Интервью

Процент не работает

Какими инструментами управляется экономика

Процент не работает
Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
В фокусе внимания экспертов по экономике на этой неделе вновь оказалась проблема инфляции. Во время вступительного слова к очередному заседанию по экономическим вопросам Владимир Путин усомнился в эффективности предпринимаемых экономическими властями мер. Президент отметил, что несмотря на резкое повышение ключевой ставки, пока не удаётся достаточно «охладить» выдачу кредитов, и призвал к использованию немонетарных методов воздействия — например, увеличения предложения товаров и услуг через стимулирование вложений в модернизацию производств.
Даниил Григорьев
Даниил Григорьев

Эксперт объединения экономистов «Новый курс» (New Deal), преподаватель МФТИ

Хотя в российской публичной политике подобные сомнения в работоспособности главных постулатов «макроэкономической стабильности» звучат чуть ли ни впервые, это нельзя назвать национальной причудой. Скорее, мы нагоняем мировые тренды, в которых проводимой денежно-кредитной политикой (ДКП) оказываются недовольны не только эксцентричные лидеры вроде Реджепа Эрдогана или Дональда Трампа.

Последние 30 с лишним лет всё большая часть стран, включая Россию, живёт в парадигме так называемой «активной денежно-кредитной политики». Управление экономическими показателями достигается за счёт действий монетарных властей — в основном, это управление ключевой ставкой и совершение операций на открытом рынке.

Ззадача ЦБ зачастую сводится к поддержанию определённого уровня инфляции, который регулятор связывает с отклонением от потенциального выпуска. Именно инфляция выступает главным индикатором, который и пытаются контролировать при помощи инструментов ДКП.

Неоднозначные результаты этих мер за последние пару лет подаются как нечто из ряда вон выходящее — то, с чем центробанки никогда прежде не сталкивались. Результат действительно находится в полном противоречии с тем, что ожидали ведущие экономисты. Несмотря на заявления, что «старые правила перестали работать», едва ли такие правила вообще когда-либо работали.

Далеко за примером ходить не надо: в 2010-х специалисты центробанков и большинство экономистов недоумевали, почему не работает политика низких (и впоследствии околонулевых и даже отрицательных) процентных ставок. Теория прогнозировала, что снижение ставок, а затем политика количественного смягчения, призванная сделать более пологой кривую доходности в целом, смогут простимулировать экономическую активность и приведут к долгожданному «отскоку» после кризиса 2008 года.

Ничего подобного не произошло. Восстановление получилось «jobless», то есть, не повлёкшим устойчивый рост рабочих мест — по большей части речь шла о росте прекарной (неустойчивой, выведенной за рамки постоянных трудовых отношений) занятости. Остались консервативными и предпочтения домохозяйств: ипотечное кредитование также не «отскочило».

И вот теперь, выясняется, что и в новых, постковидных условиях общепринятые подходы вновь дают сбой. Только теперь негодование связано, наоборот, с длящимся «перегревом» экономики. Любопытно, что это справедливо как, скажем, для США, так и для России: в обеих странах возросшая ставка процента не привела к тому, чего от неё ждали, хотя причины и контекст, разумеется, совершенно различны.

Всё чаще делаются попытки дать происходящему альтернативные объяснения. Возможно, одной из наиболее перспективных «ревизий» традиционных истин является гипотеза о том, что следует отделять повышение ставки как таковое от уровня ставки самого по себе.

В то время как повышение ставки, будучи достаточно резким, неизбежно должно оказывать сдерживающий эффект на экономику, то в долгосрочном периоде высокая ставка процента означает и стабильно большие потоки процентных выплат.

Такая позиция не укладывается в логику господствующих экономических моделей, предполагающих «рикардианские» режимы фискальной политики, согласно которым накопленные обязательства соответствуют приведенной стоимости будущих профицитов: попросту говоря, рост выплат по облигациям должен компенсироваться ростом будущих налоговых сборов или сокращением госрасходов.

Однако если такие принципы не выполняются и повышение ставок не находит компенсирующего воздействия со стороны фискальной политики, то, в принципе, высокая ставка процента наоборот может поддерживать повышенный уровень спроса в экономике, а значит, способствовать повышенному уровню инфляции.

Текущая ситуация показывает, что традиционная ДКП далеко не всегда способна затормозить экономику, особенно если ей «противостоит» стимулирующая (как в России) или просто недостаточно жесткая фискальная политика при стабильно высоких ставках (как, предположительно, получилось в США).

Всё это приводит к естественному вопросу о том, какой подход должен прийти на смену ортодоксальным рецептам. В общих чертах речь идёт о задействовании более «прямых», непосредственных, мер контроля экономики.

Меры контроля экономики

  • Управление валютным курсом — особенно актуально для зависящих от импорта развивающихся стран, где ослабление курса почти полностью переносится в цены;
  • Фискальная политика — более прогрессивные шкалы и виды налогов могут лучше выполнять роль автоматических стабилизаторов в случае краткосрочных потрясений;
  • Целевое инвестирование — направленное расширение так называемых «узких мест», в т.ч. связанных с логистикой, может увеличить потенциальные объёмы выпуска в долгосрочном плане, одновременно страхуя от ситуативных ценовых шоков;
  • Макропруденциальная политика — адресное регулирование кредитной активности в различных отраслях позволит точечно бороться с причинами перегрева, не выписывая всем остальным «одинаковое лекарство»;
  • Ценовой контроль временного характера — сдерживания роста тарифов, стоимости топлива и прочее могут ослабить периодические цепочки переноса возросших издержек в цены от тех или иных шоков на стороне предложения

На общем уровне политики и эксперты должны принять идею о том, что инфляция от случая к случаю и от страны к стране может иметь принципиально разный источник. Попытка применять одинаковый шаблон к любой индивидуальной проблеме грозит не только столкновением с массой издержек, но и риском не решить поставленную задачу в принципе.

Россия сейчас находится на распутье.

С одной стороны, упомянутая неспособность достичь желаемых результатов прежними способами как будто не отражается в риторике регулятора. К примеру, российский ЦБ соглашается,, что в течение 2023 и начала 2024 года намного больший вклад в инфляцию (причём как положительный, так и отрицательный) вносили шоки на стороне предложения, а не на стороне спроса. Несмотря на это, регулятор настаивает на необходимости дальнейшего ужесточения ДКП.

С другой, наблюдаются «неожиданно позитивные» экономические результаты последних лет: рост реального выпуска, средних зарплат, рекордно высокая занятость.

Эти обстоятельства подталкивают к пересмотру ортодоксальных подходов, в том числе пересмотру таковых в традиционно монетарной области.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 3 авг 11:20
Какие факторы повлияют на курс рубля
Мнения, 20 июн 11:50
Первый зампред Сбера — о финтехе и прогнозах по кредитованию
Мнения, 5 июн 09:00
Что происходит с российской экономикой
Мнения, 17 мая 14:00
Эксперты оценили степень замедления темпов роста в I квартале
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр