Интервью

Три звезды Южной Кореи

Госкапитализм плюс чеболизация всей страны

Три звезды Южной Кореи
Южная Корея — страна, чья экономика совершила стремительный взлет благодаря развитию внутренних рынков, высокотехнологичному экспорту и мощной господдержке. ВВП страны с 1960 года увеличился более чем в 420 раз — с $4 млрд до $1,7 трлн в 2023-м. Заслуга в этом принадлежит в первую очередь государству, обеспечившему создание новых индустрий, инвестиции в инновации и активно участвующему в развитии бизнеса и создании особой системы крупных корпораций — чеболей, в числе которых такие гиганты, как Hyundai и Samsung.
Федор Чемашкин
Федор Чемашкин

Технический директор «Яков и партнеры Digital»

Корпорация Samsung начала свою историю в 1930-х годах с торговли рисом, сахаром и рыбой. И с амбицией «сиять, как звезда в небе, яркая и вечная». В 1960-х Южная Корея взяла курс на индустриализацию, и Samsung стала одним из главных бенефициаров государственной поддержки. В 1980-х годах компания вошла в рынок электроники, а ее прорыв в производстве чипов динамической оперативной памяти (DRAM) стал первым шагом к мировому лидерству. В 2000-х наступил переломный момент, когда Samsung вышла в лидеры по производству смартфонов, обойдя гигантов рынка. Сейчас Samsung продолжает укреплять свои позиции в технологической сфере, активно развивая направления, связанные с искусственным интеллектом, 5G и биотехнологиями.

История Samsung — это фактически слепок истории подъема экономики Южной Кореи, в котором сами корейцы выделяют три путеводные звезды.

Звезда № 1: создание рынков и индустрий

Под руководством президента Пак Чон Хи поствоенная страна перешла к стратегии экспортно ориентированного роста. Правительство создало благоприятные условия для развития крупной промышленности. Данные меры имели не универсальный характер, а, наоборот, были сфокусированы на нескольких корпорациях — так называемых чеболях: семейных конгломератах, чьему менеджменту государство верило.

Государство активно контролировало и координировало их деятельность, устанавливая долгосрочные цели по модернизации и экспорту товаров. В этот период Южная Корея сделала ставку на тяжелую и химическую промышленность, электронику и судостроение, что способствовало росту экспорта и созданию рабочих мест.

Государственная поддержка в виде налоговых льгот, беспошлинного импорта и льготных кредитов позволила этим корпорациям быстро расти. В 1983 году при мощной поддержке государства Samsung создала собственный чип DRAM, что сделало страну третьей в мире, выпустившей свой чип на 64 КБ. Государство также активно поддерживало проекты Samsung в области электроники, особенно производство телевизоров, микроволновых печей и другой бытовой техники для обеспечения конкуренции с японскими компаниями. Льготные кредиты позволяли компании снижать затраты на модернизацию производственных мощностей.

Господдержка в виде налоговых льгот, беспошлинного импорта и льготных кредитов в послевоенной Южной Корее имела не универсальный характер, а была сфокусирована на нескольких так называемых чеболях — семейных конгломератах, чьему менеджменту государство верило

Государственные заказы и масштабные инфраструктурные проекты в 1960–1980-х годах сыграли решающую роль в стимулировании спроса на внутреннем рынке. Правительство Южной Кореи инициировало строительство аэропортов, электростанций и других объектов, что дало импульс развитию промышленности и помогло чеболям укрепить свои позиции и выйти на мировые рынки.

К 2022 году крупнейшие чеболи, такие как Samsung, LG и Hyundai, генерировали до 23% ВВП страны, а объем экспорта достиг $683,6 млрд — во многом за счет высокотехнологичной продукции. В 2023 году правительство объявило о новых инвестициях в $230 млрд в полупроводниковую промышленность, реализацию которых возглавит Samsung. По прогнозам, к 2032 году Южная Корея будет обеспечивать 19% мирового рынка полупроводников.

Звезда № 2: регулирование внутреннего рынка и протекционизм

Ключевую роль в успехе чеболей сыграло содействие экспорту. В 1960-х годах правительство предоставляло налоговые льготы и субсидии экспортерам, стимулируя чеболи активно развивать международные направления. В 1970–1980-е годы правительство ввело ограничения на импорт. Тарифные и нетарифные барьеры на импорт автомобилей и электроники позволили южнокорейским компаниям укрепить позиции на внутреннем рынке и подготовиться уже к мировой экспансии.

Одним из способов регулирования рынка была ускоренная амортизация оборудования в начале 2000-х годов. Компании, инвестирующие в модернизацию техники, получали налоговые льготы, что стимулировало регулярное обновление оборудования и повышало спрос на внутреннем рынке.

Звезда № 3: НИОКР, кадры и инфраструктура

С 1960-х годов правительство внедрило программы для развития образования и повышения квалификации специалистов. К началу 2000-х около 30% студентов обучались на инженерных и технических специальностях. Кроме того, была создана сеть научно-исследовательских институтов, поддерживающих корпорации. Государственное финансирование НИОКР позволило этим институтам развивать технологии в области полупроводников, электроники, биотехнологий и ИТ.

В 1980–1990-х годах в Южной Корее на НИОКР выделялось около 1% ВВП, к 2022 году этот показатель достиг 4,8%, что является одним из самых высоких в мире

Уроки от Южной Кореи

Опыт Южной Кореи демонстрирует, как целенаправленная государственная политика, ориентированная на поддержку инноваций, образования и экспорта, может привести к впечатляющим экономическим достижениям.

Тем не менее, важно отметить, что Азиатский финансовый кризис 1997 года сильно ударил по экономике страны, выявив уязвимости в экономической модели, основанной на чеболях. Оказалось, что многие чеболи чрезмерно зависели от государственных субсидий, имели большие долги и потеряли эффективность управления. Например, банкротство таких компаний, как Kia Motors и Hanbo Steel, показало, что многим чеболям не хватало финансовой устойчивости, и повлекло отток иностранных инвесторов из страны.

Таким образом, несмотря на всю привлекательность государственной поддержки, сфокусированной на нескольких крупных игроках, важно учитывать недостатки такой модели и стремиться избежать монополизации и снижения рыночной конкуренции. Поэтому баланс между вмешательством государства и рыночными механизмами критичен для устойчивого роста, а политика поддержки промышленности должна нацеливаться на увеличение роли частного бизнеса, сохраняя при этом стратегическое участие государства в ключевых секторах.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 16 окт 14:40
Какие приоритеты выведут экономику на траекторию целевого роста
Мнения, 13 сен 11:00
Экономическому росту нужна инфраструктура
Мнения, 5 сен 07:30
Участники рынка о будущем ГЧП
Свежие материалы
GigaChat зачислен в штат
Технологии,
Как ИИ занимает рабочие места людей
Пятьдесят оттенков серого импорта
Экономика,
Сработает ли план правительства по «обелению» теневого ввоза товаров
Партийная повестка развития
Технологии,
«Единая Россия» претендует на лидерство среди инноваторов