Интервью

Марк Каганский: «Нужно, чтобы человек в абсолютно диком месте чувствовал себя в максимальном комфорте»

Чем выгодно создание глэмпингов

Марк Каганский: «Нужно, чтобы человек в абсолютно диком месте чувствовал себя в максимальном комфорте»
Фото: личный архив Марка Каганского
Глэмпинги — относительно новый сегмент в российской индустрии гостеприимства. «Гламурные кемпинги» предлагают, с одной стороны, максимальную близость к природе и удаленность от цивилизации, а с другой — соответствующие уровню хорошего отеля комфорт и сервис. В национальном проекте «Туризм и гостеприимство» глэмпинги получили отдельную строку поддержки. О том, чем они хороши и плохи с точки зрения бизнеса и кому не стоит в них вкладываться, «Эксперту» рассказал создатель проекта «Речные виллы Конаково» Марк Каганский.

— Глэмпинги не первый ваш бизнес. Вы выбрали эту сферу потому, что она экологичная и модная или же просто выгодная?

— Первая задача бизнеса — быть рентабельным, иначе он просто не выживет и с его помощью не получится сделать какие-то другие полезные дела. Конечно, с точки зрения окупаемости он сложен, но, с другой стороны, те активы, которыми управляет гостиничный комплекс, в какой-то степени защищены от инфляции. Точно так же, как с квартирой, которую мы покупаем для сдачи: доход от аренды ниже банковских ставок, но ее рыночная цена обычно растет. Имеет значение и надежность — в других бизнесах можно прыгнуть выше, но денежный поток там не так надежен. Это хороший способ сохранять капитал.

— Как вы можете описать российскую аудиторию глэмпингов?

— Если в самом общем виде, то глэмпинги — это загородный отдых для самых широких слоев населения. Это природное уединение, способ восстановить ресурсы организма, общение с близкими людьми. Или же здесь у поездок специализированные цели: поездки на какие-то интересные фестивали, агротуризм, религиозное паломничество. Это и рекреационный, и краеведческий туризм. Глэмпинги вообще могут охватить все виды туризма, особенность лишь одна: цель поездки, как правило, сформирована за пределами самого глэмпинга. Уровень сервиса и комфорта при этом здесь может быть самым разным.

Но вообще глэмпинг — это «гламурный кемпинг»: нужно, чтобы человек в абсолютно диком месте чувствовал себя в максимальном комфорте, получал этакий «комфорт в дискомфорте». Но российская действительность трансформировала термин, и сейчас этим словом мы называем всю линейку временного некапитального модульного размещения туристов

— Чем отличается управление глэмпингами от традиционного отельного бизнеса?

— Мне чуть ли не раз в неделю приходят запросы в стиле «а давай вот в этом уникальном месте проинвестируем глэмпинг». В России человек часто бывает очарован природой и переоценивает ее, думая, что вот именно здесь должен появиться объект, который завоюет сердца миллионов.

Это мнение подогревают и государственные субсидии. В гостиницах тоже иногда видишь, что тут все делали люди без особого опыта, но в глэмпингах это умножается на десять: и в разработке концепций, и в экономическом планировании, и в неверных инженерных решениях.

Это не хорошо и не плохо, здесь новый для нас рынок, мы находимся в стадии первичного осознания действительности. Я как раз хотел бы предостеречь инвесторов от необдуманных шагов, иначе глэмпингов будет становиться все больше, доходы и качество инженерных решений — все ниже. Это повлечет недовольство клиентов, снижение доверия ко всей отрасли и закрытие большинства предприятий. Это абсолютно реалистичный сценарий.

— Разве не рынок должен сам все это отрегулировать?

— Да, но при этом очень многие потеряют свои деньги. Мне кажется, государству нужно обратиться к опыту крупных глэмпингов, в том числе построенных с использованием государственных субсидий.

Этими субсидиями сначала занимался Ростуризм, потом Министерство экономического развития. Очень важно не растерять те компетенции, которые были здесь накоплены. Я готов здесь предложить свои услуги, чтобы поучаствовать в создании рекомендаций для отрасли. При этом речь ни в коем случае не о запретительных мерах. И мы уже принимали участие в формировании правильных стимулирующих условий для бурного развития этого вида туристического размещения.

Те стандарты, которые разработаны для отелей, здесь применяться не могут. И мы разрабатывали минимальные требования к площади, инженерному обеспечению, сервису, которым должен обладать модульный дом. Если мы захотим построить четырехзвездный отель, то с учетом всех расходов стоимость одного номера составит 8 млн руб. — модуль в глэмпинге можно построить и за 2,5 млн руб., а максимальный размер субсидии составляет 1,5 млн руб., но не может превышать 50% от расходов инвестора.

В случае отеля мы потратим не менее трех лет, а при строительстве глэмпинга можно уложиться в полгода.

Хочу еще дать совет тем, кому глэмпинги кажутся удачной бизнес-идеей. Нужно объехать уже построенные успешные глэмпинги и обязательно сравнить идею строительства модульного жилья с временным размещением и идею строительства домов.

Модульное строительство часто напоминает кашу из топора. Неквалифицированный инвестор берет стоимость модуля, цену за размещение у конкурентов, умножает ее на 365 и решает, что за один год это все отобьется

При этом он не учитывает всю сложность инженерного обеспечения — а для глэмпинга очень важна транспортная доступность и наличие сетей. Возникают повышенные требования к очистным сооружениям, качеству воды, электроснабжению, способному разморозить дом зимой. С учетом той полной стоимости, которую мы в итоге получим, вполне может оказаться, что более выгодно было бы построить где-то неподалеку дом, таунхаус или отель. Вторая рекомендация — учитывать эффект масштаба. Если глэмпинг небольшой, то он обречен на постоянные высокие расходы. Они распределяются по меньшему количеству номерных единиц, и получится постоянная борьба за выживание. А мне бы очень не хотелось, чтобы такая великолепная идея, как глэмпинги, дискредитировалась на российском рынке.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 7 сен 09:45
Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке
Мнения, 12 сен 2024 10:45
Как привлечь туристов, не спугнув тех, кто их интересует
Мнения, 15 авг 2024 10:30
Место индустрии гостеприимства в экономике регионов
Мнения, 11 ноя 15:30
Почему США всё чаще отказываются от участия в международных форумах
Свежие материалы
Нефти предрекли светлое будущее
Промышленность,
МЭА представило новый долгосрочный прогноз по росту спроса на углеводороды
Врачам прописали трудоустройство
Общество,
Как распределение после медвуза скажется на комплектовании медучреждений
Первое китайское размещение
Финансы,
Россия планирует выпуск ОФЗ в юанях