Интервью

Приз за происхождение

Российские бренды себя показали

Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
В глазах потребителя отечественные товары выглядят все более привлекательно, причем многие россияне выбирают российские бренды «из патриотических соображений». В результате ухода иностранных брендов российскому бизнесу достался рынок, оцениваемый в 3,5 трлн руб. в год.

На минувшей неделе в Москве, в ВЭБ Центре прошла церемония награждения победителей конкурса российских брендов «Знай наших». Конкурс, организованный Агентством стратегических инициатив и Фондом «Росконгресс» при поддержке ВЭБ.РФ, собрал более 12 тыс. участников из всех регионов страны. Победителями в пяти основных конкурсных номинациях стали 15 брендов, два из них из Москвы, остальные представляют разные регионы РФ. 85 брендов из 42 регионов страны признаны лучшими в номинациях конкурса, им вручили специальные призы. Еще более 2 тыс. брендов-финалистов получат поддержку от 60 партнеров проекта.

В ходе мероприятия помощник президента РФ Максим Орешкин отметил, что Владимир Путин в послании Федеральному собранию поставил задачу — доля импорта (от объема ВВП к 2030 году) должна сократиться с 19% до 17%. «Кажется, незначительные цифры. А на самом деле, это 3,5 трлн рублей, который российский бизнес должен отвоевать у иностранных компаний. Идея и философия конкурса в том и состоит, чтобы вырастить наши перспективные бренды, помочь им занять достойное место на полках и в сердцах потребителей. И это часть формирования национальной идентичности, когда мы с гордостью говорим том, что в абсолютно любом направлении — питании, мебели, одежде, технологичных товарах — везде появилась подборка достойных российских марок», — подчеркнул Максим Орешкин.

«Мы провели исследование и оценили, насколько вообще аудитория российские бренды воспринимает. Мы опросили порядка 10 тыс. пользователей социологическим методом, проанализировали порядка 500 тыс. комментариев, и есть интересные наблюдения. Во-первых, уходит в прошлое стереотип по поводу качества. 63% опрошенных не хотят, чтобы ушедшие бренды возвращались, они хотят, чтобы российские бренды их полноценно заменили», — приводит ТАСС слова генерального директора АНО «Диалог» и АНО «Диалог регионы» Владимира Табака. При этом опрошенные отмечали, что хотели бы видеть больше брендов, названия которых пишутся кириллицей.

За счет информационного продвижения, а также благодаря доступу товаров на маркетплейсы, которые позволяют дотянуться до массового потребителя, доля импортных товаров в самом деле значительно снизилась, сообщила генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева. По ее данным, по итогам 2023 г. был зафиксирован рост выручки у отечественных компаний более чем на 50%.

Продолжительное время российские бренды не имели возможности производить и реализовывать свою продукцию в должных количествах, поскольку на рынке царили известные и безвестные иностранные торговые марки, сказала «Эксперту» главный редактор портала РИА Мода Валентина Кузнецова. Большинство российских предприятий боролись за каналы сбыта, дизайнерские бренды работали преимущественно в формате «ателье».

«Большие усилия по продвижению отечественных товаров в торговые сети и торговые центры прилагались Минпромторгом с конца 2013 года. Постепенно наши производители стали работать с ИКЕА, „Декатлоном“ и другими.

Уход зарубежных брендов в корне изменил ситуацию. Освободились обширные торговые площади. Но, чтобы занять их, российским производителям в короткие сроки надо было увеличить объемы производимой продукции, расширить ассортимент, а также подтвердить актуальность и хорошее качество своей продукции», — отметила эксперт.

Сегодня, отмечает Валентина Кузнецова, малые бренды получили поддержку федеральной и региональной власти, инициировавшей создание универмагов российских дизайнеров по всей стране. Эти усилия были положительно оценены отечественным потребителем: к покупателям, традиционно потреблявшим российское, присоединились те, кто предпочитали импорт.

Свежие материалы
Города,
Как друзья человека меняют городскую инфраструктуру
Финансы,
«Эксперт РА» прогнозирует, что отзыв лицензий возобновится
Экономика,
Как эволюционировала регуляторика проектного финансирования в России