Тренды стартап-индустрии
В фокусе исследования — готовность университетов выращивать технологических предпринимателей, активно интегрирующихся в российскую экономику и способных развиваться на глобальном рынке.
Исследование 2024 года охватывает 863 локальных технологических стартапа со штаб-квартирами на территории порядка 60 городов России, основанных 1127 предпринимателями в период с 2014 по 2023 год. Они привлекли 136 млрд руб. инвестиций. В базе также 2303 стартапа от 2367 предпринимателей, основанных за рубежом за тот же период ($15,8 млрд инвестиций). В фокус нашего исследования «Техпред-50» попали вузы, имеющие как минимум пять активных стартапов со штаб-квартирами на территории России.
Согласно последней редакции исследования StartupBlink Global Startup Ecosystem Index (2024), глобальные объемы финансирования стартапов достигли своего минимума с 2018 года. При этом авторы исследования отмечают рост популярности стартапов в области ИИ и медицинской направленности. В конце 2023 года число слияний и поглощений в сфере MedTech по миру выросло вдвое, а объем инвестиций в 2024 году увеличился на 48%.
Потенциал российских университетов в части подготовки будущих основателей продолжает расширяться независимо от внешнеэкономических событий. В России функционирует множество инициатив институционального характера, на которые было выделено порядка 47 млрд руб. Готовность университета генерировать технологических предпринимателей во многом связана с развитием инновационной инфраструктуры как самого вуза, так и региона. На 2024 год в России запущено свыше 17 проектов по строительству кампусов мирового уровня с общим бюджетом 475 млрд руб. По стране также распределены ИНТЦ, технопарки высоких технологий и особые экономические зоны технико-внедренческого типа.
Среди 863 локальных стартапов около 66% уже получили первые инвестиции. Стоит отметить, что среди более 2,3 тыс. зарубежных стартапов доля профинансированных значительно ниже — 41%. В части индустрии стартапов Россия уже не первый год выделяется повышенным ростом числа стартапов, в основе которых образовательные технологии, искусственный интеллект, медицина, торговля и HR-технологии (см. график).
Индустрии стартапов российского происхождения со штаб-квартирой в России
Из 1127 основателей локальных стартапов 55% создали их самостоятельно. Почти 70% созданы предпринимателями старше 35 лет. У зарубежных основателей эта доля на порядок выше — почти 79%. При этом среди зарубежных предпринимателей с российским образованием у 68% возраст превышает 35 лет.
В данной редакции рейтинга отбор вузов в топ-50 осуществлялся по балловой шкале результативности, в которой учитывалась оценка локальных и зарубежных стартапов от выпускников российских университетов по нескольким параметрам.
В качестве экспериментального подхода к оценке потенциала университета для генерации технологических предпринимателей использовались показатели участия вуза в федеральных конкурсах и отборах, потенциал региона, а также наличие крупной инновационной инфраструктуры.
Можем заместить
Условия развития стартап-индустрии в России в последние два года кардинально изменились. У технологических предпринимателей возникли серьезные ограничения доступа к капиталу и международным рынкам сбыта.
Однако успешных проектов в России меньше не стало — энтузиазм основателей частично поддержал внутренний спрос за счет тренда импортозамещения и господдержки.
По словам директора акселератора ФРИИ Дмитрия Калаева, результат курса на импортозамещение виден в статистике развития стартапов, которую фонд постоянно изучает: «Каждая пятая российская ИТ-компания выросла на 100% в прошлом году. Есть игроки, которые выросли и в два, и в пять раз. Все это результат спроса на российскую продукцию, связанного с уходом иностранных игроков».
Государство попыталось компенсировать внешние ограничения развития технологического предпринимательства ростом мер поддержки. В частности, кратно выросло количество грантов.
Основатели в целом позитивно оценивают этот курс, но признаются, что другой стороной этой формы поддержки является слишком большой объем отчетности.
Другими издержками роста грантовой поддержки стало появление компаний, которые хорошо умеют справляться с отчетностью. Их в профессиональном сообществе и называют грантоежками.
«Это проекты, которые профессионально умеют потреблять гранты и отчитываться за них, но при этом не создают никакой ценности. Мы считаем, что государству стоит вводить значимые критерии не только формального, но и содержательного контроля», — отмечает руководитель перспективных направлений компании «СКБ Контур» Антон Еликов.
МЕТОДИКА
Как составлялся рейтинг
Главным источником данных является Crunchbase, крупнейшая платформа, агрегирующая информацию о венчурных инвестициях, стартапах и инвесторах по всему миру. С 2018 года мы обнаружили около 4 тыс. предпринимателей российского происхождения (имеющих российское образование).
Однако Crunchbase активно теряет свою актуальность для российского предпринимательского сообщества. В связи с этим было принято решение разделить существующую базу данных на локальную (стартапы, штаб-квартира которых располагается в России) и зарубежную (стартапы со штаб-квартирой за пределами России), что позволило смотреть на развитие событий на внутреннем и внешнем рынках независимо друг от друга.
В выборку стартапов были включены компании, основанные в 2014–2023 годах, и основатели, имеющие российское происхождение.
В связи с разделением и расширением базы данных изменения претерпела методика «Рейтинга предпринимательских университетов и бизнес-школ России».
В основе расчетов «Результативности университетов» лежит восемь показателей, характеризующих масштаб и успешность вузов как генераторов технологического предпринимательства локальных и глобальных стартапов: количество локальных стартапов (15%), количество выпускников — основателей локальных стартапов (15%), объем привлеченных локальными стартапами инвестиций (15%), доля локальных стартапов с ненулевыми инвестициями (5%), количество зарубежных стартапов (15%), количество выпускников — основателей зарубежных стартапов (15%), объем привлеченных зарубежными стартапами инвестиций (15%), доля зарубежных стартапов с ненулевыми инвестициями (5%).Это позволяет оценить способность университетов воспитывать как глобальных предпринимателей, так и локальных основателей, активно интегрирующихся в российскую экономику.
Бизнес-класс
В новой конфигурации экономики запрос на предпринимателей, способных создавать технологии, растет. Университеты являются далеко на главным, но довольно важным элементом этой экосистемы. Как правило, успешные стартапы создают люди в возрасте после 35 лет, но основа для увлечения инновациями формируется в университете.
«Понимание задачи на уровне государства есть, на этом пути уже сделаны конкретные шаги, — считает вице-президент НИУ „Высшая школа экономики“ Ирина Карелина. — Целый набор активностей и финансовой поддержки сейчас реализуется в университетах, например, в рамках федерального проекта „Платформа университетского технологического предпринимательства“. В проекте „Стартап как диплом“ студенты могут получить грант в размере 1 млн руб. на создание собственного стартапа и активно пользуются этой возможностью. Примерно 4,5 тыс. проектов за последние три года получили такой стартовый грант, треть из них уже устойчиво развивается и делает свои шаги по привлечению коммерческих инвестиций».
Представители вузовского сообщества другим результативным механизмом считают проектную деятельность.
По словам профессора Школы инноватики и предпринимательства НИУ ВШЭ Игоря Агамирзяна, ориентация университета на проектную деятельность дает эффекты: «Мы выделяем проекты с потенциалом коммерциализации, и в ряде случаев они в дальнейшем развиваются по модели „стартап как диплом“. Участие в проектной деятельности реально готовит студентов к тому, чтобы выходить в большой предпринимательский мир».
Определенные эффекты государственного курса замечают и предприниматели.
Сооснователь компании «Карфидов.Лаб» Алексей Карфидов, в частности, видит рост активности студенческих конструкторских бюро при университетах: «Это дает дополнительную подготовку кадров для технологических компаний, которым всегда нужны инженеры-конструкторы и программисты. В рамках таких бюро студенты получают довольно хорошие практические знания».
К сожалению, в России пока так и не удается создать эффективные сообщества при университетах с участием успешных выпускников.
«У нас плохо умеют организовывать сообщество выпускников, это получается пока у двух-трех вузов. Но это нужно делать, потому что таким образом удастся не только увлекать предпринимательством студентов, но и привлекать финансирование для их проектов», — убежден Дмитрий Калаев.
Компания «СКБ Контур» довольно много работает со стартапами, в том числе студенческими. Антон Еликов обращает внимание на системные проблемы в деятельности университетских стартапов: «Чтобы довести идею до масштаба, нужно пройти множество этапов развития проекта. А такой комплексной системы у большинства основателей на данный момент нет. В нашей воронке множество стартапов, которые прекрасно владеют знаниями о своей технологи, но при этом они не могут выстроить из этого устойчивый бизнес. А у корпораций часто нет возможности заниматься этими вопросами, они готовы подхватывать проекты только на более зрелых уровнях».
Новые грани партнерства
Ряд вопросов закрывают корпоративные акселераторы.
«В Сбере создана стартап-экосистема для работы с инновациями абсолютно на разных этапах развития стартапов, в том числе и для молодежи начиная с восьмого класса. Мы даем возможность ребятам практически без рисков экспериментировать и понять сущность технологического предпринимательства», — рассказывает исполнительный директор, руководитель молодежных акселераторов Сбербанка Алина Мяло.
Есть успешный опыт и у компании «Уралхим».
«Компания „Уралхим“ через акселератор „Уралхим-Элемент роста“ активно участвует в развитии предпринимательства, в том числе взаимодействуя с университетами. Эксперты компании постоянно участвуют в качестве спикеров в программах разных вузов и отсматривают перспективные проекты. К сожалению, наблюдаем большой разрыв между стадией готовности университетских разработок и требованиями корпорации. Возможный вариант устранения этого разрыва — активное задействование университетами партнерских малых и средних компаний для обкатки и подтверждения работоспособности решений», — отмечает оператор акселератора «Уралхим-Элемент роста» Михаил Захаревич.
Директор по партнерствам Сколковского института науки и технологий Дмитрий Пирадов убежден, что для большей эффективности бизнес должен не просто отбирать готовые идеи в вузах, а ставить задачи перед молодыми новаторами: «Им нужен стимул для создания прорывных технологий. Да, сейчас на это тратится много государственных денег, но хотелось бы видеть несколько бóльшую вовлеченность со стороны бизнеса в студенческое предпринимательство». Многие университеты сейчас создают стартап-студии. Появилась такая структура и в ведущих вузах Ростовской области.
«Мы считаем, что именно университеты дают уникальную возможность научиться создавать бизнес, обучаясь на собственных ошибках, ведь, как известно, успешный стартап чаще всего получается с третьего, а то и с пятого запуска», — объясняет важность этого формата федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» генеральный директор университетской стартап-студии Южного федерального университета Алексей Поддубский.
Впрочем, взаимодействие вузов и бизнеса может строиться не только в части отбора интересных студенческих проектов. Университеты и сами могут участвовать в генерации технологий. О развитии такого партнерства рассказал основатель компании «Недремлющее око» Леонид Стариков.
«Мы с МФТИ делаем самообучающуюся нейросеть. В недрах лабораторий вуза зародилась такая технология, а у меня как раз была большая экспертиза применения ее в промышленности и ритейле. У МФТИ много таких идей, но нет опыта создания „пилотов“, внедрения продукта. Когда мы начали сотрудничать, оказалось, что наша экспертиза очень нужна», — приводит пример основатель.
И наконец, вузы и технологические компании могут объединить усилия при выходе на международные рынки, считает проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов: «У большинства российских вузов за последние годы сложились крепкие связи с зарубежными коллегами из дружественных стран, которые могли бы помочь нашим предпринимателям выйти на зарубежные рынки и на них закрепиться. Наши вузы могли бы также содействовать налаживанию прямых связей между предпринимателями. Для начала я бы предложил провести при поддержке Российской ассоциации бизнес-образования, РАНХиГС и нескольких профильных университетов международную онлайн-конференцию, где мы могли бы собрать основателей, руководителей ярких российских предпринимательских компаний и их коллег из дружественных стран, в первую очередь СНГ, ШОС и БРИКС».
Открытость к новым образовательным подходам
Елена Алябина,
доцент кафедры менеджмента, руководитель магистерской программы «Инновационное предпринимательство и менеджмент» Новосибирского государственного университета (НГУ):
— В НГУ уже несколько лет реализуется магистерская программа «Инновационное предпринимательство и менеджмент», множество курсов предпринимательского толка встроены в учебные планы, проходит подготовка и защита выпускных работ в формате «Стартап как диплом». В 2023 и 2024 годах число команд выросло в два раза по сравнению с первым выпуском стартаперов в 2022 году.
В НГУ функционирует Центр предпринимательских инициатив. Под его началом работает Стартап-студия, которая регулярно проводит акселерационную программу «Каталист», Летнюю школу стартапов, помогает студентам подавать заявки на конкурс «Студенческий стартап». Центр трансфера технологий и коммерциализации открыт для студентов, реализующих серьезные научные разработки совместно с преподавателями и научными сотрудниками университета. Более 50 обучающихся привлечены к такой деятельности.
Мы приглашаем успешных выпускников в качестве преподавателей или менторов. Так, в прошлом году мы проводили встречу с выпускником экономического факультета Константином Канивцом, сооснователем сервиса для маркетплейсов EcomCom — стартапа, который был выкуплен одним из крупных банков. Наш постоянный эксперт Сергей Солобоев — серийный технологический предприниматель, сооснователь компаний «Унискан», Cityair, «Энергозапас», «Полюс-СТ» — стал преподавателем университета и советником директора Передовой инженерной школы НГУ.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag