приходится пересматривать свои условия труда и внедрять новые форматы работы — полную «удаленку» или гибридные графики. Также поколению Z свойственно активнее, чем миллениалам, отстаивать свои ценности — прозрачность в рабочих отношениях, социальную ответственность бизнеса, осмысленность рабочих целей, — что влияет на формирование новых стандартов внутри компаний.

Эту тенденцию подтверждают эксперты. Так, по словам основателя компании Mr.Doors Максима Валецкого, для зумеров постоянная работа не так ценна, как фриланс. «Тут важно, что было в их детстве, они росли в эпоху взрыва социальных сетей, их идеал жизни и успеха — это условный блогер-фрилансер, — отметил он. — Это поколение, выросшее в соцсетях, им нужны команды, работающие над проектом. Зумеры очень не любят постоянные рутинные текущие задачи. Их нужно брать на интерес, создавать иллюзию творческого решения задач».

Ранее в совместном исследовании BIA Technologies и HeadHunter сообщалось, что каждый третий соискатель в IT-сфере — зумер, а количество их резюме в I квартале 2025 г. составило 512 тыс., или 30% от общего числа анкет. Также оказалось, что поколение Z не слишком заинтересовано в больших зарплатах: 22% молодых IT-специалистов рассчитывают на зарплату до 80 тыс. руб. в месяц, 16% — на 80–160 тыс., и лишь 4% — от 160 до 240 тыс. руб. При этом 56% соискателей вообще не указывают желаемую зарплату в резюме.

Ругать или хвалить

Как сообщал «Эксперт», многие компании даже в условиях кадрового кризиса не планируют нанимать людей младше 30 лет, так как они «работают на отвали» и лишены необходимых коммуникативных навыков.

Руководитель направления «Управление персоналом, юриспруденция и офисная поддержка» консалтинговой компании Get experts Екатерина Котова с этим не согласна. Такое мнение о людях поколения Z — стереотип, сказала она. Хотя некоторые представители рынка труда считают, что на миллениалах «держится экономика», по ее словам, это не так. «Частые переходы, связанные с поиском себя, для работодателя почти всегда становятся маркером нестабильности и поводом для отказа», — отметила Котова. Излишне амбициозные планы и порой завышенные ожидания, нацеленные на ускорение карьеры, по ее словам, в реальности ее лишь замедляют. «В поисках идеального зумеры иногда упускают очень хорошие предложения о работе», — полагает Котова. Но в первую очередь в негативном отношении к зумерам виноват «поколенческий рассинхрон», который мешает представителям разных возрастов понять друг друга, считает она. При этом представители более молодого поколения часто проявляют смелость и прямо не соглашаются на то, что не устраивает, констатирует Котова.

О том, что зумеры работают не хуже миллениалов, «Эксперту» также заявила руководитель управления по развитию привлечения и бренда работодателя в Т-Банке Евгения Хейнман. «Основное отличие работы с представителями поколения Z, на мой взгляд, в скорости и адаптивности к изменениям. Часто то, что работает хорошо для опытных и условно взрослых, не является ценностью для представителей этого поколения. У них другой уровень работы с материалом, контентом и задачами», — сказала она. В свою очередь, «Газпромбанк», по словам Терпигоревой, обучает руководителей и наставников правильно коммуницировать с зумерами с помощью тренингов и курсов по теории поколений.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Общество,
Как работает система прогнозирования землетрясений
Экономика,
Экономисты назвали его новый прогноз по росту ВВП неоправданно консервативным
Финансы,
Инвесторы скупают долгосрочные ОФЗ в надежде на 30–40% годовых