Старший банкир ВЭБ.РФ
Такой разрыв подчеркивает острую необходимость пересмотреть подходы к финансированию климатических инициатив и переходу к «зеленой» экономике. Денежно-кредитная и финансовая системы должны быть более гибкими и ориентированными на устойчивое развитие.
Особая роль в этом процессе принадлежит государственным банкам развития. Они играют ключевую роль в перенаправлении финансовых потоков на реализацию целей устойчивого развития ООН. Эта идея закреплена в недавно принятом «Пакте о будущем», который ставит перед миром амбициозные задачи по обеспечению устойчивости и справедливого перехода к экологически безопасной экономике.
Учитывая, что на COP29 часто речь идет о передаче финансовых ресурсов развивающимся странам, логично поставить вопрос о том, в состоянии ли действующая международная валютно-финансовая система обеспечить трансфер денежных средств в интересах климатического финансирования?
Частично — да, если иметь в виду деятельность многосторонних банков развития и заявленные ими амбиции по наращиванию климатического финансирования, а также присутствие на долговых рынках немалого числа заемщиков из стран Глобального Юга.
Однако в совокупности из этих источников возможна мобилизация и трансграничный трансфер в пределах триллиона долларов в год. Выход на несколько триллионов возможен в том случае, если для этого будут созданы надлежащие условия и предпосылки.
Речь идет о модернизации современной международной валютно-финансовой системы (МВФС), то есть о пересмотре правил, процедур, порядков, которыми руководствуются финансовые посредники.
С другой стороны, реформа современной МВФС невозможна из-за нежелания и неготовности развитых экономик менять что-либо кардинально, поскольку в рамках действующей системы в целом успешно решаются задачи по финансовому сопровождению международной торговли и трансграничных инвестиций (как портфельных, так и прямых).
Кроме того, если «отбросить» в сторону вопросы большой политики, то причина данного положения становится более очевидной: проекты, с помощью которых решаются задачи по адаптации и митигации (уменьшение воздействия человека на климат), подвержены повышенным, плохо управляемым технологическим, экономическим, финансовым и политическим рискам.
Выход видится в достижении многосторонних договоренностей о формировании глобальной системы климатического финансирования, которая сосуществовала бы с имеющейся МВФС или являлась бы ее обособленным сегментом.
Сейчас в число институтов развития, которые финансируют климатические и зеленые проекты входят многосторонние, двусторонние и национальные банки. Они не являются коммерческими организациями, но очень важны для «зеленой» повестки дня.
При этом многосторонние банки развития управляют активами в размере $2,2 трлн, а национальные банки развития — в размере $20,2 трлн. И это понятно: крупных многосторонних банков всего десять, а национальных, к которым относится и ВЭБ.РФ, — сотни.
Как представляется, важный шаг в направлении теоретического осмысления важности реформирования МВФС сделан в период российского председательства в объединении БРИКС. Выпущен совместный доклад Improvement of International Monetary and Financial System, содержащий добротный анализ недостатков (равно как и достижений) системы. Согласованы четыре принципа, на которых могла бы строиться модель будущей МВФС: security, independence. inclusion, sustainability.
Чтобы начать движение в направлении формирования глобальной системы климатического финансирования, необходимо решить две промежуточные задачи. Во-первых, разработать концепцию (видение) этой системы по аналогии с теми докладами, которые подготовили накануне Бреттон-Вудса американец Уайт и британец Кейнс. Во-вторых, объединить усилия заинтересованных сторон. В числе последних не могут не быть развитые экономики, испытывающие давление климата и доминирующие на финансовых рынках.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag