Интервью

Автомобильный рынок меняет приоритеты

По всему миру продается все больше автомобилей из КНР

Автомобильный рынок меняет приоритеты
Фото: VCG/Visual China Group/ТАСС
Доля китайских автомобилей в статистике продаж в России в 2024 г. бьет новые рекорды. По данным «Автостата», на долю «китайцев» приходится уже около 60% автомобилей, и если бы не Lada Granta и Vesta, то она была бы еще больше. В премиальном сегменте китайцы контролируют уже более 70% рынка. Среди дорогих машин лишь BMW и Mercedes-Benz, которые завозят к нам параллельным импортом, еще сопротивляются китайским брендам. В активности китайских марок в России нет ничего удивительного — традиционные производители покинули рынок и освободили для них нишу. Но если посмотреть на мировую статистику, то выяснится, что китайские марки медленно, но верно увеличивают свое присутствие и на других рынках сбыта, в странах, которые не подверглись санкционному давлению.

За 30 лет объем производства автомобилей в Китае вырос в десятки раз. Если в 80-х годах прошлого века в Китае выпускали около 500 тысяч машин в год, то сейчас — почти 30 млн автомобилей. Экспорт машин из Китая непрерывно растет уже 15 лет. Крупнейшим мировым экспортером Китай стал по итогам первой половины 2023 г. — страна экспортировала более 2,3 млн авто (+76,9% по сравнению с первыми 6 месяцами 2022 г.), в то время как Япония смогла поставить около 2 млн машин.

В 2024 г. Китай увеличил отрыв от преследователей. Ожидается, что по итогам этого года экспорт автомобилей из Китая превысит отметку в 6 млн автомобилей, что станет абсолютным рекордом (только за первые 8 месяцев 2024 г. экспорт составил почти 4,1 млн машин, что на 39% больше, чем в 2023 г.).

Самым важным экспортным рынком для Китая за первые 8 месяцев 2024 г. стала Россия — более 700 тысяч машин. На втором месте идет Мексика, далее ОАЭ и Бразилия, а замыкает пятерку Бельгия (но с этой страной статистика лукавит).

При этом растет не только количество отправленных на экспорт автомобилей, но и их цена. Так, в 2021 г. один отправленный на экспорт автомобиль стоил в среднем $16 тыс., в 2022 г. — $18 тыс., а в 2024 г. речь идет о сумме в $19 тыс.

Главные экспортные рынки автомобилей для Китая (январь—август 2024 года)

Главные экспортные рынки автомобилей для Китая

Главные экспортные рынки электромобилей и гибридов для Китая (январь—август 2024 года)

Главные экспортные рынки электромобилей и гибридов для Китая

Мексика

По итогам первых 8 месяцев 2024 г. Мексика занимает второе место в списке главных экспортных рынков для китайских автомобилей. Однако в отличие от России автопром Поднебесной не доминирует в этой стране. Мало того, если у нас китайские компании проигрывают только Lada с ее дешевыми моделями, то в Мексике китайский автопром не входит даже в лидирующую десятку.

По данным аналитического агентства Focus2move, главные марки на мексиканском рынке — это Nissan (164 261 шт. за первые 8 месяцев 2024 г.), Chevrolet (126 721 шт.) и Volkswagen (86 483 шт.).

Самая популярные китайская компания в Мексике — это JAC, но она занимает лишь 15 место в списке самых популярных в стране. На втором месте среди «китайцев» идет незнакомая нам марка Chirey. Но на самом деле это Chery. Просто в Мексике права на бренд Chery принадлежат американскому бизнесмену Малкольму Бриклину.

Объединенные Арабские Эмираты

ОАЭ идет в 2024 г. на третьем месте в списке основных получателей китайских машин. Однако и здесь китайские бренды находятся не в лидерах.

На первых местах в Эмиратах «японцы»: Toyota, Nissan и Mitsubishi. На четвертом стоит компания MG, которая хоть и принадлежит китайской компании SAIC Motor, но считается британской. Замыкает пятерку Hyundai.

Самый же лучший «китаец» по продажам в ОАЭ — это JAC, который идет на 10 месте.

Бразилия

Бразильский авторынок по объему продаж превосходит российский. Если у нас в январе—октябре продали чуть больше 1,3 млн машин, то в Бразилии — 1,99 млн, что на 14,68% больше, чем в предыдущем году.

По данным Focus2move, лидер бразильского авторынка — это итальянский FIAT (более 422 тысяч машин). В тройку также входят немецкий Volkswagen (320 тыс. шт.) и американский Chevrolet (252 тыс. шт.).

Но 2024-й можно смело назвать годом китайской марки BYD, которая выпускает гибриды и электрокары. Спрос на модели этого бренда в Бразилии в 2024 г. вырос сразу на 534%, до 53 тыс. машин. BYD смогла подняться в этом году в рейтинге сразу на 10 позиций и сейчас занимает 7 место в списке самых популярных в стране.

Бельгия

Бельгия на пятом месте, но статистика в данном случае лукавит. Действительно, более 182 тысяч автомобилей ввезено в эту страну с января по август 2024 г. Но это не означает, что бельгийский рынок завоеван китайским автопромом. Просто многие машины из Китая прибывают по морю в порты Бельгии и там оформляются для ввоза в Европу. Еще один интересный факт — практически все отправленные в Бельгию автомобили относятся к категории подзаряжаемых гибридов или электромобилей.

Сейчас самые популярные бренды в Бельгии: BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz, Audi и Peugeot. Продают в Бельгии и «китайцев», главным образом BYD. Но этот бренд занимает лишь 23 место в списке самых популярных, хотя демонстрирует прекрасную динамику — плюс 485%. Но в абсолютных цифрах BYD все еще сильно проигрывает «немцам». Если BMW и Volkswagen только за октябрь 2024 г. продали более 40 тыс. машин, то BYD — лишь 2 071 машину.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Авто, 4 авг 09:00
В составе колонны — десять автомобилей бренда
Авто, 20 июл 19:08
Hongqi представила лифтбек Н6
Авто, 4 июл 07:00
Минпромторг хочет стимулировать спрос на машины и одновременно притормозить импорт «китайцев»
Авто, 2 июл 10:00
Дистрибьюторам рекомендовано отказаться от бонусов автодилерам
Свежие материалы
Мир на пороге перелома
Мнения,
Почему однополярное мироустройство аномально
Почему опытные руководители избегают изменений?
Феномен «управленческого паралича»
Инвесторы не нашли позитивных новостей
Финансы,
В начале осени индекс Мосбиржи снизился до уровня конца весны