Конвенция в основном касается защиты прав людей, затрагиваемых технологиями ИИ. Она нацелена на ограничение рисков, которые несет их широкое использование, и на поощрение ответственных инноваций. Подразумевается, что страны, присоединившиеся к соглашению, примут законодательные меры для реализации его положений.
Работа над документом велась около 5 лет — возможность его разработки рассматривалась с 2019 г., работа над текстом в рамках специально сформированного комитета началась в 2022 г. Окончательная версия была принята в мае, после обсуждений с участием 57 стран. Документ был открыт для подписания в Вильнюсе 5 сентября, вступит в силу после ратификации в пяти странах, включая минимум трех участников Совета Европы.
Эксперты, в том числе участвовавшие в работе над документом, указывают на его неоднозначность. Так, эксперт по правовым вопросам Европейского центра некоммерческого права (ECNL) Франческа Фануччи полагает, что соглашение окажется неэффективным, поскольку в нем слишком много воды.
«Формулировка принципов и обязательств в этой конвенции настолько широка и полна оговорок, что возникают серьезные вопросы по их правовой определенности и эффективной реализуемости», — заявила она агентству Reuters.
Кроме того, эксперт обратила внимание на исключения из всех правил, предусмотренные для властей и органов безопасности, а также тот факт что документ подразумевает более ограниченные меры контроля в частном секторе при тотальной зарегулированности государственного.
«Эти двойные стандарты разочаровывают», — указала она.
Напомним, в мае в Евросоюзе был утвержден первый в мире закон об ИИ, вводящий ограничения против использования таких технологий и их разработчиков. Это обострило конфликт с американскими ИТ-гигантами: в результате жесткой технологической политики ЕС они отказывают европейским пользователям в запуске передовых функций.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag