В период 2023–2025 гг. собеседник агентства ожидает снижения спроса в среднем на 1,1% в год, при этом в 2025–2030 гг. оно ускорится до 2,7%, а в 2030–2035 гг. — до 3,2%.
По его словам, в 2024 г. сокращение составит 1,3%. При этом в I полугодии спрос уже сократился на 0,5% в годовом исчислении, поскольку спад потребления дизельного топлива на 5,8% перевесил положительный эффект от восстановления пассажирских перевозок после пандемии коронавируса (оно привело к росту потребления бензина на 1,6%, авиатоплива — на 17,6%).
Такая картина связана с активной заменой в КНР парка дизельных грузовых автомобилей на работающие на сжиженном природном газе (СПГ). На них приходится 33% новых грузовиков, продаваемых в Китае, а в ряде провинций (в т.ч. Шаньси и Нинся) эта доля доходит до 50%. В июне китайский парк грузовиков на СПГ достиг 730 тыс. единиц и, как ожидается, к концу года вырастет до 850 тыс. единиц, что сократит потребление дизельного топлива на 280 тыс. баррелей в сутки.
В дальнейшем давление на потребление нефтепродуктов усилится: в 2025 г. будет достигнут пик спроса на бензин, поскольку по итогам текущего года доля электромобилей в продажах новых авто достигнет 40%. Ожидается, что в КНР за 2024 г. будет продано 12,2 млн электрических машин, что на 29% больше, чем годом ранее.
Рост потребления авиатоплива оказался недостаточен, чтобы остановить падение спроса на нефтепродукты. Так, к концу 2024 г. спрос на авиатопливо восстановится лишь до 83% от допандемийного уровня 2019 г.
Рост нефтепереработки в Китае продолжится, хоть и замедлится. По мере падения спроса на топливо нефтеперерабатывающие предприятия будут активнее переключаться на нефтехимию.
«Уголь достигнет пика, нефть достигнет пика, и даже природный газ достигнет пика, но пика нефтехимии мы пока не видим, с учетом экономического роста и населения в 1,4 млрд человек», — заявил собеседник Reuters.
Нефтеперерабатывающие мощности КНР вырастут с 19,3 млн б/с в 2025 г. до 19,6 млн б/с в 2030 г.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag