Как раскалялась сталь

Дональд Трамп включил двойной тарифный счетчик для ЕС

Фото: Daniel Torok/Global Look Press
Торговое перемирие ЕС и США оказалось под угрозой: Вашингтон и Брюссель готовятся перейти от согласования к эскалации. В Европе осознали последствия заключения неравноправной сделки в пользу Штатов: машиностроение ЕС в «экзистенциальном кризисе». Ответственная за это соглашение председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подвергается широкомасштабной критике, ей грозит очередная попытка вынесения вотума недоверия (вторая менее чем за полгода). Президент США Дональд Трамп грозится повышением тарифов в ответ на миллиардные штрафы в отношении Google за нарушение антимонопольного законодательства ЕС. В Еврокомиссии готовятся «ко всем возможностям» и рассматривают «все варианты».

Экзистенциальный кризис

7 сентября президент немецкой ассоциации машиностроительной промышленности (VDMA) Бертрам Кавлат в письме главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен заявил, что европейский сектор машиностроения оказался в «экзистенциальном кризисе». По данным господина Кавлата, около 30% импортируемого в США европейского оборудования облагается непомерными дополнительными пошлинами, сообщила The Wall Street Journal. Ряд европейских производителей, например компания Krone (седельные полуприцепы и прицепы), уже отказались от поставок в Штаты и рассматривают их перенаправление в Мексику и Канаду.

Причина — под американский тариф в 50%, которым с 4 июня облагаются сталь и алюминий из всех стран, с недавнего времени подпадает и тот металл, который содержится в самой различной продукции, поставляемой в США. Список по-настоящему обширный — от железнодорожных вагонов до ветряных турбин и всевозможных станков. Всего он включает 407 категорий товаров, пошлину на них с 18 августа распространило Министерство торговли США.

«Формально августовское расширение списка товаров, подпадающих под секторальные импортные пошлины США на товары из стали, алюминия и их производных, произошло в рамках стандартной процедуры дополнения товарного перечня, а не в формате нового механизма. Другое дело, что дополнение стало беспрецедентным», — пояснил «Эксперту» ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Андрей Гнидченко.

«Автозапчасти, детали мебели — в общем, если что-то блестит, состоит из металла или хоть как-либо связано со сталью или алюминием, то, скорее всего, оно есть в списке. Это не просто очередной тариф — это стратегический сдвиг в регулировании производных стали и алюминия», — процитировал канал CNBC вице-президента по таможенным вопросам в Kuehne + Nagel International AG Брайана Болдуина.

Андрей Гнидченко добавляет, что к производным продуктам был отнесен «очень широкий круг товаров, по многим из которых металлы используются только в качестве упаковки: например, пропан и другие газы, фармацевтические средства, парфюмерия, косметика».

Такая мера призвана «способствовать дальнейшему возрождению американской сталелитейной и алюминиевой промышленности», — передало Минторговли США комментарий заместителя американского торгового министра по вопросам промышленности и безопасности Джеффри Кесслера.

Андрей Гнидченко подчеркнул важный момент: механизм пошлин так устроен, что двойного обложения не происходит: «Все прочие тарифы применяются не ко всей стоимости изделия, а только к его части за вычетом стоимости, которая связана с содержанием металлов». Например, если речь идет об автомобиле, то та его часть, которая состоит из стали и алюминия, облагается по ставке в 50% на ввоз в США этих металлов, и только всё остальное — тарифом для всех стран на автомобили в 25%, действующим с 3 апреля.

Доля стали и алюминия особенно значима в товарах металлургического и машиностроительного секторов, доля которых в импорте США в 2024 г. составила около 8% ($264 млрд). Примеров товаров только этих двух секторов в списке Минторговли немало — от крепежной арматуры до трансформаторов и бульдозеров.

«Из крупнейших стран-партнеров США от этой меры наиболее пострадает Япония, в силу очень большого смещения ее экспорта в сторону машиностроительных товаров: новым правилам будет подвержено 16% всего импорта США из Японии, в денежном эквиваленте это $24 млрд. Для ЕС же эта оценка составляет около 8% ($48 млрд)», — оценил Андрей Гнидченко.

Он обратил внимание, что среди всех машиностроителей «под раздачу» не попал сектор авиа- и судостроения: относящиеся к нему категории товаров в перечне американского Минторга отсутствуют. Если говорить об остальном машиностроении, то, по оценкам экономиста, пошлины на алюминий и сталь затронули около 17% ($242 млрд) его экспорта в США из всех стран, сильнее всех пострадали ЕС (24%, $47 млрд) и Япония (23%, $24 млрд).

При этом торговым партнерам Штатов была оставлена возможность уйти от дополнительных пошлин, отмечает Андрей Гнидченко: «Для этого они должны использовать в производстве экспортируемых в США товаров металл, выплавленный в самих США. Так Трамп пытается не только защитить американских металлургов от импорта, но и одновременно подготовить базу для их экспансии на внешние рынки».

Сделка, которая зависла в воздухе

21 августа, то есть спустя всего 3 дня после того, как американский Минторг расширил пошлины на сталь и алюминий, США и Евросоюз согласовали торговое рамочное соглашение. Оно подтвердило и развило положения сделки, которую американский президент Дональд Трамп и председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен предварительно согласовали 27 июля.

Перевес в рамочном соглашении откровенно оказался на стороне Штатов: ЕС обязался открыть для них свои рынки промышленных товаров и обеспечить преференции для ряда американской сельхозпродукции, взамен США согласились на большую часть поставок из ЕС по ставке в 15%.

В эту большую часть вошли и автомобили, ранее облагавшиеся пошлиной в 27,5% — в нее входили 25%, введенные согласно трамповской прокламации от 26 марта (на автомобили вступил в силу с 3 апреля, на автозапчасти — с 3 мая), а также ставки в 2,5%, касавшейся всего автомобильного импорта в Штаты еще до второго президентского срока Трампа.

Что касается пошлины на сталь и алюминий, сообщалось, что стороны продолжают ее обсуждать и возможно снижение с 50 до 15% для некоторой части европейских поставок в рамках неких квот.

«В отношении стали, алюминия и продуктов их переработки Европейский союз и Соединенные Штаты намерены рассмотреть возможность сотрудничества в целях защиты своих внутренних рынков от избыточных мощностей, обеспечивая при этом безопасность цепочек поставок друг друга в том числе посредством решений по тарифным квотам», — было сказано в совместном заявлении, опубликованном на сайтах Белого дома и Еврокомиссии.

При этом в документе не было ни слова об американском тарифе в 50% на изделия из меди из всех стран, который действует с 1 августа. Наконец, утверждалось, что уступки США вступят в силу «с первого числа того же месяца», в котором ЕС узаконит преференции для товаров из США.

От согласования к эскалации

Пока сделка висит в воздухе, европейцы подсчитывают убытки и высказывают недовольство — в том числе депутаты Европарламента (ЕП), чье одобрение необходимо для вступления ключевых положений сделки в силу.

Так, председатель торгового комитета Европарламента Бернд Ланге заявлял, что законодатели могут потребовать изменений в соглашении США и ЕС. А неназванный представитель ЕК сообщил изданию Politico, что руководство ЕС наблюдает «политическое напряжение» в Европарламенте и «недовольство политических групп, в том числе в рядах большинства — фон дер Ляйен».

Ее ежегодное обращение к ЕП, запланированное на 10 сентября, станет «очередным фарсом», заявила другой собеседник издания, сопредседатель левой фракции в ЕП Манон Обри. На главу ЕК после выступления обрушится шквал критики из-за невыгодной сделки с США, пишет журнал.

По его информации, группы с обеих сторон политического спектра готовят второе голосование о вотуме недоверия фон дер Ляйен, его могут провести в октябре. Предыдущая попытка, закончившаяся неудачей, имела место в июле.

Тем временем 5 сентября ЕК оштрафовала Google на 2,95 млрд евро за злоупотребления и антиконкурентную практику на рынке рекламы. В ответ на это Дональд Трамп заявил, что Европа присвоила себе деньги, «которые в противном случае пошли бы на американские инвестиции и рабочие места», и пригрозил «инициировать процедуру по статье 301» американского Закона о торговле 1974 г., «чтобы нейтрализовать несправедливые штрафы, налагаемые на американские компании, которые платят налоги».

Законодательное положение, упомянутое Трампом, наделяет американского президента правом задействовать любые надлежащие меры, включая повышение таможенных тарифов, для борьбы с политикой или действиями иностранных государств, которые негативно влияют на американскую торговлю или нарушают международные договоренности.

На этом фоне вместо заключения уже дважды согласованной сделки стороны рискуют перейти к торговой эскалации. Так ЕК готовится к возможным санкциям и росту тарифов, заявил 8 сентября на брифинге в Брюсселе официальный представитель ЕК Олаф Джилл. «Комиссия готовится ко всем возможностям, и все варианты находятся на рассмотрении», — многозначительно ответил он на соответствующий вопрос.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
В мире,
Почему ОПЕК+ продолжает наращивать добычу на фоне риска профицита нефти
Технологии,
Олег Лавров о том, как перейти от дженериков к инновационным разработкам
Интервью,
Наталья Трунова о том, что тормозит партнерство государства и бизнеса