Методика составления рейтинга
Методология рейтинга «Техпред-50» была существенно пересмотрена в 2025 г. в ответ на изменения в доступности данных о стартапах. Исторически одним из ключевых источников данных выступала платформа Crunchbase. Однако сейчас она, как и другие международные базы, теряет свою актуальность для российского предпринимательского сообщества. Поэтому ключевым стало изменение веса в итоговом рейтинге данных о локальных и зарубежных стартапах: если раньше они соотносились как 1:1, то теперь как 2:1 в пользу локальных стартапов.
В 2025 г. работа велась с обновленной и расширенной базой, накопленной за 15 лет исследований. Для формирования актуальной выборки был проведен масштабный анализ открытых источников, который включал:
- Поиск и анализ стартапов в СМИ, базах фондов поддержки предпринимательства и акселерационных программ.
- Верификацию данных об основателях через социальные сети и профессиональные агрегаторы.
- Анализ имен, фамилий и локаций штаб-квартир для точной классификации.
Стартапы были разделены на две независимые группы для анализа:
- Локальные стартапы: компании, имеющие штаб-квартиру в России.
- Зарубежные стартапы: компании, основанные за пределами России.
В выборку 2025 г. вошли технологические стартапы, созданные с 2015 по 2024 г. (в случае с зарубежными стартапами — по 2023 г. из-за изменения доступности данных). Это позволило зафиксировать как сложившиеся тренды, так и новые, появившиеся в последние годы.
В основе расчетов рейтинга «Техпред-50» 2025 г. лежит рейтинговый балл результативности университетов по ключевым показателям, рассчитываемым отдельно для локальных и зарубежных стартапов.
Точка отсчета
Рейтинг построен на использовании базы данных, включающей около трёх тысяч стартапов и трёх с половиной тысяч их основателей. Объектами исследования являются «основатели с российскими корнями», окончившие российский вуз и создавшие стартап в любой точке мира.
В 2025 г. база локальных стартапов, созданных с 2015 г., составила 859 компаний.
Эти проекты были основаны 1103 предпринимателями, которые в совокупности привлекли 154 млрд руб. инвестиций. Выпускники, создавшие стартапы в России, представляют 280 российских университетов. База зарубежных стартапов сформирована на основе Crunchbase и включает 2078 компаний и 2357 предпринимателей, которые привлекли более $14 млрд инвестиций.
Информационный кризис
Важным контекстом последних двух волн исследования стало кардинальное изменение глобальной информационной среды. Данные по России в международных отчетах, таких как GII-2025, почти на 30% нерелевантны. Кризис релевантности затронул ключевые для стартап-аналитики платформы — Crunchbase и Pitchbook, которые перестали адекватно отражать активность российских предпринимателей.
Согласно индексу StartupBlink 2025, Россия после резкого прошлогоднего падения, в этом году поднялась на одну позицию (до 34-го места). Москва же немного опустилась и заняла 34-е место среди городов мира. При этом столица сохранила сильные позиции в EdTech (12-е место в мире). Из других городов заметен значительный рост Екатеринбурга, который поднялся на 10 позиций внутри страны до третьего места.
К числу самых быстрорастущих отраслей в мире относятся Foodtech, Hardware & IoT, а также Energy & Environment (рост более 40%). Единственной отраслью с отрицательной динамикой стал EdTech (−2,3%).
Среди мировых регионов лидером по темпам роста стартап-экосистем является Азиатско-Тихоокеанский регион (+27,4%), тогда как Северная Америка показывает самое медленное развитие (+15,7%).
Российский ландшафт
В России наиболее популярными направлениями деятельности для стартапов остаются ИТ, разработка ПО и искусственный интеллект. Анализ ключевых слов в описаниях компаний показал значительные сдвиги между 2015–2019 и 2020–2024 гг. Зафиксирован резкий рост упоминаний ключевых слов «Искусственный интеллект» (+88%) и «Большие данные» (+118%). В то же время популярность таких фраз, как «Платформа / Сервис / SaaS» (−15%) и «Маркетплейс» (−28%), снизилась.
География стартап-экосистемы в России остается высококонцентрированной. 67% стартапов и 75% всех инвестиций по-прежнему приходятся на Москву. Однако в 2020–2024 гг. наметилась тенденция медленного падения доли столицы. Во многом это связано с ростом доли Татарстана, где активно развивается экосистема Иннополиса.
Портрет основателя технологического стартапа в России выглядит так. Его средний возраст — 38–39 лет, а первый стартап он создает в 30 лет, имея за плечами опыт работы в среднем в 3-х компаниях. Только 24% локальных стартапов основываются двумя и более предпринимателями.
Образовательные траектории основателей стартапов заметно влияют на их успех. Среди основателей в России только 8,8% имеют зарубежное образование (из них 80% — по направлениям бизнеса и экономики), но такие предприниматели привлекают в среднем в 2 раза больше инвестиций.
В последнее время мощным драйвером развития университетского технологического предпринимательства в России становятся государственные инициативы. Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», который в 2025 г. вошел в состав нацпроекта «Технологии», объединил 446 вузов-участников и вовлек в работу 789 800 человек. В его рамках создано 60 предпринимательских «точек кипения» в 44 городах, 302 акселерационные программы и 22 стартап-студии в 19 регионах. Результатом этой работы стало создание 35 тыс. стартапов и проектов, которые привлекли 2,94 млрд руб. инвестиций.
Лидеры и скрытые резервы
Рейтинг 2025 г. оценивает вузы по балльной шкале, учитывающей результативность выпускников в создании как локальных, так и зарубежных стартапов. Лидирующие позиции традиционно заняли НИУ ВШЭ, МФТИ и МГУ им. Ломоносова. Заметный прогресс продемонстрировали МГТУ им. Баумана (4-е место) и РАНХиГС (6–9 место). Из региональных вузов в первой десятке только один университет — НГУ.
Исследование также выявило группу университетов — в основном региональных — с высоким нереализованным потенциалом в области технологического предпринимательства. Это вузы, которые демонстрируют сильные позиции в исследованиях и технологических разработках (согласно нашему рейтингу инженерных университетов), но имеют относительно мало успешных стартапов, основанных их выпускниками. Особый интерес представляют вузы, не вошедшие в крупные федеральные проекты, такие как «Иннополис» и «Сколтех».
Исследование «Техпред-50» 2025 г. еще раз указало на наличие барьера для индустрии — закрытие сложившихся международных рынков венчурного финансирования и сбыта для российских стартапов.
Стимулы для энтузиастов
Экосистема технологического предпринимательства в стране трансформируется, да и запрос на прорывные решения становится другим. Растет роль государства в привлечении капитала.
Энтузиазм основателей частично поддерживает курс на эффективность. Цифровые решения, которые создают основатели, помогают минимизировать издержки и повышать качество услуг в самых разных отраслях.
К успеху основатели приходят чаще всего уже в зрелом возрасте, но интерес к инновациям появляется в университете. Так, основатель EcomCom, СЕО сервиса «Точка Маркетплейсы» Константин Канивец свой первый стартап создал еще на третьем курсе экономического факультета НГУ: «Я собрал команду из сокурсников, и мы пошли покорять рынок. Получилось только с пятого раза, но на мой взгляд, достаточно неплохо».
Константин Канивец вовремя уловил тренд проникновения удалённых каналов продаж и создал единый кабинет для управления торговлей на маркетплейсах: «Мы все функции интегрировали, и сейчас у пользователей в одном интерфейсе реализован учет товаров, управление карточками и остатками».
В продвижении своих идей предпринимателю помогла новосибирская инфраструктура поддержки технологического предпринимательства. Перспективный стартап заметил банк «Точка» и инвестировал в проект, который начал стремительно расти во время пандемии.
Константин полагает, что немаловажную роль в успехе сыграли не только знания, но и среда: «Именно в вузе мне удалось найти отличную первую команду программистов. Во-вторых, в нашем вузе была выстроена синергия с успешными и известными выпускниками, которые часто делились с нами опытом. В-третьих, это возможности городской инфраструктуры — технопарка и институтов Академгородка».
В недрах вуза зародилась и челябинская компания «СтендАП Инновации».
«В 2013 году, когда мы учились в аспирантуре Южно-Уральского государственного университета, у нас появилась идея создать интерактивные образовательные технологии для детей. Мы используем элементы искусственного интеллекта для автоматизации части процессов обучения и дополненную реальность», — рассказывает заместитель директора компании «СтендАП Инновации» Антон Нуркенов.
Правильная идея и запрос общества позволили компании занять 20% рынка дошкольного образования, связанного с интерактивными образовательными технологиями, около 250 тыс. педагогов и детей пользуются этим продуктом.
Многие технологические компании выстраивают взаимодействие с вузами. Руководитель службы запуска и развития проектов компании «СКБ Контур» Роман Моисеенко считает, что участие бизнеса в учебном процессе находит отклик у студентов и позитивно влияет на уровень их подготовки. По его убеждению, именно вузы закладывают основу качества подготовки кадров, несмотря на наличие множества возможностей дополнительного образования:
Разворот в сторону воспитания основателей стартапов именно со студенческой скамьи делает и государство. По словам директора проектного офиса Платформы университетского технологического предпринимательства Николая Гренева, с 2022 г. из федерального бюджета на создание этой экосистемы в вузах направлено более 15 млрд руб.
Одной из самых актуальных проблем технологического предпринимательства остается недостаточность финансирования проектов на ранних стадиях.
По мнению директора по международному и академическому сотрудничеству Сколковского института науки и технологий Дмитрия Пирадова, инновационных идей и решений у талантливой молодежи много, но не хватает динамики.
«Мы реализуем ряд образовательных и акселерационных программ внутри института, но все равно, ощущается нехватка коммерческой поддержки молодых стартапов со стороны представителей крупного, среднего, и малого бизнесов. Инициативы коммерческих компаний, позволили бы ускорить темпы развития технологического предпринимательства», — рассуждает Дмитрий Пирадов.
Многие вузы в ответ на этот вызов пошли по пути создания стартап — студий. Такой формат в развитие экосистемы выбрал Новосибирский госуниверситет. По словам директора Центра предпринимательских инициатив НГУ Алексея Старостина, за три с половиной года работы студенческой стартап-студии 67 резидентов стали победителями конкурса «Студенческий стартап» и получили гранты по 1 млн руб. на реализацию своих бизнес-проектов: «Порядка 30% резидентов одновременно с нашей инфраструктурой пользуются услугами городских и областных технопарков и бизнес-инкубаторов. За последние 2 года самый большой объем средств удалось привлечь одному из наших стартапов на сумму 13,6 млн рублей в проекте Сбера „Гонка стартапов“».
«Такая модель наиболее эффективна, так как позволяет фокусироваться на взаимодействии университета с индустрией, — соглашается генеральный директор университетской стартап-студии ЮФУ „Южная фабрика стартапов“ Алексей Поддубский. — Сейчас у нас 15 стартапов в портфеле, в которые инвестировано более 50 млн. рублей. В основном это проекты в сфере искусственного интеллекта, биотеха и финансовых технологий».
Руководитель Стартап-студии Финансового университета при правительстве РФ Елена Стукалова называет еще один барьер: «Многие студенты во время обучения пробуют реализовать интересные идеи, а потом они выходят на рынок, и им приходится делать выбор между работой по найму и продолжением своего проекта. И многие часто выбирают первый вариант. Возможно, с этим связан маленький процент стартапов, которые зародились именно во время учебы, — основателям приходится из-за недостатка финансов и других проблем выходить из своих проектов. Наверное, нужна более эффективная система грантовой поддержки».
И со следующего года этот барьер станет еще выше в связи с ростом налоговой нагрузки на бизнес, в том числе и малый.
Это будет нивелировать успехи в области развития студенческого технологического предпринимательства в стране. А они есть, хоть и небольшие.
По мнению вице-президента НИУ ВШЭ, члена Общественного совета ФНС России, члена Общественного совета Роструда Ирины Карелиной, сейчас важно фиксировать проблематику и возможности: «Сегодня вузовская повестка переориентирована на технологическое лидерство, в том числе и в рамках программы „Приоритет-2030“. Технологическое лидерство охватывает не только инженерное направление, в фокусе внимания находится множество сфер, связанных, в том числе, со здоровьем человека. И везде нужны решения на основе передовых исследований. Вузы смогут ответить на этот вызов».
Все эти процессы нужно научиться измерять с помощью рейтингов. Но Ирина Карелина призывает не ограничиваться внутренним контуром и создавать систему оценки на международном уровне.
«Сейчас в БРИКС формируется несколько исследовательских точек. Университеты умеют выстраивать кооперацию очень эффективно и активно привлекают ученых из разных стран для создания коллабораций. Нам нужно посмотреть, какие возможности БРИКС мы можем использовать для развития этого рейтинга и вывода его на международный уровень», — полагает Ирина Карелина.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag