Интервью

Консолидация лизинга

Владимир Путин утвердил передачу ГТЛК в управление ВЭБу

Консолидация лизинга
Фото: Максим Стулов/Ведомости/ТАСС
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) входит в состав ВЭБ.РФ, выяснил «Эксперт». Президент России Владимир Путин одобрил соответствующее решение. До этого акциями крупнейшего игрока на рынке лизинга владели Минтранс и Минфин, теперь всеми акциями будет управлять ВЭБ. 5 августа «Эксперт» сообщил об уходе Евгения Дитриха с поста гендиректора компании. Вхождение ГТЛК в состав ВЭБа позволит обеспечить непрерывное фондирование проектов, консолидировать меры поддержки и улучшить качество управления кредитными рисками.

О том, что документ о передаче акций ГТЛК в управление ВЭБу подписан президентом, «Эксперту» сообщили два источника, близких к правительству, и подтвердил высокопоставленный федеральный чиновник. По словам одного из них, 12,4 млн акций ГТЛК, которыми владел Минтранс, будут переданы ВЭБу в качестве имущественного взноса РФ в капитал. Принадлежащие Минфину 5,8 млн ценных бумаг останутся во владении этого министерства, но также будут переданы в доверительное управление ВЭБу. Процесс передачи должен занять не более 12 месяцев.

При этом сохраняется условие о том, что по этим бумагам Минфина ГТЛК должна будет произвести buyback (обратный выкуп акций. — «Эксперт»), так как они приобретались на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), уточнил один из источников. Buyback 32% акций нужно сделать до 2030 г., говорит собеседник. Минфин в 2022 г. приобрел бумаги лизинговой компании за счет возвратных средств ФНБ за 58,3 млрд руб.

«Эксперт» направил запросы представителям ВЭБа, ГТЛК, Минтранса и Минфина.

Евгений Дитрих, который с 2020 г. возглавлял ГТЛК, покидает пост гендиректора, сообщил «Эксперт» 5 августа. Исполняющим обязанности главы компании станет действующий заместитель Дитриха Михаил Парнев. Парнев — выходец из Росавиации. В ГТЛК он курирует воздушный транспорт.

По словам собеседника «Эксперта», знакомого с причинами передачи ГТЛК ВЭБу, последний станет опорной финансирующей организацией для лизинговой компании. «Лизинговые компании работают эффективнее, когда являются кэптивными: СберЛизинг, ВТБ Лизинг, ПСБ Лизинг и т.д. Должен быть опорный банк. Если компания не привязывается к банку, у нее более дорогое фондирование», — говорит собеседник. Он также обращает внимание на то, что кредитный рейтинг госкорпорации (AAА) на три ступени выше, чем у ГТЛК (AA-).

Источники фондирования ГТЛК распределены следующим образом: 47%, или 512 млрд руб., приходится на банковские кредиты, 35% (379 млрд руб.) — локальные облигации, 12% (127 млрд руб.) — замещающие облигации, еще 5%, или 58 млрд руб., — обязательства по обратному выкупу акций, следует из презентации компании по итогам 2024 г. Оставшийся 1% — обязательства по финансовой аренде.

Отчасти ВЭБ уже взял «шефство» над лизинговой компанией. 5 июня Владимир Путин назначил председателя госкорпорации Игоря Шувалова главой рабочей группы по координации деятельности институтов развития для достижения национальных целей. В перечень организаций, которые будет курировать рабочая группа, вошла и ГТЛК.

При этом ВЭБ пока не планирует выходить в коммерческий сегмент лизинга. Лизинг будет использоваться прежде всего в качестве инструмента выполнения национальных целей: повышения подвижности населения и уровня жизни, развития общественного транспорта и т.д., добавляет собеседник «Эксперта». ВЭБ сегодня выступает координатором всех институтов развития и «агентом» правительства, поэтому вхождение ГТЛК в состав госкорпорации призвано консолидировать различные меры господдержки лизинга, говорит источник.

ВЭБ также будет активно участвовать в исполнении нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» с объемом госфинансирования в 1,5 трлн руб. до 2030 г. Он предполагает кратный рост производства основной гражданский авиатехники, судов и морской техники, электромобилей. Инвестиции ВЭБа в этот проект составят 1,2 трлн руб., что сопоставимо с бюджетными инвестициями.

Переход ГТЛК позволит повысить качество управления кредитным риском по лизинговому финансированию, считает источник. «У ГТЛК же есть большой разрыв по процентным ставкам. Портфель, который был выдан давно, выдавался по низким ставкам, сейчас же деньги привлекаются по высоким», — указывает он.

Изменение схемы управления ГТЛК обсуждается не впервые. Например, еще в 2020 г. Минфин предлагал сосредоточить в руках Росимущества функции акционера ГТЛК и управлять компанией от имени России через это ведомство. Министерство обращало внимание на риски конфликта интересов, который мог возникнуть из-за того, что и регулятором, и главным владельцем компании выступал Минтранс.

В 2021 г. обсуждалось объединение лизинговых активов ГТЛК и «ВЭБ Лизинга», но, напротив, в сторону укрупнения первой компании.

Слияние так и не состоялось. В 2024 г. гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих просил наделить компанию статусом института развития, чтобы повысить кредитный рейтинг и открыть дополнительные лимиты в банках для финансирования проектов развития в транспортной отрасли.

По словам исполнительного директора Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольги Федоткиной, объединение работы ГТЛК и ВЭБа способно обеспечить синергетический эффект, ведь деятельность ВЭБ.РФ направлена на поддержку долгосрочного экономического роста России, включая финансирование инфраструктурных, промышленных и социальных проектов в партнерстве с ведущими банками. А ГТЛК обладает опытом в реализации госпрограмм поддержки транспортной отрасли и машиностроения, а также в привлечении внебюджетного финансирования, отмечает она.

ГТЛК накопила большой опыт поддержки различных отраслей и уже сама близка по сущности и масштабу к институту развития, соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «С этой точки зрения логично было бы сохранить высокий уровень автономности бизнеса лизинговой компании», — считает он. Передача акций в управление ВЭБу, по словам Бурмистрова, «выглядит перспективной» — это может добавить гибкости в принятии решений и улучшить синхронизацию действий в проектах, где уже задействованы ГТЛК и ВЭБ.РФ.

«Эксперт» обратился за комментариями к представителям вице-премьеров Виталия Савельева, Дмитрия Григоренко, а также в пресс-службы Минфина, Минтранса, ВЭБа и ГТЛК, но на момент публикации не получил ответа на них.

Что такое ГТЛК


Государственная транспортная лизинговая компания выступает поставщиком для транспортной отрасли, в ее портфеле — различные виды транспорта: водный, авиа-, авто-, железнодорожный. По итогам 2024 г. ГТЛК стала крупнейшей лизинговой компанией РФ по объему лизингового портфеля (2,7 трлн руб.) с долей на российском рынке лизинга в 20%. Сама ГТЛК в мае 2025 г. в отчетности за I квартал сообщала, что лизинговый портфель достиг 2,9 трлн руб. (+8% к началу года). По сумме обязательств перед ГТЛК наибольшую долю в ее портфеле занимает железнодорожный транспорт (65%), на водный приходится 18%, авиатехнику — 11%, пассажирский автотранспорт — 5%.

В 2022 г. ГТЛК, как и другие российские лизингодатели, столкнулась с арестами за рубежом самолетов из-за введенных антироссийских санкций, а также пережила кризис неплатежей купонов по выпущенным евробондам ее европейских «дочек». Санкционное давление привело к убыткам: в 2022 г. они составили 55,8 млрд руб. Но уже в 2023 г. ГТЛК вернулась к прибыли, а по итогам 2024 г. нарастила ее в 2,6 раза, до 1,8 млрд руб.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Экономика, Вчера 14:50
Президент призвал сосредоточиться на технологическом лидерстве
Экономика, 16 июл 16:40
ВЭБ предложил доработать механизмы поддержки проектов устойчивого развития
Экономика, 3 июл 20:07
Участники предложили инициативы, связанные с роботами и кино
Экономика, 2 июл 18:54
В ВЭБе предложили создать «зеленые социальные облигации» для бизнеса
Свежие материалы
Газ ищет моторы
Промышленность,
«Газпром» констатировал медленное внедрение метановой автотехники
Белые уходят в резервации
В мире,
В Великобритании сторонники расовой чистоты создают поселки только для своих
Владимир Путин провел встречу с председателем ВЭБ.РФ Игорем Шуваловым
Экономика,
Президент призвал сосредоточиться на технологическом лидерстве