Интервью

Автомобили затормозили у дилеров

Динамика российского авторынка в 2025 году будет замедляться

Автомобили затормозили у дилеров
Фото: Егор Алеев/ТАСС
К завершению 2024 г. российский авторынок вырос на 54,1% (по данным «Автостата» за 11 месяцев) по сравнению с предыдущим годом, который, в свою очередь, показал рост на 62%. В 2025 г. импортеры и производители ожидают более скромных достижений. Замедление прироста связано с общим замедлением как темпов экономического роста, так и специфических для автомобильного рынка факторов: повышения утилизационного сбора, удорожания логистики и, конечно, ослабления курса рубля. Впрочем, на сегодняшний день в России уже нет ажиотажного спроса на машины, а, наоборот, появляются признаки затоваривания рынка. Для покупателей это скорее позитивный сигнал, поскольку для стимулирования продаж импортеры будут вынуждены предлагать скидки и иные маркетинговые акции, направленные на снижение цены покупки.

С 1 апреля 2024 г. в России серьезно ужесточили правила ввоза автомобилей через страны Евразийского экономического союза. Раньше можно было купить автомобиль, доставить его, например, в Кыргызстан, растаможить там по местным правилам и заплатить относительно небольшие пошлины, а затем ввезти в Россию. Всё было законно, поэтому большинство машин, которые завозились к нам неофициально, оформлялись таким образом.

Но с 1 апреля лазейка была закрыта. «Налоги и сборы, недоплаченные вследствие занижения таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в Россию из стран ЕАЭС, будут учитываться в составе утилизационного сбора, обязательного к уплате как физическими, так и юридическими лицами», — пояснили в правительстве России.

Эффект от этого решения рынок начал ощущать ближе к осени (ранее продавали машины, которые завозились в феврале и марте). Например, в ноябре 2024 г. продажи электромобилей — а этот сегмент серьезно пострадал от ужесточения правил — снизились сразу на 40% по сравнению с 2023 г. Продажи электрокаров в ноябре 2024 г. были худшими за последние 1,5 года (самыми популярными остались электроавтомобили марки Zeekr, на которые пришлось 40% спроса).

По словам исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, если в 2022–2023 гг. «альтернативный» импорт обеспечивал 35–37% ввезенных в страну автомобилей, то уже по итогам 11 месяцев 2024 г. он сократился до 23%. «А если смотреть на рынок в целом, то на альтернативный импорт сейчас приходится лишь 7–8%. Сейчас альтернативный импорт сконцентрировался в основном в премиальном сегменте: BMW, Mercedes-Benz, Lexus, Audi, Land Rover. А из китайских моделей — Lixiang», — пояснил Сергей Удалов.

Кроме того, 1 октября произошло очередное увеличение утилизационного сбора. Для новых машин с мотором объемом 2–3 литра ставки выросли на 255 600 руб., а для моделей с двигателем 2–3 литра — на 718 тыс. руб.

С 1 января 2025 г. произойдет новый виток роста утильсбора. И за машины с двигателем объемом 1–2 литра придется платить 667 400 руб., а за машины с мотором 2–3 литра — 1 875 400 руб.

Пока автомобильный рынок не ощутил в полной мере влияния повышенного утилизационного сбора: многие компании заранее завезли и растаможили большое число автомобилей. «У всех дилеров огромные стоки. Эти стоки перетекают в 2025 г. Автомобили будут распродавать в январе, феврале, марте, апреле и, может быть, даже до мая», — пояснил бизнес-эксперт и экс-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков. Не в последнюю очередь на состоянии рынка сказалась стоимость кредитов.

В первой половине 2023 г. ключевая ставка Центробанка была 7,5%, что делало автомобильные кредиты относительно доступными. Но затем ставка стала расти и к осени 2024 г. достигла 21%. В результате в ноябре 2024 г. количество выданных автокредитов уменьшилось на 30,4% по сравнению с октябрем 2024 г. А по сравнению с сентябрем выдача автокредитов упала на 51,3%.

Эксперты уверены: ждать роста рынка в 2025 г. не стоит. «Я думаю, что произойдет снижение общего объема продаж в 2025 году по сравнению с 2024-м. Высокая ключевая ставка и утилизационный сбор будут повышать цену каждого автомобиля для покупателей. На мой взгляд, в 2025 году будет продано где-то 1,3–1,4 млн автомобилей», — уверен Владимир Моженков.

Схожие прогнозы и у «Автостата». «На следующий год базовый прогноз у нас 1 430 000 — это минус 10% к 2024 г. А негативный — это минус 20% и 1 270 000 машин. Для сравнения: по итогам 2024 года будет 1 580 000 — 1 590 000 проданных автомобилей», — считает Сергей Удалов.

По данным экспертов «Автостата», уже в конце 2024 г. автомобильный рынок начал замедляться. Например, в ноябре 2024 г. в России было продано 121,9 тыс. новых легковых машин. Это на 11% больше уровня 2023 г., однако по сравнению с октябрем 2024 г. спрос снизился на 29%. И ноябрь оказался худшим по продажам за последние 9 месяцев.

По расчетам главы «Автостата» Сергея Целикова, по итогам 50 недель 2024 г. более 80% российского авторынка контролируют пять компаний.

Лидером с долей 27,7% является Lada: модели Granta и Vesta занимают первые два места в списке самых продаваемых в стране.

На втором месте идет Chery, которая контролирует большую линейку брендов: помимо непосредственно Chery это Omoda, Jaecoo, Exeed, Kaiyi и др. На долю Chery приходится сейчас 20,5% российского авторынка.

Замыкает тройку Great Wall Motor с 14,3%, который имеет производство автомобилей в Тульской области. Этот концерн контролирует такие бренды как Haval (модель Jolion — самая популярная иномарка в России), Tank, Ora, Wey.

Также сильные позиции у Geely (12,5% всего авторынка, продает марки Belgee и Knewstar) и Changan (7%).

Впрочем, говорить о стабильном распределении рынка, фактически поделенном между АвтоВАЗом и «китайцами» не приходится. Игра с ценами, да и просто объемы поставок могут быстро менять местами лидеров и аутсайдеров. Скажем, автомобили марки Jetour в конце года заняли (во многом за счет вывода на рынок модели Т2) шестое место по числу регистраций новых авто, хотя в начале года были только на тринадцатом.

Самые продаваемые автомобили в России по итогам 11 месяцев 2024 года (данные ИА «Автостат»)

Самые продаваемые автомобили в России по итогам 11 месяцев 2024 года

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Авто, 16 окт 00:20
Почему обвалился спрос на автоперевозки в Россию из Казахстана
Авто, 15 окт 09:00
Hongqi представила новый большой кроссовер
Авто, 15 окт 08:00
«Яндекс драйв» заказал крупную партию кроссоверов из КНР
Авто, 3 окт 07:00
Какие автобренды нарастили продажи в России с начала года вопреки общему снижению рынка
Свежие материалы
Нефти предрекли светлое будущее
Промышленность,
МЭА представило новый долгосрочный прогноз по росту спроса на углеводороды
Врачам прописали трудоустройство
Общество,
Как распределение после медвуза скажется на комплектовании медучреждений
Первое китайское размещение
Финансы,
Россия планирует выпуск ОФЗ в юанях