Интервью

Выгодна ли России отмена санкций США

Ослабление ограничений поможет одним отраслям и перечеркнет достижения других

Выгодна ли России отмена санкций США
Фото: Valerie Plesch/DPA/Picture-alliance
Новая команда президента США Трампа почти сразу после его инаугурации заговорила о возможном снятии санкций с России. В начале марта намерения администрации Белого дома подтвердили источники Reuters, рассказав, что Госдепу и Минфину поручено подготовить список ограничений, которые могут быть смягчены. Жесткие санкции против России не столько навредили российской экономике, сколько взбодрили её. Теперь, в случае их снятия, усилия последних лет в отдельных отраслях могут оказаться бесплодными. С другой стороны, часть секторов, даже занимающихся импортозамещением, по-прежнему нуждается в оборудовании и технологиях для реализации инвестпроектов: им снятие санкций значительно поможет. Какие отрасли пострадают от снятия санкций, а какие выиграют, вместе с экономистами, финансистами, юристами и бизнесменами разбирался «Эксперт».

Какие отрасли пострадали сильнее

Серьезнее других от введения западных санкций пострадали отрасли, зависимые от импорта, — это нефтегаз и связанные с ним поставщики энергетического оборудования, которых отлучили от сервисных услуг и западных технологий добычи, а также машиностроение, заявил «Эксперту» директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

Директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачев добавил к этому списку ряд других отраслей: базовая электроника, отдельные направления IT (где, как он заметил, сейчас замещение идет достаточно эффективно), авиастроение, фармацевтика, а также отчасти легкая промышленность, где ситуация стабилизировалась после налаженных поставок из нейтральных стран.

В марте 2022 г. аналитики ЦМАКП, изучив зависимость России от импорта, прогнозировали, что сильнее всего санкции навредят фармацевтике (48,2% конечного потребления попало под санкции на март 2022 г.), сфере химических веществ и продуктов (44,7%), а также производству самолетов, кораблей и железнодорожных локомотивов (32,2%).

Уход конкурентов с рынка, с одной стороны, действительно способствовал развитию отечественного производства, стимулировал внутренние инвестиции и помог создать новые производства, которые в иной ситуации просто не появились бы, считает директор Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов. С другой стороны, многие отрасли экономики: станкостроение, машиностроение, судостроение, авиапромышленность и многие другие еще не успели полноценно заместить импорт, поэтому открытие доступа к зарубежным комплектующим и готовой продукции может затормозить начатые процессы.

Как США (не) отменяют санкции


США крайне редко полностью отменяют санкции, особенно в отношении крупных государств. Обычно санкции либо смягчаются, либо снимаются частично: так было, например, с Вьетнамом в 1994–1995 гг. (с момента окончания Вьетнамской войны прошло 25 лет), с Кубой (смягчение состоялось более чем через 50 лет), с Ираном (ядерная сделка, заключенная в 2015 г., была отменена Трампом в 2018 г.) и с российским алюминиевым гигантом «Русал», санкции против которого от 2018 г. вызвали турбулентность на мировом рынке алюминия, и в 2019 г. ограничения пришлось отменить.

Снятие американских санкций возможно лишь при достижении цели наложенных ограничений, отметила старший юрист практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation Мария Удодова: «Это не зависит от сектора экономики, в котором функционирует компания. Секторов, которые объявлены целями санкций в России, на сегодня уже 17». Согласно текущей практике, как подчеркнула Мария Удодова, необходимое требование для успешного снятия санкций США — это изменение фактической ситуации. Иначе говоря, обстоятельства, которые послужили причиной введения санкций, должны утратить свою актуальность.

Для компаний, по словам Удодовой, убедительным аргументом может быть смена собственников и контролирующих лиц. По такому пути, например, пошел «ОЗОН Банк», который был исключен из SDN в марте 2022 г. Ограничения, конечно, могут быть сняты и политическим решением, однако для США санкции — это прежде всего переговорный инструмент для достижения своих целей, заключила Удодова.

Автопром и авиапром

Российский автопром за последние 3 года нашел новых производственных партнеров на Востоке, а именно в Китае. Кроме традиционно локализованных производителей («АвтоВАЗ», ГАЗ, «КамАЗ»), которые продолжают выпускать свой модельный ряд, почти все другие автозаводы перешли к сборке автомобилей на базе китайских автоплатформ. На калининградском «Автоторе» собирают более 12 моделей «китайцев», на столичном «Москвиче» — китайский JAC, компания Sollers запустила сборку китайских пикапов JAC и автобусов Ankai. В калужском автомобильном кластере выпускают автомобили Chery. Корейские Solaris сходят с конвейера бывшего завода Hyundai в Петербурге. А завод Mercedes в Московской области адаптировали под китайские Exeed.

Учитывая социальную роль автопрома, а также усилия компаний, предпринятые для перестройки производственных и бизнес-процессов, сомнительно, что зарубежных производителей в России ждут с распростертыми объятиями, предположил директор департамента консалтинга SBS Consulting Дмитрий Бабанский. Даже если западные санкции будут сняты, то в ответ Россия должна будет выставить запретительные условия, предполагающие более строгие условия возврата и более высокие требования к локализации, заявил он «Эксперту»: «В таком случае нам будет все равно, с кем работать — с китайцами или американцами. Главное, чтобы условия их работы обеспечивали долгосрочную безопасность и технологический суверенитет России, надежность поставок на внутренний рынок и максимизацию добавленной стоимости внутри страны».

«Рынок автомобилей в России в этом году падает из-за повышенного с 1 октября 2024 г. утильстбора, и базовые прогнозы на 2025 г. — стагнация или спад, — сообщил „Эксперту“ экономист Евгений Надоршин. — Спад более вероятен с учетом того, что около 80% новых авто продавались в кредит. Ну и куда вернутся Toyota и Hyundai? Зачем?»

Российский авиапром, в отличие от автопрома, после 2022 г. придерживается модели 100-процентного импортозамещения в производстве самолетов. Но поставки новых бортов пока откладываются, и сейчас ожидаются в 2026 г.

«США могут пойти на снятие санкций в авиастроении, если Россия пойдет на уступки. Вашингтон, получив доступ к местному рынку, может сделать его зависимым от западных технологий и тем самым ослабить технологический потенциал российской промышленности в долгосрочной перспективе», — полагает гендиректор юридической компании «Митра», член совета Международной ассоциации юристов и консультантов Юрий Мирзоев.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting считает, что поставки из недружественных стран на предприятия авиапрома могут стать решением в короткой перспективе для покрытия дефицита, на время отработки и освоения технологий. «Но возвращаться к той модели, что была, означало бы наступить на те же грабли», — уверен он. Это же, по его мнению, касается и промышленного софта, который российский бизнес теперь разрабатывает самостоятельно. «Аэрофлот», например, только в 2024 г. вложил 92 млрд руб. в поддержание флота «на крыле», в переход на российское ПО и формирование запасов запчастей.

Тот факт, что большинство российских авиакомпаний не включены в SDN-лист США (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List, Список особо обозначенных граждан и заблокированных лиц), упрощает процесс снятия санкций на авиаперелеты, подчеркнул Мирзоев.

О проработке восстановления авиасообщения с США уже сообщал российский МИД. Директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, напротив, не верит в смягчение политики США в ближайшее время и снятие каких-либо санкций. Управляющий партнер юридической компании ЭНСО Алексей Головченко также заявил «Эксперту», что американским авиакомпаниям из-за введенных санкций сейчас невыгодно выполнять рейсы в Китай — им приходится облетать воздушное пространство России: «Из-за этого авиация США проигрывает конкурентам из того же Китая».

МСП и легкая промышленность

Снятие санкций упростит логистику и укрепит рубль, из-за чего подешевеет импорт, и для конечного потребителя товары станут дешевле, подчеркнул президент бизнес-ассоциации «Опора России» Александр Калинин. Позитивно скажется на ценах и возвращение западных конкурентов на российский рынок, отметил он.

Но ослабление санкций, безусловно, откатит назад достижения некоторых отраслей, предупредил Александр Калинин: «Прежде всего, внутренний туризм пострадает, в который люди вкладывались. Не выдержат конкуренции и производители продуктов питания, которые мы сделали своими, пусть они были и дороже западных». По его словам, те же риски актуальны и в промышленности, где, «поскольку не было товаров [после ухода западных компаний], люди были вынуждены брать очень большие кредиты и налаживать собственное производство». Как пример такой закредитованности Калинин привел «АвтоВАЗ», вложивший более 100 млрд руб. в производства, задача которых — заместить румынские и турецкие поставки. Ослабление санкций ударит и по молодым предпринимателям, которые активизировались после ухода западных сетей фастфуда и открыли множество оригинальных заведений. Президент «Опоры России» убежден, что возвращение таких «монстров», как Starbucks и McDonald’s, станет не очень хорошим сигналом для рынка общепита.

На начало 2022 г., до введения санкций в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства было более 5,8 млн предприятий, а в 2023 г. их количество превысило отметку 6,3 млн, сообщил «Эксперту» гендиректор «Корпорации МСП» Александр Исаевич. По его словам, МСП не только научились работать в условиях санкций, но и активно включились в реализацию программ импортозамещения и создания высокотехнологичной продукции: «Благодаря отсутствию сложных бюрократических систем именно малому и среднему бизнесу оказалось проще реагировать на запросы государства и рынка, выдавать продукт здесь и сейчас. А меры господдержки обеспечили необходимое финансовое плечо». Санкции стали драйвером развития многих отраслей экономики, но говорить про их отмену пока рано — нужно сохранить наработанный за эти годы капитал в виде новых отечественных брендов, продуктов и технологий. Говоря о легкой промышленности, Александр Исаевич заметил, что в 2022 г. в России было 44 тыс. предприятий МСП в этой отрасли, а к началу 2025-го стало 53 тысячи.

Основная проблема в том, что импортозамещение в некоторых секторах прошло силами не отечественных, а китайских производителей, отметил экономист Евгений Надоршин: «Иранские и индийские поставщики в текстильную отрасль, где их ждали, не зашли. А китайские — пожалуйста, сплошь на рынке». Именно с этим экономист связывает закрытие фабрик Gloria Jeans, где производство на фоне конкурентной легкой промышленности Китая оказалось дорогим и неэффективным: «Потери уже есть — ровно потому, что здесь обосновались китайские производители, а не потому, что сюда могут вернуться американские и европейские бренды». Рост производства российской продукции легкой промышленности на 20% в 2024 г., считает Надоршин, во многом обусловлен гособоронзаказом.

Банки и SWIFT

Значимых достижений в настройке платежной инфраструктуры, которые могли бы обесцениться с ослаблением санкций, нет, отметила в интервью «Эксперту» член совета директоров Национального платежного совета Алма Обаева: к моменту отключения ключевых российских банков от SWIFT у России уже была Система передачи финансовых сообщений (СПФС) от Банка России, которая покрыла ряд незаменимых платежей. Но СПФС рассчитана исключительно на внутренний рынок и не задумывалась как глобальная альтернатива SWIFT — в отличие от китайской CIPS, которая могла бы, но «не захотела» конкурировать с международной межбанковской системой, полагает она. Однако российские банки в условиях, продиктованных санкциями, не могли претендовать ни на подключение к CIPS, ни на самостоятельные подобные проекты. «Давайте будем реалистами: как задумывать что-то глобальное, находясь в санкционных списках? Своего гиганта можно создать и настроить, но он будет бесполезен», — заявила Обаева.

Среди интересов США, которые могут быть учтены в переговорном процессе, Алексей Головченко из ЭНСО назвал снятие ограничений с российских банков. В комментарии «Эксперту» он предположил, что главный мотив новой американской администрации — возвращение России в цепочку сделок в долларах, ведь «это очень важно для американской экономики».

Другой вопрос — это цифровая валюта, которую постепенно внедряет ЦБ, — при успешном запуске она должна возыметь больший вес в трансграничных расчетах, чем функционал, которого банковский сектор России лишился после отключения от SWIFT, обратила внимание Алма Обаева. Банк России начал работу над цифровым рублем в 2020 г., его пилотная эмиссия состоялась в 2023 г., а 27 февраля председатель ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что массовое внедрение цифрового рубля переносится с 1 июля на более поздний срок. Глава регулятора объяснила, что такой запрос поступил от участников эксперимента (15 банков и 30 компаний).

Общий эффект для экономики

Отмена санкций не даст быстрого позитивного эффекта, но должна увеличить потенциал российской экономики, считает экономист Евгений Надоршин: «Это означает, что облегчится доступ к оборудованию и технологиям еще до того, как будет обеспечено локальное присутствие иностранных компаний». Основной прирост потенциала он ожидает в стратегических сегментах, в том числе и в ВПК.

Если действовать разумно, то от ослабления санкций выиграют все, уверен Юрий Симачев из НИУ ВШЭ. Прежде всего, это снова расширит конкуренцию на рынке, что позитивно скажется на повышении мотивации и конкурентоспособности отечественных игроков. Стимулом повысить качество продукции послужит и возможное возобновление экспорта в развитые страны, считает он: «Без импорта не может быть и хорошего качественного экспорта, эта общая логика. Но важно, чтобы за импортом следовало обучение, чтобы знание технологий улучшалось и укоренялось». И соглашается с тем, что в направлениях, где Россия существенно продвинулась после введения санкций, например, в IT, «не совсем логично» на прежних условиях возвращать определенных вендоров. В таких случаях понадобятся консультации с бизнесом, а решения должны быть аккуратными и даже точечными.

Если подходить ко всему разумно, польза от отмены санкций может быть, соглашается руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников: «Прошло три года, и цепочки поставок уже перенастроились. поэтому ради чего-то эфемерного даже рассматривать всерьез новую перенастройку более чем преждевременно». Он не исключает, что можно получить положительный эффект для экономики за счет отдельных поставок, но в приоритете — вопросы безопасности: «Экономика сейчас подстраивается под ситуацию повышенных рисков, брать и вдруг отменять этот процесс — странно».

С большей вероятностью, по мнению Дмитрия Бабанского из SBS Consulting, США будут снимать санкции в тех секторах, где были значительными поставки самих американцев — например, в сфере авиации, — либо там, где Россия не создаст серьезной конкуренции Штатам — в металлургии и химпроме: «Отмена санкций, если состоится, будет ориентирована на улучшение условий прежде всего для американских компаний».

Юрист Юрий Мирзоев называет среди отраслей, которые могут быть выведены из-под санкций, авиацию, энергетику, фармацевтику и сельское хозяйство: «Возможно смягчение санкций в отношении отдельных компаний, которые не связаны напрямую с оборонным комплексом или с политической элитой России».

Формальная отмена санкций вовсе не приведет к тому, что все освобожденное из-под санкций станет снова доступно, подчеркнул экономист Надоршин. Приличная часть всего, от чего отлучили Россию, связана не столько с формальными запретами, сколько с тем, как многие экономические агенты трактовали эти санкции, уверен он: «Многие компании не хотят столкнуться с тем, что через год их услуги или поставки окажутся под запретом, и от греха подальше прекратили сотрудничать с Россией». Если сценарий с ослаблением санкций реализуется, нежелание возобновлять сотрудничество все равно сохранится — контрагенты видели, как реализуются геополитические риски, и не захотят проверять, случится подобное еще раз или нет, подытожил Надоршин.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Экономика, 18 авг 12:00
Как платформа «Мой экспорт» укрепляет позиции экспортеров
Экономика, 7 авг 09:55
Почему Индия не откажется от российской нефти
Экономика, 6 авг 20:30
По итогам визита спецпосланника президента США в Россию санкции введены против Индии
Экономика, 18 июл 15:45
Евросоюз одобрил новую порцию антироссийских рестрикций
Свежие материалы
Грузы не вывозят обязательств
Внедрение «вези или плати» на железной дороге вновь притормозили
Великое переселение продолжается
Города,
Какие демографические тренды определяют развитие мегаполисов
Монстры кино сняли мультфильм
Культура,
В прокат выходит «Доктор Динозавров» от продюсера «Холопа» и режиссера «Садко»