Интервью

Эфир перемещается в интернет

Радиовещание в России наращивает аудиторию

Эфир перемещается в интернет
Фото: Freepik
7 мая в России отмечается День радио — ровно 130 лет назад радиовещание было изобретено физиком Александром Поповым. Сегодня радиоотрасль в России не только жива, но и продолжает развиваться. С днем радиовещания работников отрасли поздравили многие представители властей, в том числе и премьер-министр Михаил Мишустин. Сейчас общий охват аудитории эфирного радио растет, хотя радиостанциям приходится конкурировать со стриминговыми сервисами.

Радио в цифрах

Количество радиослушателей в России остается на стабильно высоком уровне. По данным Mediascope, в первом квартале 2025 г. хотя бы раз в месяц слушали радио 85% россиян старше 12 лет, а среднесуточный охват составил 51% населения. Это больше, чем было в 2023 г. (тогда в месяц радио слушали 79% населения) Среднее время прослушивания радио на человека в день составляет 1 час 55 минут. Чаще всего россияне слушают радио в автомобиле (71% аудитории в январе — марте 2025-го), на втором месте — дома или на работе через классический радиоприемник (30%), на третьем — мобильные устройства (28%). Онлайн-прослушивания радиостанций неуклонно растут: доля слушателей радио через интернет увеличилась с 2,6% в 2016 году до 10,5% в первом полугодии 2024 года.

Растет и рынок радиорекламы. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рынок аудиорекламы, куда включена в том числе и реклама на радио, по итогам первых трех кварталов прошлого года (более поздних данных нет) вырос на 28% относительно аналогичного периода 2023 г. и достиг 17,5 млрд руб. По темпам роста этот сегмент уступает только наружной рекламе, прибавившей 38% год к году. Весь рекламный рынок за январь — сентябрь 2024 г. прибавил 25% и достиг 620 млрд руб.

Когда начали отмечать День радио


Дата праздника была установлена постановлением Совета народных комиссаров СССР от 2 мая 1945 г. — в день 50-летия со дня изобретения радио Поповым. Однако датой начала регулярного отечественного радиовещания следует считать 12 октября 1924 г.: в этот день Бюро содействия радиолюбительству Московского городского совета профессиональных союзов приступило к систематическому вещанию через арендованную Сокольническую радиостанцию.

Кого люди слушают

По данным Mediascope на конец прошлого года, самым популярным в России стало «Авторадио». Во втором полугодии 2024 г. его ежедневно слушали 7,45 млн человек, а еженедельно — 19,5 млн. За ней следуют «Дорожное радио», «Европа плюс», «Русское радио» и «Ретро FM».

Однако в целом популярность всех крупнейших радиостанций за год сократилась, следует из статистической информации. Так, суточный охват «Авторадио» в июле — декабре 2023 г. составлял 7,9 млн, а за аналогичный период 2024 г. — 7,5 млн. У прежнего лидера рейтинга — «Дорожного радио» — снижение еще более заметное: почти с 8 млн во второй половине 2023 г. до 7,3 млн — во второй половине 2024 г. «Европа Плюс», опустившаяся со второй позиции на третью, сократила охват с 7,9 млн в сутки до 7,3 млн.

По запросу «Эксперта» «Медиалогия» также подготовила обзор самых цитируемых радиостанций в 2025 г. Ими стали Sputnik, радио «Комсомольская правда», «Говорит Москва», Business FM и радио «Маяк».

Портал OnAir.ru назвал в публикации в конце 2024 г. несколько тенденций развития радиовещания в России за последнее время. Среди них развитие интернет-радио. Также увеличивается количество подкастов, которые стали популярными благодаря своей нишевой направленности и удобству доступа.

Изменяется и работа радиостанций с социальными сетями. В них представители станций начали активнее, чем раньше, взаимодействовать с аудиторией. Это позволяет им оперативно получать обратную связь, продвигать контент и увеличивать охват. Кроме того, они используют интерактивные функции — в числе прочего, опросы и голосования — которые позволяют получать обратную связь от слушателей. Также традиционные радиостанции начали осваивать новые платформы, такие как мобильные приложения и смартфоны, что позволяет им предлагать контент на различных устройствах и улучшить пользовательский опыт.

Чтобы оставаться на плаву, радиостанциям приходится осваивать и новые бизнес-модели. К примеру, вводятся платные подписки на эксклюзивный контент на онлайн-радиостанциях. Это сейчас необходимо из-за усиления конкуренции на рынке, которая усугубляется из-за появления стриминговых сервисов.

«Эксперт» обратился за комментарием к представителям РМГ, «Национальную медиагруппу», «Газпром-медиа» и ВГТРК, но к моменту публикации не получил ответа.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Общество, 6 фев 2024 15:10
Аудитория радиостанций продолжает сокращаться
Общество, 26 сен 08:00
Почему агрегаторы наращивают долю на рынке бронирования гостиниц
Общество, 17 сен 15:10
Треть работодателей не инвестируют в свою репутацию
Общество, 11 сен 21:15
Повышать рождаемость будут на корпоративном уровне
Свежие материалы
Потребительский вызов
Как инновации меняют нашу жизнь
Формула прорыва
Как резиденты «Сколково» меняют экономику страны
Масштабные интересы
Как «Сколково» помогает индустриальным лидерам внедрять инновационные технологии