С 1 апреля 2024 г. в России серьезно ужесточили правила ввоза автомобилей через страны Евразийского экономического союза. Раньше можно было купить автомобиль, доставить его, например, в Кыргызстан, растаможить там по местным правилам и заплатить относительно небольшие пошлины, а затем ввезти в Россию. Всё было законно, поэтому большинство машин, которые завозились к нам неофициально, оформлялись таким образом.
Но с 1 апреля лазейка была закрыта. «Налоги и сборы, недоплаченные вследствие занижения таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в Россию из стран ЕАЭС, будут учитываться в составе утилизационного сбора, обязательного к уплате как физическими, так и юридическими лицами», — пояснили в правительстве России.
Эффект от этого решения рынок начал ощущать ближе к осени (ранее продавали машины, которые завозились в феврале и марте). Например, в ноябре 2024 г. продажи электромобилей — а этот сегмент серьезно пострадал от ужесточения правил — снизились сразу на 40% по сравнению с 2023 г. Продажи электрокаров в ноябре 2024 г. были худшими за последние 1,5 года (самыми популярными остались электроавтомобили марки Zeekr, на которые пришлось 40% спроса).
По словам исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, если в 2022–2023 гг. «альтернативный» импорт обеспечивал 35–37% ввезенных в страну автомобилей, то уже по итогам 11 месяцев 2024 г. он сократился до 23%. «А если смотреть на рынок в целом, то на альтернативный импорт сейчас приходится лишь 7–8%. Сейчас альтернативный импорт сконцентрировался в основном в премиальном сегменте: BMW, Mercedes-Benz, Lexus, Audi, Land Rover. А из китайских моделей — Lixiang», — пояснил Сергей Удалов.
Кроме того, 1 октября произошло очередное увеличение утилизационного сбора. Для новых машин с мотором объемом 2–3 литра ставки выросли на 255 600 руб., а для моделей с двигателем 2–3 литра — на 718 тыс. руб.
С 1 января 2025 г. произойдет новый виток роста утильсбора. И за машины с двигателем объемом 1–2 литра придется платить 667 400 руб., а за машины с мотором 2–3 литра — 1 875 400 руб.
Пока автомобильный рынок не ощутил в полной мере влияния повышенного утилизационного сбора: многие компании заранее завезли и растаможили большое число автомобилей. «У всех дилеров огромные стоки. Эти стоки перетекают в 2025 г. Автомобили будут распродавать в январе, феврале, марте, апреле и, может быть, даже до мая», — пояснил бизнес-эксперт и экс-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков. Не в последнюю очередь на состоянии рынка сказалась стоимость кредитов.
В первой половине 2023 г. ключевая ставка Центробанка была 7,5%, что делало автомобильные кредиты относительно доступными. Но затем ставка стала расти и к осени 2024 г. достигла 21%. В результате в ноябре 2024 г. количество выданных автокредитов уменьшилось на 30,4% по сравнению с октябрем 2024 г. А по сравнению с сентябрем выдача автокредитов упала на 51,3%.
Эксперты уверены: ждать роста рынка в 2025 г. не стоит. «Я думаю, что произойдет снижение общего объема продаж в 2025 году по сравнению с 2024-м. Высокая ключевая ставка и утилизационный сбор будут повышать цену каждого автомобиля для покупателей. На мой взгляд, в 2025 году будет продано где-то 1,3–1,4 млн автомобилей», — уверен Владимир Моженков.
Схожие прогнозы и у «Автостата». «На следующий год базовый прогноз у нас 1 430 000 — это минус 10% к 2024 г. А негативный — это минус 20% и 1 270 000 машин. Для сравнения: по итогам 2024 года будет 1 580 000 — 1 590 000 проданных автомобилей», — считает Сергей Удалов.
По данным экспертов «Автостата», уже в конце 2024 г. автомобильный рынок начал замедляться. Например, в ноябре 2024 г. в России было продано 121,9 тыс. новых легковых машин. Это на 11% больше уровня 2023 г., однако по сравнению с октябрем 2024 г. спрос снизился на 29%. И ноябрь оказался худшим по продажам за последние 9 месяцев.
По расчетам главы «Автостата» Сергея Целикова, по итогам 50 недель 2024 г. более 80% российского авторынка контролируют пять компаний.
Лидером с долей 27,7% является Lada: модели Granta и Vesta занимают первые два места в списке самых продаваемых в стране.
На втором месте идет Chery, которая контролирует большую линейку брендов: помимо непосредственно Chery это Omoda, Jaecoo, Exeed, Kaiyi и др. На долю Chery приходится сейчас 20,5% российского авторынка.
Замыкает тройку Great Wall Motor с 14,3%, который имеет производство автомобилей в Тульской области. Этот концерн контролирует такие бренды как Haval (модель Jolion — самая популярная иномарка в России), Tank, Ora, Wey.
Также сильные позиции у Geely (12,5% всего авторынка, продает марки Belgee и Knewstar) и Changan (7%).
Впрочем, говорить о стабильном распределении рынка, фактически поделенном между АвтоВАЗом и «китайцами» не приходится. Игра с ценами, да и просто объемы поставок могут быстро менять местами лидеров и аутсайдеров. Скажем, автомобили марки Jetour в конце года заняли (во многом за счет вывода на рынок модели Т2) шестое место по числу регистраций новых авто, хотя в начале года были только на тринадцатом.
Самые продаваемые автомобили в России по итогам 11 месяцев 2024 года (данные ИА «Автостат»)
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag