Интервью

Операционный доход

Как развивать медицинский туризм в России

Операционный доход
Фото: Максим Мишин/ТАСС
У России есть потенциал стать Меккой медицинского туризма и зарабатывать на иностранных пациентах до $7,6 млрд в год. Российские клиники конкурируют за иностранных клиентов с медицинскими учреждениями Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Что требуется для того, чтобы иностранцы выбирали именно наших врачей, объясняется в докладе компании «Яков и Партнеры», который оказался в распоряжении «Эксперта».

Равнение на Малайзию

Рынок экспортных медуслуг в РФ потенциально способен к 2030 г. генерировать до $7,6 млрд в год — в первую очередь за счет пациентов из дружественных стран. Таков прогноз агентства «Яков и партнеры»; однако его аналитики подчеркивают: не надо рассчитывать, что больные иностранцы поедут лечиться в Россию самотеком. Российским клиникам приходится конкурировать на рынке, обороты которого сегодня достигают $130 млрд, а к концу десятилетия вырастут до $300–400 млрд. И старожилы этого рынка не намерены без боя допускать на него новичков, каковым там является Россия.

По оценкам «Яков и Партнеры», сейчас Россия занимает лишь 41-е место в рейтинге привлекательности с точки зрения медицинских услуг — как их номенклатуры, так и качества. Доля этого сегмента в экономике РФ ничтожна — 0,01% ВВП, в то время как в Малайзии его вклад в национальное богатство составляет 4%. Это при том, что в 2020-е годы доля расходов на здравоохранение во всех развитых странах (за исключением Бразилии и ЮАР) показывает взрывной рост.

Препятствиями для развития медтуризма в РФ являются не только профессиональные медицинские вопросы, но и вещи, к медицине не имеющие прямого отношения и общие для всей экономики страны. Хотя формально никакие антироссийские санкции не касаются медицины, на ее «экспортную» составляющую влияют и трудности с логистикой в условиях отсутствия прямых рейсов со многими странами, и проблемы с аккредитацией медицинских услуг по международным стандартам JCI и ISQua, и проблемы трансграничных финансовых операций.

Талон на прием

России сегодня приходится выступать в роли догоняющего, причем не только таких общепризнанных лидеров медицинских услуг как США и Израиль, но и Таиланда, Турции, Малайзии. Сегодня мировая доля российских клиник в оказании одной из самых востребованных медуслуг — лечении онкологических заболеваний — составляет всего 0,1%.

В этих условиях российские клиники могут рассчитывать почти исключительно на пациентов из ограниченного числа стран — так называемых дружественных. В абсолютных числах это не так мало: например, население стран «расширенного» БРИКС составляет 45% населения Земли с суммарным ВВП в размере $28,5 трлн. Естественно, главными рынками для российских врачей видятся Китай и Индия — за счет многочисленного населения, а также страны с уровнем медицины намного ниже, чем в России (страны СНГ, Африки, арабского мира).

Именно на пациентах из этих стран в «Яков и Партнеры» предлагают сконцентрировать усилия по привлечению медицинских туристов. Компания выделяет семь видов медицинских услуг в России, которые могут быть привлекательны для граждан этих стран: офтальмология, дерматология, лечение сердечно-сосудистых заболеваний, онкология, имплантология и протезирование зубов, травматология и ортопедия, ЭКО.

Но если решение геополитических вопросов находится вне компетенции медицинских учреждений, то российским клиникам требуется проделать ту работу, которую политики за них проделать не могут. Речь идет о маркетинге своих возможностей на зарубежных рынках, репутационном менеджменте, который объяснит клиентам, почему лечение у врачей из Москвы предпочтительнее такого же лечения у врачей из Тель-Авива, особенно для тех больных, кто не владеет русским языком.

Доступная медицина

Одним ценовым демпингом здесь не обойтись. Хотя некоторые операции (например, коронарное шунтирование) в России обходятся в 25 раз дешевле, чем в США, нельзя забывать про выражение «здоровье не купишь»: пациенты, выбирая клинику, принимают во внимание не только чек, но и репутацию заведения, которому они вверяют свою жизнь. Для улучшения имиджа российской медицины в «ЯиП» предлагают открывать «киоски здоровья» (филиалы российских медучреждений) в странах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Именно практическое отсутствие узнаваемости российской индустрии медицинского туризма делает Россию «темной лошадкой» на мировом рынке, подчеркивает один из авторов доклада Мониш Арора.

«Конкурентные преимущества страны в этой сфере измеряются не только деньгами, очень важную роль играет ее имидж. Одно дело — рисковать, покупая у непроверенного продавца машину, и другое дело — доверять им свое здоровье и жизнь. Российские клиники должны отправлять в страны, откуда можно ждать притока пациентов, своих амбассадоров, надо также, чтобы отзывы о работе российских врачей исходили от самих клиентов. Таким отзывам, patient’s voice, доверяют намного больше, чем рекламе собственно клиник. Врачи не должны хвалить сами себя, их должны хвалить их пациенты», — сказал он «Эксперту».

По мнению аналитиков «Яков и Партнеры», достичь указанных целей разрозненными усилиями самих клиник не получится; требуется национальная стратегия развития медтуризма. Такую стратегию, полагают в «ЯиП», стоило бы принять уже до 2025 г. У этой стратегии мог бы быть и побочный позитивный эффект в виде развития внутреннего (межрегионального) медицинского туризма, снижения доли пациентов, выезжающих на лечение за рубеж со своими деньгами (в 2021 г. — последнем «досанкционном» — россияне потратили на лечение за рубежом порядка $1 млрд).

На программу развития медтуризма на 2019–2024 гг. из федерального бюджета было выделено 180 млн рублей, напоминает Мониш Арора, добавляя, что медицинский туризм — это такая сфера, где вложения окупаются очень быстро, в течение трех-пяти лет, и каждый инвестированный рубль или доллар приносит до 20–100 руб. прибыли в зависимости от медицинской специализации.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Экономика, 14 янв 17:40
Глава кабмина проложит дорогу туристам и мирному атому
Экономика, 19 дек 12:15
Названы три сценария развития производства с использованием искусственного интеллекта
Экономика, 14 авг 2024 12:30
Владельцы гостиниц хотят особых условий в обмен на рост турпотока
Экономика, 20 ноя 2023 13:06
МЭР отмечает рост интереса россиян к поездкам по стране. Туристический сектор по итогам зимнего сезона может стать одним из драйверов роста экономики
Свежие материалы
Перезагрузка против стагнации
Мнения,
Какие приоритеты выведут экономику на траекторию целевого роста
Почему растет рубль
Курс российской валюты приближается к годовым максимумам
Сделка себя исчерпала
В мире,
Зачем России участие в ОПЕК+