Директор института «Яков и партнеры»
Официальной статистике сложно учесть доходы от туризма, так как турист тратит деньги не только на учитываемые гостиницы и другие коллективные средства размещения, но и на аренду квартир у местных без официальной квитанции, и на рестораны-кафе-чебуреки на пляже, и на местного гида (хорошо еще, если он как ИП зарегистрировался), и на такси или общественный транспорт, и на сувениры в местных магазинах. Поэтому для оценок доходов от туризма обычно используется средний чек тура: все расходы туриста за поездку, а данные берутся из опросов самих туристов и моделирования типичной стоимости поездки. По данным АТОР, средний чек тура по России (не считая билетов) колеблется от 26 тыс. руб. в январе до 81 тыс. руб. в июле, а по данным ВЭБ.РФ, 56% турпоездок укладываются в бюджет до 45 тыс. руб., еще 36% — в бюджет до 115 тыс. руб. Возьмем усредненно 30–45 тыс. руб. (что совместимо и с оценками самих регионов) — тогда условный миллион приехавших туристов потратят в регионе 30–45 млрд руб.
У туризма очень высокий местный мультиплицирующий эффект из-за высокой трудоемкости отрасли и высокой доли в ней малого бизнеса. В отличие от отраслей «больших» бизнесов, где прибыль часто реинвестируется в другие регионы на строительство нового завода, инвестиции в другие активы или просто выводится в дивиденды, добавленная стоимость в туризме в большей степени остается в регионе и способствует развитию местной экономики. Зарплатные деньги при условии занятости в отрасли преимущественно местных сотрудников также преимущественно тратятся в регионе: на еду, услуги, улучшение жилья. То есть приводят к росту строительства, транспорта, торговли, производства строительных материалов, сельского хозяйства и местной пищевой промышленности и других отраслей — поставщиков туризма. Таким образом, каждый потраченный в туризме рубль дает плюс 2–4 руб. к ВРП. И несмотря на относительно высокую долю неформальной экономики в туризме, за счет того, что деньги в конечном итоге тратятся в регионе, они неизбежно, пусть на втором или третьем круге, пополнят региональный бюджет.
Для наглядности посчитаем доходы от туризма при среднем чеке в 40 тыс. руб. и среднем мультипликаторе 3,1 для некоторых регионов и сравним с ВРП (данные по Росстату).
Доходы от туризма
Получается, что, помимо Краснодарского края, туризм является ВРП- и бюджетоформирующей отраслью в небольших регионах с высоким турпотоком, например в Республике Алтай, Карачаево-Черкесии, Карелии. Но и для других, более крупных и диверсифицированных регионов туризм уже стал неплохой ВРП- и бюджетоподдерживающей отраслью с хорошим довеском к местной экономике, доходам населения и бюджету, как показывают примеры Владимирской области, Татарстана и Башкирии.
Многие небольшие страны имеют долю туризма в ВВП свыше 10%. Да и в крупных странах, например в Саудовской Аравии, Франции, Бразилии и Германии, доля туризма в ВВП — 6,4–6,5%. А у нас во многих регионах туристических достопримечательностей самых разных типов — природных, культурных, исторических, оздоровительных — точно не меньше, чем в Германии.
Даже со всем увеличением туристической инфраструктуры последних лет наши резервы роста по туризму огромны: по числу внутренних турпоездок на жителя мы все еще отстаем от других крупных стран
Регионы, которые захотят максимально использовать возможности туризма, могут идти как по пути увеличения количества туристов, так и увеличивая средний чек. Те регионы, где будут строиться масштабные туркластеры в рамках нацпроекта «Туризм», увеличат турпоток за счет увеличения туристической инфраструктуры. При тех целях по турпотоку, которые заложены в проекты кластеров, туризм неизбежно станет ВРП-формирующей и бюджетоформирующей отраслью в регионах.
Другие регионы могут увеличить доходы от туризма за счет маркетинга, развития местных достопримечательностей, привлечения инвесторов в туристические бизнесы: рестораны, пансионаты, турбазы, самые разные экскурсионно-развлекательные идеи. Максимальный эффект получат регионы с избыточной рабочей силой. Другим регионам надо будет подумать, как можно более эффективно привлекать местных жителей в туризм. Например, на основе частичной или сезонной занятости студентов, пенсионеров и предпенсионеров. Полезны будут туристические программы в колледжах и краткосрочные курсы обучения туристическим специальностям. Причем и турист, получая больше возможностей впечатлений и развлечений, потратит больше денег в регионе и улучшит удовлетворенность поездкой, и жители региона получат лучшее качество жизни за счет большего разнообразия услуг и сервисов, и бюджет получит больше денег.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag