Интервью

Сделано в России

Как устроена программа продвижения национального бренда

Сделано в России
Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Увеличение несырьевого неэнергетического экспорта — одна из национальных целей развития России до 2030 года, в достижении которой особую роль будет играть продвижение бренда «Сделано в России». Соответствующую программу развивает Российский экспортный центр (входит в Группу ВЭБ.РФ). С 2025 года программа включена как отдельный инструмент в новый нацпроект «Международная кооперация и экспорт» для продвижения национального бренда на рынках дружественных стран и помощи несырьевому неэнергетическому экспорту. «Эксперт» разбирался в устройстве программы «Сделано в России» и в том, как она помогает российским производителям масштабировать их продукцию.

Под зонтом для роста

По словам гендиректора Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероники Никишиной, 83% отечественных компаний хотят поставлять свою продукцию в дальнее зарубежье. При этом одним из самых сильных барьеров для роста продаж своей продукции за рубежом производители и экспортеры называют низкую узнаваемость.

Роль РЭЦ состоит в консолидации усилий государственного и частного секторов для продвижения российских товаров за рубежом. У отечественных компаний есть качественный продукт, желание глобального масштабирования своих продаж, однако нет ресурсов для продвижения, сопоставимых с теми, которыми располагают международные корпорации. Программа «Сделано в России», инициированная РЭЦ еще в 2017 году, призвана предоставить производителям дополнительные возможности в этой сфере.

Для участников программы у РЭЦ есть полный пакет продвижения с использованием обширной зарубежной инфраструктуры в офлайн- и онлайн-форматах, которая позволяет компаниям запустить долгосрочные международные проекты.

Перезапуск программы в 2022 году стал ответом на вызовы, с которыми столкнулись отечественные компании. Запрос на усиление национального бренда поступал как от бизнес-сообщества, так и от потребителей.

Тогда же, в 2022 году, правительство закрепило за РЭЦ полномочия оператора программы «Сделано в России» по проведению добровольной сертификации и организации мероприятий, направленных на повышение узнаваемости национального бренда. Ключевые характеристики, из которых состоит ДНК последнего, — это качество, надежность, экологичность и уникальность.

ЦЕЛЬ

Развитие экспорта


С 2025 года «Сделано в России» как элемент реализации программы продвижения национального бренда становится частью нового нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» до конца его действия, то есть до 2030 года. Масштабирование опыта РЭЦ и разработка федеральной программы по продвижению российской продукции за рубежом под национальным брендом «Сделано в России» — одно из поручений президента Владимира Путина по итогам заседания президиума Госсовета по развитию экспорта, состоявшегося в сентябре 2024 года.

Ранее, на ПМЭФ, президент объявил, что «поддержка экспортеров, наращивание поставок российской продукции на внешние рынки — это общая задача и бизнеса, и федеральных и региональных властей, наших институтов развития и представителей за рубежом». Консолидация усилий всех игроков позволит достичь поставленной президентом национальной цели и к 2030 году добиться роста объема несырьевого неэнергетического экспорта на две трети по сравнению с показателем 2023 года.

Точки зарубежного роста — рост притока валюты в страну

В 2024 году программа «Сделано в России» значительно расширила арсенал инструментов продвижения компаний, а количество ее участников за год выросло в 5,5 раза.

Участниками программы могут стать производители несырьевой неэнергетической продукции со всей России вне зависимости от размера бизнеса: крупные компании, малые и средние предприятия, индивидуальные предприниматели. Главное условие — продукция или услуги компании должны обладать улучшенными характеристиками по одному или нескольким из пяти параметров: качество, надежность, уникальность, экологичность и органическое происхождение.

В качестве положительного эффекта программы обозначен рост спроса и объемов российского несырьевого неэнергетического экспорта, что способствует и росту валютной экспортной выручки. Таким образом, программа окажет мультипликативный эффект для всей российской экономики. Председатель госкорпорации ВЭБ.РФ Игорь Шувалов отмечает, что несырьевой экспорт — это важнейший ресурс развития: «Без экспорта мы не можем быть ни по-настоящему суверенны, ни лидировать в технологиях, ни успешно встраиваться в международные кооперационные цепочки».

Первостепенная задача ближайших нескольких лет — повысить узнаваемость и улучшить восприятие бренда «Сделано в России» на перспективных дружественных рынках. Уже в следующем году планируется охватить как минимум пять опорных стран: КНР, ОАЭ, Индию, Индонезию и Саудовскую Аравию

Сделано в России
Фото: РЭЦ

Система добровольной сертификации

Как один из инструментов продвижения РЭЦ внедрил систему добровольной бесплатной сертификации. Это главное условие попадания в программу и подтверждение, что продукция производителя соответствует установленным требованиям

Сертификацию могут пройти как продукция аэрокосмической отрасли или тяжелого машиностроения, так и продукты питания и изделия народных художественных промыслов. Для этого нужно авторизоваться на сайте РЭЦ, заполнить заявку, приложить к ней все обязательные и добровольные сертификаты, уже полученные на продукт, и ждать уведомления о готовности сертификата «Сделано в России». Срок обработки заявки — не больше десяти рабочих дней с момента ее подачи.

В систему добровольной сертификации включено пять направлений, по которым можно приложить подтверждающие документы. Это органическое происхождение (натуральное происхождение продукта), экологичность производства (бережливое производство и использование чистого сырья), надежность (повышенный ресурс эксплуатации и безопасности, соответствие международным стандартам, в том числе халяль и кошер), уникальность (запатентованная продукция), качество (подтверждение уникальных свойств производства продукции специализированным отраслевым СМК).

«Сертификат Made in Russia для нас это визитная карточка, подтверждающая высокое качество и надежность наших биомедицинских инновационных технологий», — комментирует основатель и руководитель НПО «БИТ» Анатолий Хитров.

В этом году система сертификации была упрощена за счет увеличения числа партнеров — органов сертификации. Партнерами программы могут быть организации, которые аккредитованы в Росаккредитации и отвечают ценностям «Сделано в России». Так, наравне с сертификатами можно предоставлять протоколы испытаний, проведенные аккредитованными в Росаккредитации российскими лабораториями. Также в качестве документа о подтверждении повышенных характеристик продукции могут служить сертификаты или заключения о состоянии производства, выданные федеральными органами исполнительной власти (например, в отношении радио- и/или телекоммуникационного оборудования ФСТЭК) или их подведомственными организациями.

Кроме того, с этого года допущены к сертификации услуги — правда, пока ограничились видами услуг, подлежащими лицензированию по 99-ФЗ: это услуги в сферах медицины, образования, инжиниринга и проектирования, переработки отходов и финансов.

Сделано в России
Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Кто эти люди

Сейчас в реестре «Сделано в России» числится уже 12 тыс. видов сертифицированных товаров, которые выпускают как крупные компании, такие как кондитерский холдинг «Объединенные кондитеры», пивоваренная компания «Балтика», фармацевтическая компания «Р-Фарм», так и индивидуальные предприниматели.

Бóльшая часть реестра добровольной сертификации приходится на малый и средний бизнес, для которого продвижение на новых зарубежных рынках через зонтичный бренд играет важную роль.

Расширение списка документов для сертификации повлияло и на портрет участника. Если в начале 2024 года до 70% списка состояло из представителей сектора АПК, то сегодня к ним добавились микроэлектроника, машиностроение, химпромышленность, фармацевтика, медизделия, металлообработка, электрокабельная продукция, автомобилестроение и производство комплектующих, радио- и телекоммуникационное оборудование, легкая промышленность, НХП, косметика и гигиена, строительные материалы.

«Мы должны сделать все, чтобы связать простого регионального экспортера с той огромной машиной поддержки экспорта и теми инструментами, которые сегодня есть в наличии. И объяснить им, что экспорт — это не что-то недосягаемое», — объясняет роль государственной машины губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. С сентября к программе уже присоединилось две области: Ростовская и Смоленская, где система добровольной сертификации была создана с нуля силами самих регионов. Ожидается присоединение к программе Хабаровского края, Амурской, Орловской областей, Республики Башкортостан и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Сделано в России
Фото: РЭЦ

Как это работает

Программа «Сделано в России» в своей работе использует как традиционные инструменты продвижения, так и новые форматы, причем не только в оптовом сегменте, но и в рознице.

Так, традиционные выставочно-ярмарочные мероприятия, организованные РЭЦ под брендом «Сделано в России», не только демонстрируют товар целевым аудиториям закупщиков и потребителей, но и тестируют ключевые метрики бренда компании-производителя, восприятие и оценку его продукции через разные формы обратной связи. Ежегодно РЭЦ организует участие российских компаний на коллективных стендах «Сделано в России» на крупнейших выставках мира и проводит десятки бизнес-миссий. С 2019 года около 5 тыс. компаний стали участниками около 300 мероприятий в более чем 35 странах СНГ, БРИКС, АТР и MENA. Итог этих мероприятий — экспортные контракты на сумму более 100 млрд руб.

«Участие в программе ощутимо поможет компании в завоевании доверия потенциальных партнеров на зарубежных рынках, упростит заключение экспортных контрактов и повысит узнаваемость наших брендов за пределами России. В будущем мы планируем и дальше активно работать в этом направлении, а также продолжать участвовать в бизнес-миссиях РЭЦ и искать новых партнеров через „Мой экспорт“», — отмечают в компании Cotton Club.

Еще один инструмент продвижения — продажи в сети национальных магазинов «Сделано в России» на крупнейших международных маркетплейсах: Tmall, JD, WeChat, Douyin, Lazada. Сеть насчитывает 44 точки и работает в семи странах мира. Торговый ассортимент — более 2 тыс. позиций. За девять месяцев 2024 года объем продаж составил более 2,5 млрд руб. Целевая аудитория продукции и количество лояльных зарубежных покупателей сети превышает 3 млн человек.

Для продукции агропромышленного комплекса у РЭЦ есть своя сеть зарубежных дегустационно-демонстрационных павильонов. Они уже работают в Китае, Вьетнаме, Египте, ОАЭ, Турции и Саудовской Аравии. Там представлена продукция более 130 компаний — это 2,8 тыс. товарных позиций. Только в этом году резиденты павильонов заключили контракты на 5,2 млрд руб.

С этого года появились две новые площадки в Китае — городах Чэнду и Шэньчжэнь. Они были открыты в рамках развития нового формата — фестиваля-ярмарки «Сделано в России». В этом году в Китае уже прошло три таких мероприятия.

Как объяснили в РЭЦ, уникальность фестивалей-ярмарок заключается в их мультиформатности. На этих площадках в течение недели в розницу продается российская продукция: от крабов и шоколада до косметики и аксессуаров. Параллельно для компаний организуют деловые переговоры с крупными дистрибьюторами, представителями торговых сетей и электронной коммерции. С учетом развитости электронной торговли в Китае большое внимание уделяется продвижению на маркетплейсах: известные китайские блогеры проводят стримы с места, продавая представленные на ярмарке товары.

Посетителям ярмарок предлагается культурная программа. Так, в рамках фестиваля-ярмарки «Сделано в России» в китайском городе Даляне местный оркестр впервые за 40 лет аккомпанировал русскому балету. Кроме того, в программе была классическая музыка в исполнении российского симфонического оркестра, песни и танцы народов России, российские мультфильмы и кино.

В этом году совокупная иностранная аудитория фестивалей-ярмарок составила более 9 млн человек.

«Фестиваль-ярмарку „Сделано в России“ можно смело назвать одним из самых успешных мероприятий по продвижению российских товаров за рубежом, это не просто деловой форум, но и имиджевый проект», — считает заместитель председателя Совета федерации Николай Журавлев.

По словам посла России в Китае Игоря Моргулова, у китайских потребителей все бóльшую популярность приобретают российские шоколад, мороженое и косметика. С помощью программы «Сделано в России» российское мороженое от московской фабрики мороженого БРПИ, производящей мороженое под брендом BRandICE, теперь тоже продвигается в Китае под маркой «Сделано в России».

Программа помогает продвижению и внутри страны. Так, осенью на маркетплейсе Ozon появилась специальная витрина под слоганом «Красота создается в России», где была представлена продукция российских производителей косметики — держателей сертификата «Сделано в России». Старт работы витрины был дан на IV Евразийском женском форуме, где был представлен первый бьюти-бокс «Сделано в России». В него вошли десять продуктов уходовой и декоративной косметики от десяти компаний, каждую из которых представляет женщина-руководитель или женщина-амбассадор.

Сделано в России
Фото: РЭЦ

Культура как часть национального бренда

В программе часто используются и культурно-спортивные коллаборации, привлекающие внимание к российской продукции.

Например, в этом году в рамках Восточного экономического форума прошел хоккейный гала-матч «Сделано в России», где против профессиональных хоккеистов, включая китайских, играли бизнесмены и представители госсектора. Акцию поддержал олимпийский чемпион Вячеслав Фетисов.

В Москве ежегодно проходит регата «Сделано в России» на Кубок Группы РЭЦ, где в неформальной обстановке российские производители могут наладить контакты с потенциальными зарубежными партнерами, а последние — продегустировать российские продукты.

Спорт в таких коллаборациях часто используется для создания имиджа российских товаров как составляющей здорового образа жизни. В 2023 году прошла сквозная акция РЭЦ в сотрудничестве с Минспортом России и профильными спортивными ассоциациями под слоганом «Российские товары — для чемпионов». За два года в ней приняли участие представители гребного спорта, керлинга, фигурного катания, баскетбола, хоккея и бадминтона. Ее зрителями стали более 70 млн зарубежных потребителей по всему миру.

Еще один аспект таких коллабораций — привлечение к продвижению бренда «Сделано в России» известных спортсменов, деятелей культуры, российских и зарубежных инфлюенсеров. Так, в 2024 году на первом фестивале-ярмарке «Сделано в России» в провинции Ляонин в качестве амбассадора выступила олимпийская чемпионка по фигурному катанию Анна Щербакова, у которой в Китае многомиллионная аудитория. Благодаря этому за один день удалось продать в розницу товаров более чем на 50 млн руб.

Сотрудничающие с РЭЦ блогеры из Китая, Египта, Вьетнама, Турции и других стран снимают ролики о продукции «Сделано в России» и рассказывают о ней в своих соцсетях.

Другой пример коллаборации — проект «Искусство логистики экспорта». В мае 2024 года РЭЦ и транспортная группа FESCO при поддержке Третьяковской галереи запустили кампанию в соцсетях Китая, ОАЭ, Турции, Саудовской Аравии, Египта и Вьетнама. Это был вирусный ролик, представляющий шедевры русских художников и ассоциирующиеся с ними товары российского производства на изображениях, сгенерированных искусственным интеллектом. «Искусство логистики экспорта» представили 19 мая на совместном стенде РЭЦ и FESCO на площадке VIII Российско-Китайского ЭКСПО в Харбине, где проходил второй фестиваль-ярмарка «Сделано в России».

«Благодаря постоянному повышению качества российской продукции внутри нашей страны растет потребительский патриотизм. И сейчас нам важно бренд „Сделано в России“ сделать предметом национальной гордости, а также продвинуть его на всех рынках и континентах», — определяет векторы на 2025 год первый зампред правительства Денис Мантуров.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Экономика, 18 сен 19:55
Глава Минфина анонсировал снижение зависимости казны от экспорта углеводородов
Экономика, 10 сен 08:00
Крупнейшие онлайн-площадки стали инструментами достижения наццелей
Экономика, 1 сен 21:00
Экономисты выяснили, как поднять рождаемость в России
Экономика, 28 авг 18:25
Почему в России господдержка сосредоточена на высокотехнологичных секторах экономики
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда