Интервью

Доходам бюджета ищут обоснование

Счетная палата предупредила о рисках недобора в казну более 270 млрд рублей

Доходам бюджета ищут обоснование
Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости
Счетная палата в своем заключении на проект федерального бюджета на ближайшие три года назвала риски, которые могут возникнуть в его доходной части. Высший орган государственного финансового контроля также считает, что, возможно, не будет достигнут таргет по инфляции в 4%, которого упорно добивается Банк России. Документ представил 13 октября в Госдуме председатель Счетной палаты Борис Ковальчук. К каким еще выводам пришло ведомство — в материале «Эксперта».

Не все доходы одинаково достижимы

Бюджет может недополучить в будущем году 118,1 млрд руб., еще 72,8 млрд руб. — в 2027 г. и 81,4 млрд руб. — в 2028 г., следует из заключения аудиторов (есть у «Эксперта»). В нем поясняется, что собираемость налога на прибыль, которая в бюджете заложена на уровне 98,5%, «‎представляется завышенной». Аудиторы обратили внимание на динамику прошлых лет: так, в 2023 г. федеральный бюджет получил только 88,5% от ожидаемых сборов этого налога, в 2024 г. — 97,5%. Таким образом, если собираемость налога на прибыль останется на уровне 2024 г., то в 2026 г. госказна недополучит 22,5 млрд руб., в 2027 г. — 25 млрд руб., в 2028 г. — 26,6 млрд руб.

На аналогичные риски Счетная палата указывает при анализе поступлений в казну от НДС и НДФЛ, впрочем, не приводя конкретных цифр. При этом из проекта бюджета на 2026–2028 гг., недавно внесенного в Госдуму, следует, что Минфин ожидает такой же уровень собираемости НДС в 2026 г., как в 2024-м, то есть 97,1%.

Бюджет может недосчитаться части доходов из-за снижения нефтяных котировок, следует из заключения Счетной палаты. Аудиторы указывают на то, что с 2007 г. стоимость российской нефти Urals сближается с ее среднегодовой базовой стоимостью, заложенной в бюджет. Если в 2016 г. базовая цена, определенная в рамках бюджетного правила, равнялась $40 за баррель, а среднее значение российской Urals с 2007 по 2016 гг. составляло $82/барр., то сейчас уровень базовой цены и фактическая стоимость этого сорта нефти практически не отличаются, отмечается в заключении ведомства. Реальная цена, по их данным, лишь на несколько долларов превышает уровень, заложенный в бюджет. Таким образом, даже незначительное снижение стоимости бочки Urals будет означать недобор доходов от продажи нефти.

Как работает бюджетное правило


Бюджетное правило применяется в России с 2004 г. В конце 2022 г. Минфин принял обновленное правило — механизм, который определяет, как и куда правительство должно распределять нефтегазовые доходы. Главная задача механизма — сгладить влияние сырьевых цен на казну и обеспечить ее устойчивость. В основе действующей конструкции правила лежит «цена отсечения» нефти: сумма от продажи до отсечки поступает в бюджет, а сумма сверх нее — в специальный резервный фонд (в России — ФНБ). Сейчас отсечка установлена на уровне $60 за баррель. Если цена нефти падает ниже этого уровня, государство использует накопленные в ФНБ средства для покрытия бюджетного дефицита. Законопроект о бюджете на 2026–2028 гг. предусматривает, что под базовой ценой на нефть понимается среднегодовая цена барреля в $59 — в 2026 г., $58 — в 2027 г., $57 — в 2028 г., $56 — в 2029 г., $55 — в 2030 г.

Динамика поступлений от вывозной таможенной пошлины на природный газ также вызывает беспокойство Счетной палаты. По ее оценке, в 2026 г. бюджет может недополучить ее в размере 23,1 млрд руб., в 2027 г. — 22 млрд руб., в 2028 г. — 22,7 млрд руб. Чем обусловлены эти риски, в заключении не поясняется.

Счетная палата также указывает на риск снижения таможенных сборов, связывая его в основном с повышением утильсбора: с 1 ноября 2025 г. должна вступить в силу новая методика расчета сбора, из-за чего стоимость импортных автомобилей может вырасти на 25–50% в зависимости от характеристик (возраста, мощности и объема двигателя). Аудиторы также отметили, что прогнозы ФТС по ввозу машин физлицами ниже тех, что заложены в бюджет. Исходя из этого, Счетная палата ожидает, что казна в следующие 3 года может недосчитаться таможенных сборов на 55,4 млрд руб.

Кроме того, Счетная палата поставила под сомнение достижение и удержание таргета по инфляции на уровне 4%, на который ориентируется ЦБ при определении денежно-кредитной политики (ДКП). В заключении ведомство указывает на ускорение оборота розницы в 2027–2028 гг., заложенное в проект бюджета. Аудиторы полагают, что это не только помешает ЦБ зафиксировать инфляцию на желаемом уровне, но и приведет к очередному повышению ключевой ставки. Снижению инфляции до целевого уровня также может помешать подорожание жилищно-коммунальных услуг суммарно за 3 года на 25,6%.

Как обсуждали бюджет

Среди ключевых рисков для бюджета председатель Счетной палаты Борис Ковальчук, выступая на комитете Госдумы по бюджету и налогам 13 октября, назвал жесткую ДКП и замедление мировой экономики. Об этом же заявил и министр экономического развития Максим Решетников. По его словам, главный риск для достижения прогноза на будущею трехлетку — траектория смягчения ключевой ставки. Однако этот фактор, как отметил Максим Решетников, Минэк учел в консервативной версии макропрогноза. Министр финансов Антон Силуанов в ходе обсуждения проекта бюджета в Госдуме напомнил, что следствием высоких ставок стал высокий бюджетный импульс в предыдущие годы.

На заседании комитета глава Минфина, отвечая на вопросы депутатов, подчеркнул, что дефицит бюджета находится на «‎безопасном» уровне (1,6% ВВП в 2026 г. — «‎Эксперт»), а политику ведомства по управлению госдолгом назвал «‎успешной», уточнив, что заимствования по плавающим ставкам составляют чуть более 40% от общего уровня госдолга.

Объясняя выбор между повышением НДС с 20% до 22% и существенным наращиванием заимствований, Антон Силуанов подчеркнул, что госдолг «достаточно дорогой» (о повышении НДС и других налогов «Эксперт» подробно рассказывал 24 сентября). Налоговые изменения, по словам главы Минфина, позволят не только сбалансировать бюджет, но и снизить бюджетный импульс. Отдельно министр остановился на вопросе снижения лимита доходов для предприятий на упрощенной системе налогообложения (УСН), который позволяет им не платит НДС, — с нынешних 60 млн до 10 млн руб. в год. Антон Силуанов заверил, что 85% предприятий это изменение не коснется. Те индивидуальные предприниматели и юрлица, кого затронет эта налоговая мера, могут заключать контракты с крупными предприятиями и за счет этого претендовать на возврат НДС, добавил он.

Антон Силуанов также заверил, что у Минфина нет планов вводить налог на прибыль банков. Кредитным организациям необходим капитал для создания резервов в условиях высоких ставок в экономике, пояснил он. Идею повышения налога на роскошь (дорогие авто и недвижимость) министр тоже не поддержал. Минфин, как отметил Антон Силуанов, сосредоточился на повышении сборов за счет косвенных налогов и сокращения теневого сектора.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Экономика, 9 окт 08:00
Минфин ожидает до 2030 года заметного роста доходов от управления средствами фонда
Экономика, 29 сен 08:00
Общий объем госзаймов к 2029 году приблизится к 20% ВВП
Экономика, 24 сен 09:50
Минфин внес в правительство проект финансового плана на 2026–2028 годы
Экономика, 18 сен 19:55
Глава Минфина анонсировал снижение зависимости казны от экспорта углеводородов
Свежие материалы
Дональд Трамп дал рынку задний ход
В мире,
Криптовалюта вступила на путь восстановления
До кого дошел прогресс
Наука,
Нобелевскую премию по экономике присудили за подход, в рамках которого развивается Россия