Интервью

Дмитрий Григоренко: «Цифровые технологии стирают границы»

Как цифровизация изменила управление государством

Дмитрий Григоренко: «Цифровые технологии стирают границы»
Фото: Стоян Васев
За последние пять лет система управления работой правительства прошла путь от тележек с документами, курсирующих в коридорах власти, до практически полностью цифрового документооборота и цифрового контроля за исполнением всех поручений. Прозрачность работы властных структур отразилась и на жизни людей: сложно даже представить, сколько времени гражданам сэкономил сервис «Госуслуги». Следующий шаг — создание единого цифрового ID и эффективное использование big data, накопленных государственными структурами. Как это будет происходить, «Эксперту» рассказал вице-премьер, руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

— Недавно исполнилось пять лет работы правительства в новом составе. Вы отмечали?

— Если честно, я бы даже не вспомнил, пока не увидел в СМИ публикации на эту тему. Это же такая скорее внешняя атрибутика. Вы отмечаете количество лет работы в журнале?

— Нет.

— Так же и у нас в календариках никто, как Робинзон Крузо, дни не зачеркивает и не считает, сколько проработал, я вас уверяю в этом!

— Хотелось на самом деле другой вопрос задать. Команда премьера много внимания уделяет цифровизации. Как далеко вы продвинулись в цифровизации госуправления за пять лет?

— Изнутри это сложно оценивать... Приведу некоторые цифры на примере всем понятного электронного документооборота, который является важной частью государственного управления.

Сейчас более 90% документооборота в аппарате правительства переведено в электронный формат. Пять лет назад доля составляла 40%. У нас не оцифрованы только специализированные документы и часть обращений граждан, которые иногда все-таки поступают на бумаге. Их, кстати, мы тоже сразу переводим в электронный формат.

Раньше по Белому дому ездили дивизии тележек с документами, работой с бумагами занимались целые подразделения. Сейчас всего этого нет. Кстати, часть людей высвободили, которые были завязаны на работу с бумагой.

(В этот момент секретарь приносит Григоренко несколько документов на подпись в красной папке.)

— То есть бумаги все же на подпись приносят...

— Это как раз специализированные документы принесли — видите, здесь исходящий бланк красный...

— Кроме того, что ушла бумажная волокита, что поменялось в госуправлении?

— Цифровизация делает прозрачными все процессы. Это как включить свет в гараже. Чего только там нет! Зато сразу все видно.

Так и у нас. Цифровая система госуправления позволяет видеть все процессы, результаты, риски — спрятать, замолчать что-либо уже не получается.

Все задачи, мероприятия оцифрованы и отражены в информационной системе. Например, такие как строительство школ, дорог, разработка необходимых законов. Верхнеуровневые целевые показатели — например, KPI — дробятся на части и распределяются далее на отраслевые департаменты, министерства и так далее по цепочке исполнителей.

Если информационная система видит риск невыполнения задачи — например, срок сдачи в эксплуатацию объекта уже поджимает, а разрешение на строительство все еще не получено, то загорается красная лампочка. Исполнитель видит этот сигнал на своем мониторе. Например, вот мониторинг поручений по Курску и Белгороду (подходит к крупному интерактивному экрану с панелью задач, он стоит в кабинете Григоренко). Смотрите, сейчас у меня два поручения неисполненных. Они красным горят. Но не беспокойтесь: в течение дня будет все зеленое. И не только у меня, а у всех вице-премьеров. В этом и смысл машины: она вынуждает реагировать, чтобы «не сделано» стало «сделано».

— Эксперты говорят о возникновении «цифрового госплана». Насколько это соответствует действительности?

— Цифровизация позволяет связать между собой спрос, предложение и учесть все необходимые мероприятия — все в одном виртуальном флаконе. Это позволяет перейти к другому качеству и другой скорости принятия решений. Машина, я имею в виду информсистему, заранее предупреждает, на какие моменты при планировании достижения той или иной задачи следует обратить внимание, чтобы она была исполнена в полном объеме и в срок.

По сути, цифровая модель управления действует так же, как навигатор. Вы ставите начальную и конечную точки определенного мероприятия, которое должно быть выполнено, а система сама связывает все между собой. Исходя из заранее запланированных событий и анализа факта реализации аналогичных мероприятий, она прогнозирует, будет выполнена определенная задача или не будет.

И чем больше показателей и мероприятий анализирует система, тем точнее становится прогноз. Поначалу, когда мы только запускали систему мониторинга нацпроектов, попадали в прогноз едва ли в половине случаев. Сейчас показатель перевалил за 90%. Поэтому наша задача — сделать систему управления, а не контроля.

Такой подход меняет всю модель выполнения любой задачи. Не нужно ждать окончания запланированных сроков и оценки результата «сделано/не сделано». Заранее видно, что и где мы не сделаем, и прилагаем максимум усилий, чтобы эти задачи были выполнены.

— Готовы ли чиновники к использованию таких технологических решений?

— А вы думаете, что чиновник — это что-то такое завезенное с луны? У нас сложился странный стереотип, что люди, когда попадают на работу в госучреждение, резко меняются, становятся такими негибкими, отсталыми бюрократами. Конечно, это не так. К технологиям все готовы, в том числе чиновники. Вопрос скорее в том, готовы ли были они к тому, что все стало гораздо более прозрачным. Это действительно оказалось комфортно далеко не всем.

Дмитрий Григоренко
Фото: Стоян Васев

— С переводом документов в цифровой формат массив данных в вашем распоряжении возрастает. Как государство работает и планирует работать с большими данными?

— Кроме использования данных в госуправлении, о котором мы уже поговорили, сейчас мы ведем работу по двум направлениям.

Первое — это обеспечение работы с большими обезличенными данными. Мы хотим расширить возможности по обмену такой информацией с бизнесом. Мы как государство владеем огромным массивом данных. При правильном подходе вместе с бизнесом мы можем сделать услуги и сервисы комфортнее, а работу эффективнее. Это будет дорога с двусторонним движением: бизнес по запросу государства будет делиться своими данными, а государство по запросу бизнеса — своими.

Акцентирую внимание, что данные будут передаваться в обезличенном виде. Это очень важный момент — соответствующие изменения были внесены в федеральный закон «О персональных данных» в 2024 году. Сейчас перед нами стоит задача выбрать правильные социально-экономические сценарии применения таких данных.

Второе направление — наборы госданных для развития сервисов на базе искусственного интеллекта. Формирование и обмен такими данными — важное условие развития и внедрения технологий искусственного интеллекта не только в госуправлении, но и в повседневной жизни. Все просто. Чем больше данных будет вовлечено в оборот, тем больше прорывных решений и возможностей применения ИИ страна будет иметь на выходе.

К примеру, медицина. Мы видим, как сильно уже сейчас искусственный интеллект помогает врачам и пациентам, эффективно ассистирует при выявлении патологий на флюорографических снимках.

— Рассматриваете ли вы интеграции с бизнесом на платформе «Госуслуг» и как в целом вы видите развитие сервиса?

— Начну с ответа на вторую часть вашего вопроса. На данный момент на портале [«Госуслуги»] представлено около 1,6 тыс. услуг. Но не надо думать, что я хвастаюсь. Это очень много. Пользователю уже становится сложно разобраться в том, что ему требуется и какой путь из кликов ему нужно проделать. Поэтому сейчас основная задача — это объединение услуг по тематическому принципу. По сути, мы занимаемся их пакетированием в комплексный продукт под названием «жизненная ситуация». Мы связываем в одну жизненную ситуацию — например, переезд в другой регион или выход на пенсию — 15–17 отдельных госуслуг. Такой подход существенно повышает эффективность.

Другой тренд — это перевод разрозненных государственных услуг на единую платформу. Что имею в виду. Каждое ведомство в пределах своих функций развивает собственную линейку сервисов: налоговых, таможенных, судебных, лицензионных и так далее. Все они важны и востребованы у получателей, но сделаны они по разным стандартам. Для пользователей удобно, если все они объединены на одном портале, а лучше — в иконке на экране монитора. Наша цель — перевести на платформу «Госуслуг» абсолютно все государственные сервисы.

Теперь что касается интеграций с бизнесом. Мы действительно не хотим ограничивать себя только тем, что напрямую связано с государственными функциями. С госуслугами могут быть интегрированы, например, и сервисы банков или маркетплейсов. Но только при условии, что они выступают частью цепочки действий, которые пронизывают ту или иную жизненную ситуацию как ее обязательные атрибуты. Покупку газировки вряд ли можно к этому отнести.

Но первостепенная задача — интегрировать все государственные сервисы на единой платформе, типизировать по тематическим блокам — жизненным ситуациям, стандартизировать и упростить.

— Офисы МФЦ, по субъективным ощущениям, опустели. Так ли это?

— Не совсем. Количество обращений через МФЦ зафиксировалось примерно на одном уровне. Все же значительная часть населения продолжает пользоваться офлайн-центрами. Поэтому я бы не стал говорить, что все плавно идет к закрытию офисов. Но очевидно, что тренд в оказании услуг — это цифровой портал и мобильные приложения.

— СМИ сообщали о предложении сделать единым окном входа на маркетплейсы портал «Госуслуги». Так ли это?

— Такой вариант действительно сейчас рассматривается для продавцов товаров, но пока решение не принято.

Стоит отметить, для многих удобнее использовать биометрию для идентификации вместо паролей как для «Госуслуг», так и для коммерческих сервисов.

— Давайте поговорим об этом подробнее. Биометрия в качестве единого ID — это уже решенный вопрос?

— Нет, конечно! Вообще что такое биометрия? По сути, это идентификатор, то есть по-простому пароль. Пароль может быть числовым, всем привычным. Его нужно записывать, где-то хранить. Но паролем может быть и биометрия: изображение лица, голос, отпечаток пальца. Это для многих действительно удобно! И если есть желающие такую технологию использовать, то наша задача — как государства — им такую возможность предоставить. Но всегда будут те, кто любит пароли в книжку записывать. И это тоже нормально! Поэтому биометрия есть и должна быть только дополнительным способом получения услуг. Да, комфортным и быстрым. Но альтернативным! В каком-то смысле это неизбежный этап эволюции технологий.

А что касается реализации решения, нам для такого шага в принципе ничего не требуется. Все необходимые действия мы уже произвели.

На данный момент Россия — одна из крайне небольшого количества стран, где действует единая государственная, сертифицированная всеми службами безопасности защищенная система, где хранятся биометрические данные

Больше 3 млн человек самостоятельно зарегистрировали свою биометрию в этой системе. Заметьте, их никто не заставлял! Они сами! При этом свою биометрию они полностью контролируют: могут в любой момент отозвать согласие через портал «Госуслуги». Есть нормативная база, которая это позволяет.

В этом плане мы на шаг впереди очень многих развитых стран. И не нужно стесняться! Задача — перейти на использование биометрии во всех сервисах и государственных услугах. Но мы к этому идем очень аккуратно, эволюционно, как в школе: сначала в первый класс, потом во второй, в третий. Плюс общество должно быть к этому готово. У молодежи огромный запрос на сервисы без пароля — с использованием биометрии. Они иногда просто требуют этого. Студенты, например! Многие инновации, которые вызывали отторжение в прошлом, сегодня становятся нормой. Те же покупки через интернет. Цифровые технологии стирают границы, и не надо этого бояться.

статистика

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЕРВИСЫ

36 федеральных и 340 региональных ситуаций будут интегрированы на платформу в 2025 году. Сейчас доступны 34 федеральные и 85 региональных жизненных ситуаций

На 35% сократилось время получения услуг за счет объединения их в один тематический комплекс

112 млн пользователей зарегистрировано на «Госуслугах»

17 услуг в среднем объединяет одна жизненная ситуация

На 29% (до 20 документов в среднем) уменьшилось количество требуемых документов для решения вопросов в конкретной жизненной ситуации

Данные предоставил секретариат Дмитрия Григоренко.

— Какие, по вашей оценке, наиболее значимые меры закона о кибермошенниках?

— В нем около 30 мер, которые охватывают наиболее распространенные схемы мошенничества.

Могу назвать несколько. Первое — это обязательный автоопределитель входящих звонков от организаций. То есть должен высветиться не номер, а наименование организации. Таким образом, человек сразу на экране своего телефона увидит, звонит ему банк, сотовый оператор или это подозрительный вызов.

Второе: вводим обязательный интервал между сообщениями при смене пароля на портале «Госуслуги». Сначала будет приходить уведомление о намерении поменять пароль и только через 10–15 минут — сам код для подтверждения этого действия.

Третье: запрет на звонки через мессенджеры для госорганов и сотрудников банков. Видим, если звонок через мессенджер — это не банк.

Четвертое — это самозапрет на международные звонки, человек сможет установить его самостоятельно. Это снизит риски мошенничества. Потому что зачастую злоумышленники используют иностранные номера или действительно находятся за рубежом.

Пятое — это самозапрет на телефонные спам-обзвоны и СМС-рассылки, в том числе для банков.

Дмитрий Григоренко
Фото: Стоян Васев

— Как существенно это снизит объемы кибермошенничества?

— Нужно понимать, что само по себе мошенничество — это обман или злоупотребление доверием. То есть универсальных правил, как побороть мошенничество, не существует. Многое зависит от самого человека: если он невнимателен, риск стать жертвой обмана возрастает. Важно, что любая информация, которую вы передаете третьим лицам, будь то человек, организация или даже мессенджер, может оказаться в чужих руках.

Цифровая гигиена в России пока остается слабым местом. Многие начинают задумываться о ней только после того, как столкнутся с проблемами. Поэтому важно с детства объяснять, что данные, размещенные в интернете, могут быть украдены. Мы, в свою очередь, стараемся сделать все возможное, чтобы обеспечить безопасность цифрового пространства. И законопроект — это один из инструментов. Да, он не решит проблему мошенничества полностью, но сильно усложнит деятельность мошенников, а некоторые схемы и вовсе разрушит. Идея в том, чтобы охватить все аспекты проблемы мошенничества: от блокировки спам-звонков до безопасности пользователей цифровых платформ.

— Вернемся к теме маркетплейсов, которую мы затронули вскользь. Помимо обсуждения вариантов безопасной авторизации на платформах, уже давно готовится рамочный законопроект, посвященный регулированию этой отрасли. Почему он так долго рассматривается и есть ли принципиальные решения о том, что именно должно в него войти?

— Маркетплейсы сегодня занимают более 50% рынка онлайн-торговли. Это действительно много! Поэтому наша задача при создании регуляторики — гарантировать защиту интересов граждан, но при этом не навредить самим цифровым платформам. Наш законопроект затронет несколько ключевых аспектов.

Первое — отношения продавцов и маркетплейсов. Второе — отношения покупателей и маркетплейсов. Третье — доставка товаров. Четвертое — урегулирование споров или претензий со стороны покупателей. Пятое — отношения маркетплейсов и пунктов выдачи заказов.

После вступления закона в силу мы будем анализировать полученный эффект, при необходимости дорабатывать нормы, чтобы они максимально соответствовали реальным потребностям граждан и рынка. Нужно действовать очень осторожно, поступательно. Это необходимо для создания справедливых и прозрачных правил работы. Самое главное — защита интересов наших граждан, их безопасность и удобство!

— Напоследок вопрос из области философии. Вас в целом не беспокоит переход в виртуальную реальность?

— На мой взгляд, мы уже живем в мире виртуальной реальности. Просто не хотим или не успеваем это осознать и принять. Технологии стирают границы, они меняются и меняют наш уклад настолько быстро, что мы часто даже не успеваем задумываться о сути происходящего. А если отойти от философии к реалиям сегодняшнего дня — наша главная задача в том, чтобы цифровизация оставалась удобным дополнением, помощником человеку, а не заменяла настоящую жизнь.

Итоги электронного документооборота

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 13 янв 19:07
Декан факультета журналистики МГУ об образовании и цифровизации
Мнения, 25 дек 11:00
Как работает программа «доращивания» поставщиков корпораций
Мнения, 5 дек 16:50
Почему возник политический кризис во Франции
Мнения, 14 ноя 15:32
Банк России и правительство разрабатывают меры поддержки выхода компаний на биржу, но их может оказаться недостаточно
Свежие материалы
Мэру Стамбула не дают выбора
Мнения,
Почему задержали градоначальника, оппозиционного главе Турции
SWIFT уже никому не нужен
Мнения,
Ослабление санкций не приведет к восстановлению расчетов в долларах и евро
Упаковка как инструмент продаж
Опыт «Готэк»: как Eye-tracking помогает измерить заметность и повысить продажи