Интервью

Между Катаром и США

СПГ из России найдет покупателя благодаря низкой цене

Между Катаром и США
Россия может занять 17% мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) к 2035 году, компенсировав потери на рынке трубопроводных газовых поставок в Европе и выйдя на уровень производства 110 млн тонн СПГ в год. При этом цена на российский СПГ, даже отгружаемый из арктических регионов, будет конкурентоспособной на мировом рынке. О перспективах рынка природного газа рассказала директор по исследованиям инвестиционной компании «Имплемента» Мария Белова.
Мария Белова

— Как вы оцениваете баланс мирового спроса и предложения на сжиженный природный газ?

— Сейчас глобальный рынок СПГ можно охарактеризовать как дефицитный, причем превышение спроса над предложением случилось еще в 2022 году из-за политики Евросоюза по замещению российского трубопроводного газа. Однако ситуация по мере запуска новых СПГ-заводов в эксплуатацию и санкционирования их строительства стабилизируется. За последний год финальные инвестиционные решения были приняты для мощностей СПГ, способных выпускать более чем 60 млн тонн продукции в год. Уже в этом году рынок может быть близок к балансу в районе 425 млн тонн, если только НОВАТЭК на фоне американских санкций не перенесет сроки запуска двух технологических линий завода «Арктик СПГ-2».

В 2022 году из 134 тыс. тонн произведенного на российских малотоннажных заводах СПГ почти половина была отправлена на внешние рынки, 35% потреблено в стране как газомоторное топливо, порядка 15% пошло на газификацию

— Какое место у российских проектов по производству СПГ на мировой карте с учетом мощностей по перевалке и доставке?

— Россия — четвертый номер среди крупнейших производителей сжиженного природного газа в мире. Наш экспорт СПГ по итогам 2023 года составил порядка 31 млн тонн, из них в Европу — более 60%, 19,5 млн тонн. Напомню, что пока на сжиженный газ не распространяется эмбарго ЕС, хотя в ноябре 2023 года в санкционный список США попал проект «Арктик СПГ-2». Сейчас не понятно, сможет ли этот газ попасть в Европу. Что касается долгосрочных перспектив, в реалистичном сценарии к 2035 году мощности СПГ-заводов РФ составят 110 млн тонн, что позволит покрыть до 17% мирового спроса.

— Как соотносится стоимость российского СПГ и аналогичного продукта из США, Катара и Австралии, поставляемого на мировые рынки?

— Полная стоимость поставок сжиженного природного газа, включая его производство и транспортировку, в страны Восточной Азии у Катара составляет порядка $3 за 1 млн британских тепловых единиц (МБТЕ), у российского завода проекта «Сахалин-2» — $5,2 за 1 МБТЕ. Аналогичный показатель будет у завода проекта «Арктик СПГ-2» при условии транспортировки газа по Северному морскому пути, а в обход СПМ — $7 за 1 МБТЕ, поставки проекта «Ямал СПГ» по Севморпути обходятся в $6,8 за 1 МБТЕ, по длинному маршруту — уже $8,6 за МБТЕ. Поставка СПГ с американского завода Sabine Pass в адрес потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе достигает $10 за 1 МБТЕ. Замыкает список Австралия: несмотря на географическую близость к главным азиатским рынкам сбыта, полная стоимость поставок СПГ проекта QCLNG в Восточную Азию оценивается в $11 за 1 МБТЕ. Таким образом, российские СПГ-проекты есть и будут конкурентоспособны на мировом рынке и найдут своего покупателя даже в условиях потенциального европейского эмбарго и новых санкций США. Кстати, при усилении нерыночных ограничений цена на газ на глобальном рынке вырастет, что также пойдет на пользу российским заводам.

Россия — четвертый номер среди крупнейших производителей сжиженного природного газа в мире. Наш экспорт СПГ по итогам 2023 года составил порядка 31 млн тонн, из них в Европу — более 60%, 19,5 млн тонн

— При потенциальном росте спроса хватит ли мощностей для транспортировки СПГ?

— В 2023 году общий флот газовозов, включающий плавучие хранилища СПГ, танкеры для перевозки малотоннажных партий и судна-бункеровщики СПГ, насчитывает порядка 800 судов. А мировой портфель заказов на газовозы достигает почти половины этого количества. Судостроители успевают реагировать на запросы рынка. Правда, в условиях санкций в отношении российских газовых проектов, когда отечественные компании получают отказы от поставщиков, а также эскалации конфликта на Ближнем Востоке, что приводит к удлинению маршрутов перевозки, как минимум произойдет рост фрахтовых ставок, а как максимум могут возникнуть локальные дефициты судов.

— Как вы оцениваете внутренний спрос на СПГ?

— В 2022 году из 134 тыс. тонн произведенного на российских малотоннажных заводах СПГ почти половина была отправлена на внешние рынки, 35% потреблено в стране как газомоторное топливо, порядка 15% пошло на газификацию. В России растет интерес к использованию сжиженного газа в качестве газомоторного топлива, что объясняется его экономической эффективностью и ростом государственной поддержки. Так, тяжелый грузовой транспорт на сжиженном газе в России окупается примерно за 200 тыс. км пробега. Нельзя не отметить и активное развитие газозаправочной инфраструктуры на федеральных трассах, что решает проблему запаса хода для транспортных средств.

Особый интерес для газификации за счет СПГ представляют изолированные регионы, в том числе с низкой плотностью населения, и промышленные потребители — здесь речь идет об автономной газификации на Дальнем Востоке: в районе газопровода «Сила Сибири» и будущей трубы «Сила Сибири-2», на Камчатке и Сахалине. Хорошие перспективы у СПГ и в области бункеровки. Происходящее сейчас повышение экологических требований к судовому топливу расширяет нишу для сжиженного газа, который является чистым топливом. Существует возможность заправки судов с автоцистерн, малотоннажных судов-бункеровщиков и со стационарного СПГ-хранилища.

Материалы по теме:
Мнения, 5 сен 07:30
Участники рынка о будущем ГЧП
Мнения, 5 сен 07:26
Как собрать эффективную и востребованную регионом концессию
Мнения, 27 июн 18:15
Первый вице-президент «Газпромбанка» — о состоянии российского рынка
Мнения, 26 мар 08:00
Как рейтинг Intelligence Top 100: Global NOC & IOC отражает реальную работу нефтегазовых компаний
Свежие материалы
Пошлины вместо налога
Мнения,
Где взять деньги на технологический рывок
Китайцам только паспорт покажи
Общество,
Перевозчики готовы запустить новые рейсы после отмены визового режима с Китаем
Нефть отозвалась рублем
Финансы,
Снижение курса российской валюты продолжится