Интервью

Как защитить свои данные, пользуясь устройствами с голосовыми помощниками?

Прослушка без смысла

Павел Мясоедов
Павел Мясоедов
Директор компании «ИТ-Резерв», эксперт по технологиям
Все не так страшно, хотя опасения пользователей не совсем беспочвенны. IT-гиганты вроде Google действительно собирают информацию о пользователях, но с их согласия.

контекст

Полную приватность рядом с умной колонкой может обеспечить только физическое отключение микрофона, предупредили в Роскачестве. Постоянный анализ звукового окружения делает нежелательным обсуждение рядом с устройством любой чувствительной информации, добавили в ведомстве.

Также важно регулярно проверять разрешения, выданные устройствам умного дома, чтобы контролировать уровень доступа к данным, подчеркнул руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Кузьменко.

Еще много лет назад в пользовательских соглашениях Google было прямо указано: создавая почтовый ящик, вы одобряете анализ данных, пусть и в обезличенном формате.

Другой вопрос — какие именно данные собираются. Они весьма ограничены и несут только сфокусированную коммерческую пользу.

Иными словами, эти данные можно использовать для решения узких задач, но не для компрометации частной жизни. Причина тут не в моральных принципах компаний, а в вычислительных возможностях.

Сами умные колонки не имеют встроенных алгоритмов генеративного искусственного интеллекта или языковых моделей. Максимум — базовый процессор, операционная система и минимальный набор предустановленных данных, вроде фраз «нет подключения к интернету» или «здравствуйте».

Все остальное колонка получает с серверов Google, Яндекса или других компаний. Если бы в устройство попытались встроить полноценную ИИ-логику, оно стало бы в разы дороже из-за роста требований к процессору и памяти.

Именно поэтому все вычисления происходят на внешних серверах. Там осуществляется обработка, а затем результат возвращается пользователю.

Но представим, что колонки круглосуточно передавали бы аудиозаписи разговоров. Это потребовало бы гигантских ресурсов — и вычислительных, и инфраструктурных. Подобная модель не имеет никакого экономического смысла.

Компании ориентированы на прибыль, а не на создание антиутопии. В подавляющем большинстве случаев они просто анализируют поведение пользователей, чтобы продавать обезличенные данные маркетологам. Отсюда и таргетированная реклама.

Информация, которая реально интересует компании, выборочная. Хранить все разговоры, включая бытовые шумы, никто не станет: это технологически сложно и финансово нецелесообразно.

Да, колонки активируются на определенные фразы-триггеры, после чего могут начать запись. Иногда — случайно. Но даже эти данные обрабатываются обезличенно, на предмет ключевых маркеров, а не содержимого всей речи.

Бояться тотальной слежки не стоит. Конечно, обсуждать в присутствии колонки банковские пароли или конфиденциальные темы — излишне, но вероятность утечки минимальна.

Алгоритмы обработки речи заточены под поиск маркеров, а не под анализ смыслов. Из всей речи вычленяется малая часть, пригодная для статистики.

Что касается данных в интернете, в чатах или почтовых сервисах, — там действительно можно снять флажок, запрещающий обработку вашей информации.

Но такой запрет ухудшит пользовательский опыт: перестанут работать функции персонализации, удобные подсказки, подбор релевантного контента. Так что здесь выбор между комфортом и осторожностью.

Если вы не политик, не бизнесмен и не медийная фигура, волноваться не о чем. Если же вы человек публичный и хотите защитить приватность, просто не устанавливайте умные колонки в кабинете.

Можно использовать обычные устройства без сетевого подключения — хотя и там нет стопроцентной гарантии безопасности, ведь искусственный интеллект встроен сегодня практически во все.

Главное — не впадать в крайности. Можно узнать, какие именно фразы активируют вашу колонку, и не произносить их лишний раз. Можно отключить флажки в почтовом сервисе, если опасаетесь анализа данных.

Но в целом страх о «тотальном сборе информации» ничем не подкреплен. Он существует на уровне антиутопии. И дело не в высоких моральных принципах компаний, а в экономической целесообразности: хранить и обрабатывать все аудиозаписи невыгодно.

Это потребовало бы колоссальных инвестиций, а смысла мало, ведь большинство разговоров обыденны, неинтересны и не имеют коммерческой ценности.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Простой хуже воровства
В мире,
Рекордный шатдаун в США завершился, новый может случиться уже в феврале
Прозрачный и управляемый
Как изменится рынок грузоперевозок с переходом на ЭПД