Интервью

Какой кодекс чтут недропользователи

Как внедрить отечественные стандарты отчетности в горнодобывающей индустрии

Какой кодекс чтут недропользователи
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
После ухода из России иностранных компаний горнодобывающая индустрия лишилась привычного стандарта публичной отчетности по запасам. Международный кодекс отчетности о результатах разведки, ресурсах и запасах JORC перестал применяться, а замены ему не нашлось. Инвесторам стало сложнее принимать решения о финансировании проектов, а недропользователям — получать средства на освоение. Отрасли нужен разделяемый всеми игроками стандарт, который ответит на вопросы, сколько полезных ископаемых в недрах, насколько добыча рентабельна и каковы риски вложений.
Сергей Шестак
Сергей Шестак

Главный геолог независимой инжиниринговой компании «Рок Энд Милл»

Вместо разработки современной системы публичной отчетности отрасль пытается опереться на документы, которые изначально создавались совсем для других целей. Пример — технико‑экономическое обоснование кондиций (ТЭО), государственный документ для постановки запасов на баланс. Государственная комиссия по запасам (ГКЗ) использует его, чтобы подтверждать запасы для государства, а не для инвесторов. Назначение обоснования полностью отличается от целей документов инвесторской отчетности. ТЭО пишется под конкретный момент и практически не предполагает регулярного обновления. В нем зафиксированы цены, параметры техпроцесса, расчеты затрат и экономические вводные, которые уже через год-два перестают отражать реальность. В отличие от рыночных стандартов, где отчетность должна «жить» и обновляться вместе с проектом.

Поэтому ТЭО не может служить основой для оценки возвратности инвестиций по проектам расширения добычи и не подходит для последовательных раундов финансирования. Когда компания обращается за деньгами на наращивание мощностей на действующем объекте, инвестор ожидает актуальную картину по затратам, ценам и производственным параметрам.

И главное, ТЭО не несет в себе механизма персональной ответственности за публичное искажение информации.

В профессиональном сообществе РФ за ошибочную оценку запасов предусмотрен максимум репутационный ущерб, и тот для выдавшей его организации.

Что такое CRIRSCO и JORC


CRIRSCO — международный комитет по стандартам отчетности о минеральных ресурсах и запасах. Он объединяет национальные кодексы (JORC, NI 43‑101, SAMREC, KAZRC, НАЭН и др.) и задает единые принципы публичной отчетности: прозрачность, существенность информации и компетентность подписантов. Стандарты CRIRSCO применяются в десятках стран и используются банками, биржами и инвесторами при оценке горнодобывающих проектов.

JORC — созданный в Австралии стандарт публичной отчетности о результатах геологоразведки, минеральных ресурсах и запасах руды; применяется более чем в 40 странах. Россия присоединилась к CRIRSCO и начала использовать JORC в 2012 г. JORC использовали при оценке запасов десятков российских проектов по добыче золота, платины, угля, меди. В стране работали десятки компетентных лиц и консультантских команд, готовивших отчетность по этому стандарту.

В мире CRIRSCO-ассоциированных стандартов дело обстоит иначе. Всё вращается вокруг института компетентных лиц и их личной ответственности. Существует кодекс этики, обязательное страхование ответственности и риск юридических последствий за введение инвестора в заблуждение, повлекшее плохие сделки.

В США, например, действует не только профессиональная, но и полноценная юридическая ответственность за введение инвестора в заблуждение. Если компания публикует данные о запасах или экономике проекта, которые затем существенно расходятся с реальностью и влияют на инвестиционные решения, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) рассматривает искажение оценок как «введение в заблуждение» — misrepresentation. Что грозит штрафами со множеством нулей и коллективными исками акционеров. Санкции и запреты на занятие должностей становятся для подписантов серьезным личным аргументом в пользу правдивых оценок.

В ТЭО кондиций вольные допущения остаются внутренней перепиской недропользователя с государством. В JORC это публичная отчетность с конкретным именем под ней.

Различается не только назначение документов, но и язык, терминология. ГКЗ-термины вроде А, В, С1 или забалансовые запасы никому, кроме российских регуляторов, ничего не говорят. Рынок капитала работает с иной системой координат: Measured, Indicated, Inferred, Proven и Probable, модифицирующие факторы, чувствительность проекта. Эти категории нельзя сопоставить с классификацией советской школы ни по логике, ни по смыслу. Для внутреннего баланса страны ГКЗ остается необходимым инструментом, но это не делает его рыночным.

И всё же решение у России есть. В 2011 г. «Национальная ассоциация по экспертизе недр» (НАЭН) в России завершила разработку кодекса и в октябре того же года НАЭН присоединилась к CRIRSCO, к которому относится и JORC, в качестве национального комитета по отчетности. Но прежде чем говорить о перспективах НАЭН, важно признать ключевую проблему: компании продолжают готовить отчетность исключительно «для ГКЗ», то есть для государства, а не «для рынка».

Инвестор в таких материалах не видит подтвержденной квалификации специалиста и гарантий его независимости. Отсюда и проблемы с доверием, которое в бизнесе стоит дороже всего.

Российский CRIRSCO‑совместимый кодекс НАЭН и создавался как «собственный национальный JORC», однако именно в силу эффективности последнего так и не был встроен в правовой и бизнес-контур. Но вот когда JORC исчез, про кодекс НАЭН не вспомнили. Или вспомнили, но посчитали, что он не готов.

Компетентных лиц с «аккредитацией» НАЭН откровенно не хватает; банки и регуляторы не опираются на НАЭН при принятии решений, потому что привыкли работать в системе координат JORC. Логично, что в таких условиях любой стандарт остается лишь рекомендацией, а не рабочим механизмом. Нужен импульс, движение снизу. И дать его способна отрасль: недропользователи, банкиры, инвестфонды, сервисные компании.

Для понимания механизма перехода от международных стандартов к национальным практикам полезен пример Казахстана. В стране код KAZRC, тоже совместимый с CRIRSCO, встроили в законодательство о недропользовании, в требования аренды и фондовых площадок, в практику проектного финансирования. Страна фактически перешла на двойную систему: ГКЗ для государства и KAZRC для всех, кто привлекает деньги. Это упростило диалог между недропользователем и инвестором: стандарты стали понятны, процедуры — предсказуемы, а компетентные лица — ответственны.

России нужен похожий сценарий. Для начала требуется связать НАЭН с финансовыми институтами, Центральным банком и крупнейшими банками. Если кредиторы, фонды развития и институты роста официально требуют отчетность НАЭН, этот стандарт сразу получает экономический вес. Компании перестают готовить документы «для галочки» и переходят на логику отчетности, которая регулярно обновляется и отражает реальные изменения модели месторождения.

Эту тенденцию сегодня обсуждают на отраслевых площадках, включая Горный клуб «Майнекс», где всё чаще говорят о переходе от бумажных запасов к цифровой геолого-горной модели, живущей в цикле «модель — добыча — актуализация». В такой архитектуре ТЭО перестает быть центром мироздания и становится одним из продуктов, собранных из общей цифровой основы. Для ГКЗ формируется одна конфигурация данных, для НАЭН — другая. База остается общей, прозрачной и легко проверяемой.

Не менее важно усилить институт компетентных лиц. Без персональной ответственности ни один кодекс не заработает. НАЭН нужен открытый реестр экспертов, четкие правила допуска, страхование ответственности и реальные дисциплинарные меры. Подписывать отчеты по запасам должно быть столь же серьезно, как подписывать финансовую отчетность по МСФО. Это не абстрактный вопрос этики — это вопрос стоимости привлеченного капитала.

Отдельного внимания требуют правила для гринфилдов (освоение с нуля новых участков недр, на которых ранее не велась добыча) и ежегодная актуализация данных по ресурсам и запасам для компаний, которые выходят на рынок капитала или ведут диалог с банками. В эпоху цифровой геологии раз в пять лет пересматривать документ — значит работать в прошлом. Инвестору нужна динамика, а не архив.

В итоге России не нужно выбирать между ТЭО и JORC: эти стандарты не исключают друг друга. Первое необходимо государству, второе — рынку капитала. России нужен зрелый НАЭН, встроенный в финансовую систему, опирающийся на цифровую модель месторождения и поддерживаемый институтом персональной ответственности. Это не быстрый путь, но единственный, который возвращает отрасли возможность уверенно разговаривать с инвесторами на понятном и профессиональном языке.

JORC ушел из России, но рынок не терпит пустоты. Если мы не хотим, чтобы ее заполнила фикция в виде универсального ТЭО, остается превратить НАЭН в полноценный рабочий инструмент доверия и ответственности в минерально-сырьевом секторе.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, Вчера 23:15
В новой американской стратегии безопасности Россию не считают угрозой
Мнения, Вчера 21:55
Почему русский язык пережил Марра, а интернет переживёт блокировки
Мнения, 7 дек 11:00
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр
Мнения, 7 дек 10:30
Как переосмыслить развитие территорий индивидуальной застройки
Свежие материалы
Антон Силуанов назвал «идеальным» сочетание жесткого бюджета с низкими ставками
Дешевые кредиты для экономики важнее, считает министр финансов
США оправдали свои опасения
Мнения,
В новой американской стратегии безопасности Россию не считают угрозой
Как ограничения РКН влияют на умы, привычки и доверие
Мнения,
Почему русский язык пережил Марра, а интернет переживёт блокировки