Интервью

«Рынок перешел к качественной трансформации»

На ВЭФ обсудили ключевые изменения механизма ГЧП

«Рынок перешел к качественной трансформации»
Фото: ВЭБ.РФ
Рынок государственно-частного партнерства в России меняется: акцент смещается с количества запускаемых проектов на их качество, эффективность и устойчивость. Об этом шла речь 3 сентября на сессии «ГЧП: формула эффективности» на Восточном экономическом форуме (ВЭФ). Участники дискуссии обсудили основные изменения рынка, существующие механизмы оценки эффективности ГЧП-проектов и новую роль ВЭБа. «Эксперт» собрал ключевые тезисы.

Александр Киревнин, управляющий директор ВЭБ.РФ:

За последние два-три года правительство и регуляторы сделали многое и решили те проблемы, на которые часто указывал бизнес. Например, были определены формы финансового участия, введен конкурс в электронной форме, упрощены процедуры согласования с ФАС изменений в концессионном соглашении, добавлены космическая отрасль, ГЧП в промышленности. Кажется, что с этим мы живем многие годы, но на самом деле это новеллы. Это гигантские шаги, дальше будет сильно легче.

Со стороны контрольно-надзорных органов участились запросы, связанные с распределением рисков, удорожанием проектов и выбором того или иного механизма. Проблема структурная. Показателем этого стало поручение президента РФ Владимира Путина определить ВЭБ.РФ в качестве обязательного участника проектов для улучшения механизма работы ГЧП. Такое пристальное внимание со стороны руководства страны указывает на то, что надо что-то сделать.

Наталья Морщихина, директор Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития:

Проекты ГЧП и концессии — это уже не просто про объекты инфраструктуры и платные автодороги, сейчас эти проекты вышли на новый уровень. Есть ряд нововведений, ГЧП расширили на новые отрасли. Стало возможно, например, передавать в концессии объекты культурного наследия для их сохранения и восстановления.

2024 г. стал рекордным за всю историю существования механизма ГЧП. Объем инвестиций составил более 2 трлн руб. По состоянию на 1 августа в стадии реализации и эксплуатации находятся более 400 соглашений с общим объемом инвестиций более 7 трлн руб., из которых 5,5 трлн руб. — частные инвестиции. Наибольшая часть сосредоточена в транспортной сфере, на втором месте — ЖКХ, на третьем — социальная сфера (строительство школ и кампусов).

Что касается 2025 г., то рынок находится в качественной трансформации: акцент смещается с количества запускаемых проектов на их качество, эффективность и устойчивость.

Мы сосредоточили наши усилия на повышении оценки качества проектов, снижении случаев несправедливого распределения рисков и на более эффективном использовании бюджетных средств. Для этого мы будем привлекать экспертов ВЭБ для оценки проектов стоимостью свыше 3 млрд руб. Экспертиза будет обязательна для регионов с дотациями, для регионов без них — будет носить рекомендательный характер.

Параллельно заработала новая методика оценки эффективности ГЧП. Помимо финансовых рисков, будет оцениваться потребность регионов, а также влияние проекта на качество жизни в регионе и на решение его проблем.

Майя Волкова, управляющий директор ВЭБ.РФ:

Апробация новой методики проходила на уже реализующихся проектах и поэтапно. Изначально смотрели на эффективность проекта — финансовую и социально-экономическую, которая оценивается путем качественного анализа показателей на предмет их соответствия задачам и целям госпрограмм.

Обновленная методика добавляет еще один этап: оценку обоснованности. С ее помощью сопоставляется количество товаров и услуг, которые производит частный партнер с необеспеченной потребностью в этих товарах и услугах со стороны публичного партнера (субъект РФ или муниципалитет. — «Эксперт»).

Дополнительно к оценке необеспеченной потребности ВЭБ будет проводить оценку влияния проекта на качество жизни в регионе. Здесь мы планируем отвечать на два вопроса: актуален ли проект и проблема, на решение которой он направлен и как проект влияет на качество жизни в субъекте Российской Федерации. Это справочная информация, она не будет влиять на итоговые выводы.

Если проект признан эффективным, переходим к сравнительному анализу. Здесь будут установлены твердые коэффициенты: мы сравниваем расходы и риски публичной стороны, которые она на себя берет. Методика построена таким образом, что проект ГЧП с учетом рисков не может быть дороже госфинансирования.

По итогам апробации предложили Минэкономразвития уточнить подходы к расходам и рискам. Теперь методика является более рабочей, более прозрачной. По итогам верификации становится очевидным, как нужно переструктурировать проект, чтоб он выдержал сравнительное преимущество.

В ходе апробации некоторые проекты, которые уже реализуются, оказались чувствительны к распределению сверхдохода или к установлению доли финансового участия. Увидели несопоставимость между получаемой частной стороной прибылью с тем риском, который она на себя берет. В ходе апробации предложили таким проектам ряд альтернативных сценариев.

Павел Пузанов, зампредседателя правительства Амурской области:

В этом году аэропорт Благовещенска (единственный международный аэропорт в Амурской области, строительство которого началось в 2023 г. — «Эксперт») будет введен в эксплуатацию. Проект аэропорта — проект, благодаря которому в Амурской области вырос центр ГЧП.

ВЭБу стоит запустить большую образовательную программу для регионов по структурированию муниципальных проектов.

Концессия и ГЧП — одни из приоритетных механизмов привлечения внимания к проектам. Здесь нужно придерживаться принципа: не навреди. Опыт должен систематизироваться. Мы можем предложить наши методы и нашу матрицу рисков, потому что источники рисков могут быть разные.

Анна Багинская, руководитель центра ГЧП «Сбера»:

То, что сейчас сделано Минэкономразвития с командой ВЭБа, делает процедуру заключения соглашений более прозрачной и более понятной. В этом вижу безусловный плюс.

Весь свой концессионный портфель мы уже прогнали через процедуру верификации на сравнительное преимущество. У нас более 460 концессий в портфеле: 50% — социальные, 30% — ЖКХ, 20% — ТКО, дороги. Сейчас речь только о муниципальных и региональных концессиях. Большинство проверку прошли, за исключением отдельных социальных проектов.

Сейчас на рынке соглашений есть большое количество концессий в социальной сфере: это кампусы, школы, детские сады. Надо подумать, как их правильно провести через процедуру апробации, когда есть дефицит бюджетных источников, есть желание регионов проекты реализовать и желание инвесторов вкладываться.

Важна поддержка ВЭБ.РФ не только на этапе структурирования, но и на этапе реализации соглашений.

С учетом той ключевой ставки очень мало проектов запускается просто потому, что привлечь финансирование невозможно.

Михаил Баженов, партнер, руководитель практики бизнес-консультирования «Технологии Доверия»:

С точки зрения новаторства Россия не является первопроходцем. Если посмотреть на опыт других стран — Австралии, Канады и Великобритании, то мы увидим, что они проходили примерно тот же путь: сравнивали эффективность ГЧП с госзакупкой. У них были огромные методологии, сложные расчеты и коэффициенты.

К чему пришли? В 2014 г. в Онтарио пришли к выводу, что за счет ГЧП было потрачено на 8 млрд канадских долларов (примерно $7,2 млрд по курсу на 2014 г. — «Эксперт») больше, нежели если бы проекты были реализованы через госзаказ. Была пересмотрена методология — и эта деятельность бесконечна.

В Великобритании в 2018 г. было принято решение приостановить ГЧП-концессионную деятельность из-за ее дороговизны. В 2020 г. они снова начали анализировать выгодность по сравнению с госзакупками, добавив несколько факторов: инновационность, стратегическую значимость и др.

В Австралии пошли дальше и применили метод концессий, связанных с так называемыми альянсами, когда государство и частные партнеры договариваются «очень примерно». Благодаря этому скорость запуска проектов увеличилась.

В наших реалиях важно с учетом ожидаемого вала заявок и обращений [по новым ГЧП-проектам] правильно структурировать следующий шаг. Через год-два должна произойти автоматизация, с помощью которой любой пользователь сможет через ИИ в режиме диалога прогнать свой проект по всей матрице и увидеть, что ему необходимо «докрутить».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Как государство и агрегаторы на ВЭФ искали общие интересы
Как меняется механизм партнерства государства и частного бизнеса
Как должна измениться схема финансирования партнерских проектов
Экономика, 27 авг 13:04
Аналитики прогнозируют усиление дефицита руководящих кадров к 2030 году
Свежие материалы
Платформа для будущего роста
Как государство и агрегаторы на ВЭФ искали общие интересы
Борис Коробец: «Главная компетенция — умение работать в неопределенности»
Ректор ДВФУ — о том, почему образование является важным экспортным товаром
Максим Решетников: «Для концессий и ГЧП нужны новые стимулы»
Мнения,
Что правительство делает для развития ГЧП