Интервью

Reuters: китайские таксисты первыми лишатся работы из-за ИИ

Reuters: китайские таксисты первыми лишатся работы из-за ИИ
Фото:Alexander Schimmeck/Unsplash
Китайские водители такси одними из первых в мире сталкиваются с угрозой потери работы из-за распространения искусственного интеллекта (ИИ), поскольку на улицах Китая появились тысячи роботакси, пишет Reuters.

Беспилотная технология остается экспериментальной, однако КНР лидирует в мире по масштабам ее испытаний. Их разрешено проводить по меньшей мере в 19 городах КНР. Так, с июня испытания проводятся на отдельных дорогах Пекина, а власти Гуанчжоу намерены открыть для беспилотных авто всю городскую дорожную сеть.

Испытания без водителя в салоне, следящего за действиями автопилота, одобрены в семи городах для шести лидеров отрасли: Apollo Go, Pony.ai, WeRide, AutoX и SAIC Motor.

В Apollo Go намерены к концу 2024 г. нарастить число роботакси в Ухане до 1 тыс., а к 2030 г. запустить их в 100 городах. Pony.ai, опираясь на партнерство с японским автопроизводителем Toyota Motor, управляет 300 роботакси и планирует выпустить еще 1 тыс. к 2026 г. В компании ожидают, что такси на автопилоте станут устойчиво прибыльными уже через пять лет, после чего в отрасли начнется геометрический рост.

WeRide известен своими беспилотными такси, грузовиками, автобусами и спецтехникой. Роботакси от AutoX, поддерживаемой лидером рынка электронной коммерции Alibaba Group, ездят по Пекину и Шанхаю. SAIC испытывает беспилотные такси на улицах городов с конца 2021 г.

«Мы видим ускорение [темпов внедрения технологии беспилотного такси] в Китае. Сейчас, безусловно, наблюдается всплеск выдач разрешений [на испытания в китайских городах]. США действуют гораздо медлительнее», — приводятся слова управляющего директора Boston Consulting Group Августина Вегшайдера.

Америка бьет по тормозам

В Штатах прогресс наталкивается на регуляторные расследования, отзывы и приостановки выдачи разрешений на испытания на фоне аварий с беспилотными автомобилями.

Сегодня в США только одна компания эксплуатирует роботакси на коммерческой основе (предоставляя услуги населению и взимая плату за проезд) — Waymo, у которой более 1 тыс. беспилотных авто в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Финиксе.

С апреля 2024 г. на дороги общего пользования постепенно возвращает свои беспилотники компания Cruise, поддерживаемая General Motors. Власти отозвали у нее разрешение на испытания в октябре прошлого года, после того как одна из ее машин наехала на женщину, сбитую другой машиной, и протащила ее под собой около 6 метров. В результате этой приостановки компании пришлось пойти на реструктуризацию — сократить четверть штата и часть руководства.

«Между США и Китаем наблюдается явный контраст, американские разработчики роботакси сталкиваются с гораздо более пристальным вниманием и более жесткими требованиями регуляторов», — уверен бывший генеральный директор Waymo Джон Крафчик.

Запустить тестирование своих разработок в США пытались некоторые компании из КНР, однако эти попытки не увенчались успехом. Более того, по словам собеседников Reuters, Вашингтон намерен запретить эксплуатацию в стране транспортных средств с беспилотными системами, разработанными в Китае.

Последний оплот

По словам экономистов, автоматизация рабочих мест в долгосрочной перспективе пойдет Китаю на пользу, учитывая сокращение его населения (так, в прошлом году Индия обошла КНР как самая населенная страна мира). Однако слишком быстрое внедрение таких технологий может привести к проблемам.

Сегодня в Китае зарегистрированы 7 млн водителей такси — против 4,4 млн двумя годами ранее. Таково одно из проявлений замедляющегося экономического роста — в таксисты идут люди, лишившиеся работы в других отраслях. Например, в строительстве, переживающем спад из-за просевшего в стране спроса на жилье.

Если технологическое развитие уничтожит рабочие места в сфере такси, многим людям окажется попросту негде работать. Потому, отмечают собеседники Reuters, власти могут замедлить внедрение роботакси.

«В краткосрочной перспективе должен быть баланс между темпами создания новых рабочих мест и закрытия старых. Нам не обязательно стремиться к максимальным темпам [внедрения беспилотного такси], поскольку мы уже находимся на передовых позициях», — приводит агентство слова Яо Тана, доцента кафедры прикладной экономики Пекинского университета.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Последние материалы
Пассажир на высоте
Кто выиграл от введения санкций против российских авиакомпаний
Нефти предрекли светлое будущее
Промышленность,
МЭА представило новый долгосрочный прогноз по росту спроса на углеводороды
Врачам прописали трудоустройство
Общество,
Как распределение после медвуза скажется на комплектовании медучреждений