Масштабный отбор
«Отборы проектов проводятся по разным темам, отражающим ключевые приоритеты национальной повестки. Темы формируются при участии партнеров и членов экспертного совета Агентства, которые являются носителями информации о трендах в инновациях, регуляторной среде, об отраслевых проблемах, требующих новых решений», — рассказывает директор Центра передовых решений АСИ Денис Смольков.
По его словам, АСИ проводит отборы проектов для дальнейшей поддержки по ключевым направлениям: «Технологии и предпринимательство», «Качество жизни», «Образование и кадры», «Экология», «Креативные индустрии». Далее внутри направлений определяются тематики, соответствующие национальным целям, по которым и проводятся отборы.
«Мы ежегодно проводим порядка 20 отборов. Сейчас уже завершилось 15. В данный момент идет четыре отбора по следующим темам: „Новые подходы к государственному управлению“, „Эффективное взаимодействие государства и граждан“, „Здоровый образ жизни“», — рассказал директор Центра передовых решений АСИ.
А в ноябре завершился прием заявок на поддержку по теме «Платформизация отраслей», где заявители могли предложить инновационные идеи и решения, направленные на создание отраслевых цифровых сервисов или интегрированных экосистем, которые объединяют различных участников рынка, включая производителей, потребителей и сервисные компании.
«Помимо этого, на платформе практик для регионов „Смартека“ у нас проводятся тематические конкурсы. Например, сейчас завершился отбор, который мы ежегодно проводим совместно с АНО „Национальные приоритеты“ для выявления эффективных практик для людей старшего поколения», — отметил Смольков.
В этом году более 700 проектов получили поддержку Агентства, в том числе и акселерационную. На форуме «Сильные идеи для нового времени» руководитель АСИ Светлана Чупшева рассказала, что привлеченные инвестиции на реализацию инициатив в 23 году превысили 2 млрд руб. По ее словам, инноваторы чаще всего проявляли интерес к направлениям «Качество жизни» и «Образование и кадры».
Глава АСИ также подчеркнула, что данная инициатива — это не социальный лифт, который выдернет человека из региона, а механизм, который, наоборот, создает инструменты и возможности, чтобы специалист развивался внутри своего региона
Положительное влияние
Проекты в агентстве проходят двухуровневый отбор —оценку по формальным критериям и по содержательным. Ключевые требования, которым должно соответствовать решение, чтобы получить поддержку АСИ: стадия готовности не ниже MVP («минимально жизнеспособный продукт» — начальная версия с набором функций, достаточным для презентации и тестирования на целевой аудитории), новизна идеи и актуальность решаемой проблемы, наличие ресурсов для реализации проекта, социально-экономические эффекты, имеющие влияние на отрасли и сферы.
«Кроме того, каждый проект обязательно проходит экспертную оценку — при отборе мы опираемся на взгляд людей из профильных отраслей», — подчеркнули в АСИ.
Предполагается, что прошедшие отбор проекты получают поддержку и содействие АСИ в продвижении на отраслевых рынках. «Проект находится на поддержке в Агентстве до двух лет. За каждым проектом закрепляется трекер — человек, который совместно с лидером идеи обеспечивает реализацию плана поддержки, используя необходимые инструменты и сервисы АСИ и партнеров. Поддержка осуществляется бесплатно», — рассказали в агентстве.
В Агентстве подчеркнули, что их миссия в первую очередь в снятии административных барьеров, запуске «пилотов» и массовом тиражировании в регионах и на предприятиях, а также в поиске партнеров и инвесторов
«К каждому проекту мы подходим индивидуально, составляем „дорожную карту“, где фиксируются основные шаги, пожелания и цели по развитию. И по ней уже работаем», — подчеркнул Денис Смольков.
Авторская работа
Одним из показательных примеров успешного результата поддержки АСИ стал проект «Обеспечение приоритетного использования продуктов переработки в хозяйстве страны». Собственно, речь идет о переработке с помощью грибов целлюлозосодержащих отходов (одноразовой посуды, чеков, окурков и т. д.). Технология несложная: отходы, содержащие целлюлозу, измельчают, смешивают с мицелием и эту смесь закладывают в форму будущего изделия. Пять дней грибы растут, перерабатывая целлюлозную массу и постепенно заполняя форму, после чего изделие стабилизируют. На выходе получается твердый, словно сделанный из древесины предмет: деталь мебели, арт-объект и т. п. Название грибов — коммерческая тайна.
«То, что сегодня считается мусором, на самом деле ценное сырье. Это ресурсы, которые могут быть возвращены в производство и использованы для создания чего-то нового и замечательного. Но чтобы приблизить эту „экономику будущего“, нужно ликвидировать экологическую безграмотность. Объяснить простым человеческим языком всем и сразу, почему экологично жить — жить лучше, жить с комфортом», — говорит автор идеи студентка Национального исследовательского университета ИТМО, генеральный директор компании — резидента «Сколково» SPAWN lab Дарья Токарева.
В результате поддержки АСИ до конца 2024 года в Санкт-Петербурге открывается производство продукции из «грибного» вторсырья — инвестиции, полученные от венчурного фонда «Восход» в размере 20 млн руб., направлены на его развитие.
Еще один пример успешной реализации и высокой социальной значимости — проект «Программный комплекс для точного земледелия „Точные поля“ (True Fields)». Это информационная система с искусственным интеллектом, которая с помощью данных о потенциале плодородия полей на основе спутниковых снимков производит расчет необходимого количества удобрений, препаратов, средства защиты растений и семян.
В результате поддержки проекта со стороны АСИ прирост площади внедрения технологий в 2024 году составил более 131 тыс. га. Сервис внедрен и получил массовое применение в Саратовской, Ростовской, Новосибирской, Калининградской областях и в Алтайском крае на площади 38 086 га, что в 2024 году позволило повысить урожайность и экономию на внесении удобрений на общую сумму более 80 млн руб.
Важное направление работы АСИ — поддержка и развитие растущих российских брендов через конкурс «Знай наших». Его цель — выявить и показать перспективные отечественные марки из всех регионов. К примеру, благодаря такой поддержке в течение года после конкурса столичный бренд экипировки для бега, велоспорта и триатлона Veter Sport смог более чем в два раза увеличить выручку в России и в четыре раза нарастить объем прибыли от реализации продукции в ОАЭ.
В конкурсе «Знай наших» принимал участие и Южный парк птиц «Малинки» (Ростовская область). Здесь находится больше 200 видов птиц и 17 видов млекопитающих, а общая площадь парка — свыше 6,5 га. Миссия такого «пернатого» бренда — сохранение и разведение животного мира. Парк активно участвует в культурно-просветительских мероприятиях: в сентябре каждого года команда дарит билеты школьникам из Ростовской области, ЛНР и ДНР. В этом году подарили свыше 65 тыс. визитов. Агентство стратегических инициатив вместе с партнерами предоставляет коллегам информационную поддержку.
«За каждой инициативой стоят конкретные люди, которым и помогает АСИ. Чтобы их дополнительно поддержать, мы запустили информационный проект „Страну меняют люди“. Но в итоге он стал настоящей системой ценностей, определяющих единую политику агентства и его партнеров по продвижению проектов и инициатив, способствующих положительным изменениям в стране, укреплению суверенитета, повышению качества жизни граждан», — отметил Денис Смольков.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag