Интервью

Проверки двойного назначения

Почему обвалился спрос на автоперевозки в Россию из Казахстана

Проверки двойного назначения
Коллаж: «Эксперт»
Количество заявок на автомобильные грузоперевозки из Казахстана в РФ, включая транзит китайских товаров, по итогам III квартала 2025 г. сократилось на 57% в годовом выражении, следует из данных крупнейшей в России биржи грузоперевозок ATI.SU. Это связано с проверками товаров «двойного назначения» в Казахстане и образовавшимися очередями на российско-казахстанской границе, считают опрошенные «Экспертом» аналитики и участники отрасли. Другая причина — общий рост спроса на экспортные перевозки и снижение — на импортные.

На фоне снижения заявок на импорт товаров, по данным ATI.SU, за июль — сентябрь 2025 г. выросло их количество на перевозки автомобильным транспортом в обратном направлении — на экспорт (+49% год к году и + 47% ко II кварталу 2025 г.). Число заявок на импортные перевозки, напротив, уменьшилось на 6% в годовом выражении и на 5% — в сравнении со II кварталом.

Цены на оба вида трансграничных перевозок, по словам представителя биржи, выросли на 10% к предыдущему кварталу 2025 г. «Теперь снова в приоритете экспорт. Во втором квартале наблюдался рост спроса на импорт (на 50% в годовом выражении) и замедление экспорта», — отметил представитель биржи.

Каков спрос внутри России


Количество заявок на внутрироссийские автоперевозки грузов, по данным ATI.SU, продолжило расти. В III квартале рост составил 39% к аналогичному периоду 2024 г. Вырос спрос на доставку грузов во все регионы. Наилучшую динамику показала Карелия (+85% год к году). Среди пунктов отправления взрывной рост спроса зафиксирован на перевозки из Мордовии (+218%) и Тамбовской области (+150%), но несколько регионов ушли в минус. Так, количество заявок на перевозки из Бурятии в июле — сентябре сократилось на 30%, из Мурманской области — на 18%.

Как пояснил директор ATI.SU Святослав Вильде, в международных перевозках на соотношение экспорта и импорта могло повлиять ослабление рубля в III квартале и опережающая закупка за рубежом во II квартале на фоне высокого курса национальной валюты. «На казахстанском направлении сказалась проблема очередей на границе, что также снижает привлекательность поставок из этой страны», — отметил Святослав Вильде.

Падение спроса на грузоперевозку из Казахстана связано с ужесточением властями этой страны требований не только к перевозчикам грузов «двойного назначения», но и в целом к транзиту и экспорту грузов в Россию, подтвердил «Эксперту» гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло.

Как сообщал 2 октября «Коммерсантъ», на казахстано-российской границе многокилометровые очереди из фур, везущих транзитом грузы в Россию из Китая, наблюдаются третью неделю подряд — примерно с середины сентября. Издание отмечало, что усиленные проверки грузов проводят обе стороны — как китайская таможня, так и российская. Это подтвердил источник «Эксперта» на рынке грузоперевозок, уточнив, что такая ситуация наблюдается с конца лета. Он предположил, что это связано с недобором таможенных платежей с импортеров: «На фоне снижения объемов экспорта требуются дополнительные источники пополнения бюджета». В ФТС России при этом ранее отмечали, что таможенные органы «не оказывают влияния на прохождение транспортных средств как в пунктах пропуска, так и далее по территории России». Вместе с тем там признавали, что ввоз товаров по «серым» схемам приводит к потерям российского бюджета. О необходимости пересекать «серый» импорт говорил 6 октября министр финансов Антон Силуанов в ходе парламентских слушаний проекта федбюджета на 2026-2028 гг.

Основные проверки всё же осуществляются в Казахстане на границе с Китаем, отметил замгендиректора по мультимодальным перевозкам BMJ-Logistics Юрий Фиошкин. Проверяют, по его словам, в основном именно грузовики, направляющиеся в Россию. «Это привело к увеличению времени пересечения границы с прежних одних суток до 3–7 дней, а очередь на въезд на территорию Казахстана сейчас составляет от 2 до 5 тыс. грузовиков в зависимости от пункта пропуска», — отмечает Юрий Фиошкин.

Из всех пунктов пропуска на российско-казахской границе особенно напряженная ситуация складывается на МАПП «Маштаково-Сырым», где перед границей скопилось около 1 тыс. фур, отметил в комментарии «Эксперту» президент ассоциации «АвтоГрузЭкс» и совладелец ПЭК Вадим Филатов. На границе между Казахстаном и Китаем, по его данным, наиболее острая ситуация сложилась на пункте пропуска «Достык-Алашанькоу», где грузовики могут простаивать до 20 дней.

«На фоне ужесточения экспортного контроля для товаров из стран ЕАЭС с обеих сторон средний срок доставки увеличился в 1,8 раза за последние два года и составляет сейчас 13–14 дней. Стоимость доставки с начала года уже увеличилась на 25%», — рассказал Вадим Филатов.

По его словам, на фоне сложившейся ситуации в Минтрансе России с участием МИД и других госорганов, а также транспортных компаний прошло совещание. «Мы ожидаем разъяснений по процедуре повторного таможенного декларирования грузов. После утверждения новых правил ФТС и профильные структуры оперативно проинформируют участников рынка. Ассоциация „АвтоГрузЭкс“ намерена активно участвовать в разработке и внедрении этих процедур», — добавил он.

Какие товары проверяют


Основная группа риска — грузы с электроникой и санкционной продукцией, а также другие группы товаров, требующие детального контроля, сообщил «Эксперту» Юрий Фиошкин из BMJ-Logistics. «Коммерсантъ» писал, что под подозрение подпадают санкционные товары — электроника, дроны и детали к ним, одежда, товары западных брендов.

Всего по состоянию на начало октября на казахско-китайской границе стояло более 5 тыс. машин, отмечает Вадим Филатов. В результате при транзите грузов в Россию через Казахстан время доставки увеличилось в 1,5 раза по сравнению с началом сентября и достигло 42–45 дней. При этом срок автоперевозок напрямую из Китая в Россию остается стабильным — 26–30 дней.

Спрос на автогрузоперевозки из РФ в Китай и в обратном направлении продолжат расти, считает Святослав Вильде из ATI.SU. Он называет две основные причины: постепенный рост объемов импорта в этом году и проблемы с железнодорожными перевозками.

В Ассоциации международных автогрузоперевозчиков (АСМАП) «Эксперту» сказали, что не располагают информацией, в пресс-службе Минтранса на момент публикации не ответили на запрос.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Авто, 28 дек 10:53
Динамика российского авторынка в 2025 году будет замедляться
Авто, Вчера 09:00
Hongqi представила новый большой кроссовер
Авто, Вчера 08:00
«Яндекс драйв» заказал крупную партию кроссоверов из КНР
Авто, 10 окт 01:10
О чем Совет такси попросил президента Владимира Путина
Свежие материалы
Собор парижской бюрократии
В мире,
Дважды премьеру Франции приготовили два вотума о недоверии