Интервью

Слушатели меняют частоту

Аудитория радиостанций продолжает сокращаться

Слушатели меняют частоту
Фото: Freepik
Минцифры опубликовало отраслевой доклад «Радиовещание России 2022-23. Состояние, тенденции и перспективы отрасли». По данным министерства, по итогам первого полугодия 2023 г. в России действовало 3512 лицензий на радиовещание по сравнению с 3478 в 2022 г. Аудитория радиостанций сократилась: ежедневно в указанные период радио слушали 34,3 млн человек, по сравнению с 34,7 млн по итогам 2022 г.

Тенденция к снижению аудитории радиовещательных компаний прослеживается и на еженедельном и ежемесячном уровне. Так, по статистике Роскомнадзора, число россиян, слушавших радио еженедельно в первом полугодии 2023 г., составило 50,4 млн по сравнению с 50,6 млн в 2022-м и 51,4 млн в 2021 году. Ежемесячно радио слушали в отчетный период 55,1 млн человек по сравнению с 55,3 и 55,5 млн в 2022 и 2021 гг. соответственно. В этих данных слушатели эфирного и интернет-вещания не разделялись на отдельные группы.

Впрочем, Российская академия радио приводит более позитивные оценки. По ее данным, в первом полугодии 2023 г. радио в нашей стране слушали ежедневно 60 млн человек, еженедельно — 92 млн, а ежемесячно — 102 млн человек. Правда, организация учитывала всю аудиторию, а Роскомнадзор — только слушателей старше 12 лет.

Потребности слушателей в музыке и новостях обеспечивают 30 тыс. человек, включая специалистов по маркетингу и продаже рекламы, занятых в отрасли радиовещания.

Эфирное вещание все больше дополняется вещанием радиостанций через интернет.

По данным на август 2023 г., хотя бы изредка слушают радио через умные колонки 11% россиян (и 14% жителей Москвы).

Усиливает позиции на рынке единый индустриальный радиоплеер — цифровая платформа для распространения эфирных радиоканалов в интернете, которая начала работу в декабре 2020 г. Его интеграция в крупные партнерские онлайн-сервисы сыграла существенную роль в приросте слушателей. В июне 2023 г. 405 тыс. уникальных слушателей включали радиоплеер 1,6 млн раз, суммарное время слушания достигло 73,2 млн минут. 21,42% слушателей приходилось на Москву, 7,45% на Санкт-Петербург.

Одна из задач, стоящих перед отраслью, — обеспечение кибербезопасности радиостанций. Исследование, проведенное компанией «Тракт» в 2023 г., показало, что с проблемами в этой области столкнулись уже две трети радиостанций страны, причем у ряда региональных вещателей специалисты в области информационной безопасности отсутствуют.

Для отрасли, констатировали в Минцифры, важен и рост монетизации потокового аудио, интеграция потокового вещания в различные платформы, в том числе с помощью дальнейшего развития индустриального радиоплеера. Кроме того, сектор нуждается в совершенствовании измерений аудитории. Постепенный переход к гибридным методам измерения, максимальному использованию данных о ее поведении и предпочтениях, позволит повысить конкурентоспособность радио в сравнении с телевидением и интернетом.

Материалы по теме:
Общество, 7 дек 11:45
Как развивается книгоиздание в России
Общество, 26 авг 08:00
Как сотовые операторы борются с мошенниками и спамерами
Общество, 22 фев 2024 16:31
За два года России были зарегистрированы 130 новых телеканалов
Аудиторы выявили неэффективное использование бюджетных средств
Свежие материалы
Счетная палата нажала на болевые точки «Почты России»
Аудиторы выявили неэффективное использование бюджетных средств
Россия и Казахстан прорабатывают новые совместные проекты
Экономика,
Главы правительств провели переговоры и обозначили приоритеты
Медь притягивает инфраструктуру
Промышленность,
Как строится Баимский ГОК