контекст
Федерация независимых профсоюзов (ФНПР) подготовила изменения в Трудовой кодекс, которые впервые должны определить правила для платформенной занятости — тех, кто работает через цифровые сервисы без обычного трудового договора.
Глава ФНПР Сергей Черногаев сообщил, что поправки могут коснуться около 9,5 млн человек. Он отметил, что закон о платформенной экономике уже принят, но вопросы трудовых гарантий для исполнителей до сих пор остаются вне регулирования.
Новый закон задал базовые правила работы цифровых платформ. Но он почти не затрагивает трудовые гарантии людей, которые фактически ежедневно выполняют работу через сервисы доставки, такси, фриланс-платформы и другие агрегаторы.
Формально они остаются самозанятыми или независимыми исполнителями, а фактически нередко работают в условиях, близких к трудовым. То есть, с графиками, рейтингами, штрафами, контролем качества и зависимостью от единственного источника дохода. Именно эту «серую зону» Трудовой кодекс пока не описывает.
Поэтому необходимость поправок очевидна. Без них закон о платформенной экономике остается неполным. Он регулирует технологическую оболочку, но не отвечает на главный вопрос — какие социальные и правовые гарантии должны быть у исполнителя, который приносит платформе постоянный доход и находится в экономической зависимости от нее.
Требуются нормы о минимальных стандартах безопасности, страховании от несчастных случаев, прозрачных алгоритмах начисления вознаграждения и недопустимости блокировок без объяснений.
Важно определить, когда отношения с платформой все-таки должны считаться трудовыми или, по крайней мере, «квазитрудовыми» — с базовыми гарантиями, пусть и в облегченной форме.
Внедрение этих изменений приведет к тому, что часть платформ будет вынуждена пересмотреть свои модели работы.
Возможно появление гибридных форм занятости, когда исполнитель остается самозанятым, но получает гарантированный минимум прав — от страхования до обязательства по предоставлению прозрачных условий выполнения заказов.
Для бизнеса это усложнение, но для государства — способ вывести огромный сегмент экономики из правовой неопределенности.
В конечном итоге выиграют и платформы. Понятные правила игры снижают регуляторные риски и устраняют постоянные споры о том, являются ли исполнители их «скрытыми работниками».
Дальнейшее развитие ситуации зависит от того, насколько глубоко законодатели готовы заходить. Консервативный вариант — ограничиться минимальным набором гарантий и запретом дискриминационных алгоритмов.
Более смелый — ввести полноценный статус платформенного работника с четкими правами и обязанностями. Вероятнее всего, будет выбран промежуточный путь: государство начнет с самых острых вопросов — защиты доходов, страхования и прозрачности правил — и постепенно будет расширять регулирование по мере накопления практики.
В любом случае сектор платформенной занятости перестанет быть «правовым островом» и станет частью системы трудовых отношений с более предсказуемыми и защищенными правилами.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag