Интервью

Экспонаты выносят на улицу

Современное искусство покоряет город

Экспонаты выносят на улицу
Фото: предоставлено организаторами
В московском Центре «Зотов» 14 марта были подведены итоги беспрецедентного по масштабу конкурса, организованного одним-единственным девелопером на разработку одного-единственного объекта паблик-арта, проще говоря, объекта уличного искусства. Всего поступило 170 заявок от 146 участников из 28 городов России. «Эксперт» разбирался, что означает такое внимание к современному искусству в городе и почему сегодня оно становится элементом городского благоустройства.

Ангел, похожий на робота

В конкурсе победил молодой московский художник Женя Желваков с концепцией арт-объекта «Ангел». Осенью «Ангела», больше похожего на бытового робота с крыльями, планируется установить на ступенях каскадной лестницы в офисном квартале STONE Towers, спроектированном бюро «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Вроде бы ничего особенного. Девелопер вправе размещать на своей территории любой объект, пусть даже и «Ангела», если считает его эстетичным. Но конкурс назывался «Философия новых форм». Проводился он с сентября 2023 г. при поддержке Москомархитектуры, а экспертный совет конкурса возглавил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В состав совета вошли не только представители девелопмента, но и директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачева, основатель ярмарок современного искусства Cosmoscow и Blazar Маргарита Пушкина. Куратором выступила Сабина Чагина, основатель творческой платформы «Сабстанция».

Чем объяснить такое пристальное внимание к скромной скульптуре, которая украсит лестницу между двумя офисными башнями?

Девелопмент сравнительно недавно стал проявлять интерес к уличному искусству. Одной из первых ласточек был «Красный сад» на Красной площади — выставка объектов паблик-арта из корпоративной коллекции «Интеко», проведенная летом 2021 г. С 2022 г. Capital Group совместно с ТСН «Город столиц» организует сезонные выставки произведений современного искусства, сопровождаемые образовательной программой с участием профессиональных кураторов, галеристов, музейных работников. И кстати, не успел еще STONE подвести итоги своего конкурса, как 12 марта ГК «Галс Девелопмент» в партнерстве с галереей авторской фотографии Reportage запустил конкурс архитектурной фотографии и цифрового искусства «Форма. Образ. Воображение».

Интерес девелопмента понятен: современное искусство статусно, и его присутствие повышает цену объектов недвижимости. По словам заместителя генерального директора STONE Виктории Васильевой, запросы маркетологов поменялись в последние два-три года: требуется не украшательство и не декор, а именно современное искусство. Чем же оно отличается от благоустройства и почему одно нельзя заменить другим, «Эксперт» решил расспросить архитекторов, с конкурсом не связанных, но давно и плодотворно работающих с паблик-артом на всем его пути в городе — от общественных интерьеров к паркам.

Не глиной единой

Паблик-арт — сочетание еще вполне свежее и актуальное, хотя понятно, что традиция внедрения искусства в город — мозаики, памятники, парковые скульптуры, настенные росписи-муралы — существует, пожалуй, столько же, сколько и сами города. Правда, его восприятие постоянно меняется.

Кто, например, вспомнит сейчас, что одними из первых объектов современного паблик-арта были работы зарубежных авторов в парке Зарядье? Они появились там в 2018 году: «Бесконечная кривая» Венцинь Чена, «Тюльпан» британца Саймона Хемпселла, кинетическая скульптура WV468 в виде флюгера, выполненная Майклом Хисчером из Берлина. Они тогда не произвели большого эффекта на публику — и это понятно: всё перекрывал вау-эффект от благоустройства самого парка.

Но потом к этому привыкли, и захотелось повысить градус восприятия окружающей среды. Просто комфорта и безопасности людям теперь недостаточно — нужны острые эмоции, предмет для споров и обсуждений, как минимум яркие фотоспоты для селфи, которые потом можно будет выложить в сети и собрать лайки.

«Даже в Москве сегодня катастрофически не хватает уличного искусства, — уверена Юлия Тряскина, руководитель и партнер компании UNK interiors, которое занимается проектированием общественных интерьеров, например, в Москва Сити, во дворце спорта „Лужники“. — По большому счету, у нас нет ничего, кроме „Большой глины № 4“ у ГЭС-2 на Болотной набережной, ну и ещё „Памятника 300-летию Российского флота“, более известного как памятник Петру I. Все остальные объекты — какие-то не „артовские“, что ли. Это не цельные авторские высказывания о мире, а просто какие-то памятные знаки».

Скульптура «Большая глина № 4» швейцарского художника Урса Фишера на Болотной набережной у здания ГЭС-2
Скульптура «Большая глина № 4» швейцарского художника Урса Фишера на Болотной набережной у здания ГЭС-2. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

О том же говорит и Иван Охапкин, основатель архитектурного бюро Basis. «По общественному резонансу „Большая глина № 4“ превзошла даже саму ГЭС-2, хотя над её преображением работал сам Ренцо Пиано, прославленный итальянский архитектор, а скульптуру создал мало кому известный у нас швейцарец Урс Фишер».

По словам Охапкина, секрет успеха в том, что все работает в комплексе. С одной стороны набережной мы видим на редкость удачный образец редевелопмента: одна из старейших в городе электростанций превращена в музей современного искусства. С другой стороны — не менее удачный образец современного благоустройства: амфитеатр со спуском к Водоотводному каналу. И объединяет их объект паблик-арта, весь смысл которого — в открытости смыслам. Потому что это еще даже не форма, а материал для творчества, поскольку глина для скульптора — именно такой материал. Дальше уже каждый видит в нем то, что видит.

«Это и означает, что перед нами именно паблик-арт, а не элемент благоустройства, — уверен Иван Охапкин, — потому что главная его функция — символическая, как и у всякого произведения искусства. При встрече с ним человек не может не вынырнуть из рутинного ритма повседневности. Он обязательно остановится, переведет дыхание, подумает о чем-то важном для себя».

Граффити-пропасти и поющая разметка

Отсутствие лобового утилитарного смысла исключительно важно. Для сравнения: существует объемные граффити на тротуарах, изображающие ямы или даже пропасти и тоже предназначенные для того, чтобы человек остановился, осмотрелся — например, у перекрестка. Но искусство ли это?

«Нет, это не искусство, — отвечает Иван Охапкин — Есть ведь на дорогах не просто шумовая, а музыкальная разметка. На асфальт наносятся бороздки разной ширины и глубины, и на определенной скорости, при соприкосновении с шинами автомобиля они начинают „петь“. Водитель отчетливо слышит некую мелодию вроде ринг-тона. Это, конечно, не музыка, это просто оригинальный ограничитель скорости, то есть элемент благоустройства. Специально ради такой „музыки“ человек по дороге с арт-разметкой не поедет. Никакого художественного высказывания, никакой эмоции здесь усмотреть нельзя».

Элемент благоустройства вполне может быть типовым. Паблик-арт должен быть все-таки штучным. Бюро Basis разработало проект Парка Малевич в Одинцовском районе, неподалеку от поселка Немчиновка, куда художник летом приезжал отдыхать на даче у тестя. Входная группа парка представляет собой рассеченный надвое черный куб с двумя зеркальными сторонами, обращенными друг к другу и на дорожку между ними. Зеркало напротив зеркала, как известно, бесконечно расширяет пространство. Таким образом, черный квадрат не просто наглядно вырастает до объемной фигуры, но и вбирает в себя отраженные парковые деревья. Посетитель уже на входе оказывается сразу и внутри прославленной на весь мир работы Малевича, и внутри березовой рощи.

Проект Парка Малевич в Одинцовском районе от Бюро Basis
Проект Парка Малевич в Одинцовском районе от Бюро Basis. Фото: Бюро Basis

По словам Ивана Охапкина, заказчик поначалу назвал этот куб мемориальным и выразил опасение, что такие же печальные ассоциации будут возникать и у посетителей. Но на деле входная группа вызвала совсем другие, позитивные эмоции, и благодаря взаимодействию архитекторов со скульптором Григорием Ореховым, автором идеи, это решение удалось отстоять.

Потом появился еще один объект паблик-арта: «Куб космоса» Леонида Тишкова. Он выглядит так, будет упал прямо с неба и застрял под углом между деревьев. Конечно, это очередная отсылка к «Черному квадрату» Казимира Малевича, а заодно и к словам художника, обращенным к коллегам Иосифу Школьнику и Михаилу Матюшину: «Скорей Люди к небоскребам долой домишки наша голова должна касаться звезд». Каждая из сторон «Куба космоса» перфорирована по картам звездного неба, а внутри находятся светильники. Днем куб остается полностью черным, ночью вспыхивает ярким светом, так что, пройдя под ним, можно в самом деле коснуться головой звезд. В благоустройстве территории это решение никакой роли не играет. Но помимо ярких эмоций взаимодействие с объектом дарит еще и радость личной находки.

«Куб космоса» Леонида Тишкова на открытии второй части выставки современного искусства в парке Малевича
«Куб космоса» Леонида Тишкова на открытии второй части выставки современного искусства в парке Малевича. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Попытка философии

Понятно, что объекты паблик-арта не заменят площадок воркаута, беговых дорожек в парках или тем более озеленения: в парки люди идут все-таки не за черными квадратами, а за общением с природой. Но есть пространства, например, площади, которые почти невозможно организовать без объектов паблик-арта.

«У нас сейчас идет Год семьи — но где вы видели, чтобы художники выставляли по этой теме свои работы где-нибудь на площадях? — задается вопросом Юлия Тряскина. — Эта культура у нас еще не сложилась, хотя, например, в европейских городах это происходит регулярно, каждый год. Тут действительно нужно участие кураторов, серьезная профессиональная подготовка, точное понимание, для кого и зачем это делается и почему именно в этом месте. Ну и кто за это будет платить? Это не муниципальные бюджеты, а частные средства. Основными инвесторами пока что выступают застройщики».

По словам Тряскиной, паблик-арт должен рождаться еще в эскизе архитектора и согласовываться с отделом маркетинга того или иного застройщика. Если раньше речь и впрямь шла о чем-то принципиально неотличимом от благоустройства, то теперь требуется именно современное искусство, а значит, нужны и серьезные художественные конкурсы. «Тогда эти объекты будут не золотыми пуговицами, пришитыми к обычному, пусть и дорогому костюму, а острой эмоцией, локальным мифом, — считает Юлия Тряскина. — А главное, они сами организуют вокруг себя пространство, которое потом можно будет спокойно благоустраивать: и дорожка приведет куда надо, и деревья правильно встанут вокруг. Искусство, цельное художественное высказывание, даже философия — это под них стрижется дерево, а не из формы кроны рождается философский концепт».

Правда, известный искусствовед и философ Борис Гройс в своей недавней книге «Апология Нарцисса» (в оригинале она называется Becoming an Artwork — то есть «Становясь искусством») говорит о том, что сам современный человек — не более чем объект паблик-арта. Он сугубо нарциссичен, для него уже ничего, кроме публичного образа, значения не имеет: эстетика стремительно побеждает этику. Пожалуй, косвенным свидетельством этого служит и постоянно возрастающие требования к оформлению городской среды. Вполне возможно, что современный город движется к тому, чтобы стать тотальным арт-пространством, где экспонируются (для дальнейшей самопрезентации в соцсетях) кинетические объекты паблик-арта — сами горожане. И тут уже все понятно: в отличие от объекта искусства, с элементом благоустройства себя никто ассоциировать не захочет.

Впрочем, о реальной опасности тут пока еще судить рано. Посмотрим для начала, как проявит себя «Ангел» в окружении офисов и удастся ли ему превзойти «Большую глину».

Материалы по теме:
Города, 19 ноя 08:00
Как искусственный интеллект управляет городским транспортом
Города, 21 окт 16:08
Эксперты обсудили перспективы цифровизации
Города, 19 сен 17:00
Как цифровизация помогает развиваться малым городам
Города, 25 авг 15:48
В Казани прошел Международный камп АРХИTech 2025
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр