— Когда появился Корпоративный университет ТМХ?
— В апреле 2022 г. мы открыли университет — получили лицензию образовательной организации, но история университета началась раньше. Целью было создать отраслевой образовательный центр компетенций. Мы собрали всё, что наработали за многие годы в транспортном машиностроении — по технике и инжинирингу в инновационных исследованиях и практическом применении предприятиями, которые выпускают нашу продукцию. Основной задачей было сосредоточить эти знания там, где будут учиться и повышать квалификацию все категории наших сотрудников.
В сфере транспортного машиностроения мы почти полностью обеспечиваем производство подвижного состава для всей страны, поэтому мы обязаны задавать стандарт работы в отрасли.
— Как это работает на практике?
— Корпоративный университет ТМХ — важный партнерский образовательный проект. Достаточно большое количество запросов на обучение приходит из других отраслей, потому что машиностроители универсальны — наши продукты и программы подходят представителям многих сфер, таких как автомобилестроение и производство тяжелой техники. К нам обращались даже из газового сектора: у них есть потребность в soft skills-программах — эта ниша очень востребована.
Мы обучаем специалистов со стороны заказчика работе с нашей техникой в части эксплуатации и сервисного обслуживания. Учим, например, машинистов подвижного состава пассажирских поездов. ТМХ каждый год обновляет линейку подвижного состава и, как только это происходит, заключает договоры с заказчиками о переподготовке их специалистов, получении дополнительных навыков.
— Какие программы вы развиваете для своих сотрудников?
— Во-первых, рабочему персоналу мы даем мультикомпетенции, вторую профессию. Обеспечиваем практически бесконечный процесс развития, построения карьеры людям, которые приходят к нам надолго. ТМХ — большая группа компаний, в которую входит много юридических лиц. Можно жить и развиваться на разных позициях, добавляя компетенции, меняя компании и место жительства, нарабатывая опыт и оставаясь в машиностроении.
Во-вторых, проводим обучение специалистов и экспертов, углубление знаний и повышение их качества, учим работе с новыми технологиями.
Третье очень важное направление — обучение руководящего состава. Мы не только готовим руководителей по их основных компетенциям, но и даем управленческие навыки.
— Как именно обучение помогает карьере?
— Обучать взрослых сложно — чтобы учиться, у них должна быть очень сильная мотивация. Таких мотивированных людей мы ставим в кадровый резерв корпорации. Это мощная программа, и мы очень гордимся ей. У нас есть операционный, функциональный и управленческий кадровый резерв.
Недавно мы добавили еще два больших направления.
Первое — это работа с молодежью, ребятами, которые приходят без опыта, сразу после окончания вузов или колледжей. Для них мы делаем короткие образовательные или подготовительные треки. В большей степени они работают на проектных задачах.
Второе — это взрослые люди предпенсионного или пенсионного возраста, которые хотят и дальше работать в компании. Мы с ними не готовы расставаться и предлагаем им другие участки работы, другие функции или профессии. На этом новом направлении у нас уже более 300 человек.
Понятно, что Корпоративный университет не обучает одновременно все 150 тыс. человек, работающих в компании, но мы делаем свою работу так, чтобы по принципу приоритетного распределения порядка 20% нашего персонала постоянно осваивали какие-то образовательные продукты. И это как раз те самые люди, которые и развивают основные направления в компании.
— Как часто вы создаете новые обучающие программы и по какому принципу отбираете «студентов»?
— Наше образование очень сфокусированное, мы прагматичны — вокруг любого нового продукта сразу возникает инфраструктура образовательных решений. Нас ограничивают сроки, качество, стоимость программ, поэтому мы учим только тех людей, которым это нужно, и только тому, чему нужно, — никакого белого шума не допускаем.
Например, управленческая программа по soft skills четко идет по семи ключевым компетенциям ТМХ и соответствующим корпоративным решениям — от приема на работу до ротационных мероприятий. Мы понимаем, какие компетенции должен демонстрировать человек, чтобы занять ту или иную позицию и быть на ней успешным.
— Как происходит ротация кадров внутри компании?
— Мы создали электронную базу данных, в которой хранятся знания о наших сотрудниках — обо всех, кто учится, стажируется и проходит программу кадрового резерва на предприятиях и в большой группе ТМХ. Мы их видим, понимаем и знаем их ключевые компетенции. Для нас это аналог кубика Рубика: мы можем собрать людей для любого проекта или задачи по компетенциям и степени готовности.
Можно сказать, что Корпоративный университет — основа бизнеса ТМХ. Мы активно применяем метод проектирования человеческого капитала. Ведь только работодатель может обучить людей технологиям, компетенциям или управленческим навыкам, которые необходимы для развития стратегии корпорации.
— Сколько направлений подготовки в Корпоративном университете и в чем их специфика?
— Всего у нас более 6 тыс. программ разных форматов — длинные, короткие, дистанционные, очные, и мы постоянно их дополняем. Есть повышение квалификации — 180 часов, 6 месяцев, 3 месяца в зависимости от темы и объема обучения. Есть программы для мастерского состава, бережливое производство, в которые все включены.
Самая долгая программа — для управленцев из кадрового резерва, которая длится 2 года. Эти сроки регулируются в соответствии с требованиями к организациям дополнительного образования. Сейчас у нас стартовала очередная управленческая программа с нашим партнером на 4–5 месяцев.
Очно учатся чаще всего эксперты, инженерный состав и руководители. Но в современном мире за партой, конечно, никто не сидит — это всегда комбинированные форматы, в большей мере дистанционные. У нас есть система TES (Technological Educational System) — программный продукт, который мы сами создали. Через личный кабинет любой сотрудник, зарегистрированный в системе, может войти и пройти обучение. Там же он сдает по чек-листу тесты и экзамены в электронной системе.
Корпоративный университет развивает VR-направление, которое позволяет в 3D-формате осваивать сборку или обслуживание техники. Это ускоряет и упрощает обучение и для наших сотрудников, и для специалистов наших партнеров.
— Как Корпоративный университет участвует в проектах ТМХ за рубежом?
— Мы выходим с нашим образовательным продуктом в те страны, куда ТМХ поставляет технику. Учим обеспечивать качественную работу нашего продукта. Очень активно работаем с Узбекистаном, Казахстаном, Индийскими железными дорогами. В планах — сотрудничать и с другими странами. Как только холдинг заключает партнерское соглашение, приходит и Корпоративный университет чтобы помогать развивать наши технологии и наш продукт.
У нас есть своя автоматизированная студия записи в Санкт-Петербурге. Можно записывать лекции, семинары, технические продукты, а машина переводит с русского на любой другой язык. Я могу говорить по-русски, а моя лекция в Узбекистане будет идти на узбекском языке.
— Сотрудничаете ли вы с вузами?
— Мы достаточно плотно работаем с вузами — это порядка 13 сильнейших университетов страны в Сибири, на Дальнем Востоке, в Москве и Санкт-Петербурге. У нас есть управленческие программы с ГУ ВШЭ, Университетом управления в Москве, Политехом им. Петра Великого в Санкт-Петербурге и др.
Мы заключаем подобные соглашения, делаем совместные программы — это позволяет нам обмениваться опытом, знаниями, получать доступ к технологиям. Понятно, что академическую часть дают вузы, — они умеют это делать, — а мы помогаем более сфокусировано настраивать программы с учетом новых требований и технологий преподавания.
В этом учебном году мы запустили совместную программу РУТ (МИИТ) для 25 студентов. В итоге к нам на работу придут специалисты, обученные конкретно под наши задачи.
Они проходят программу без отрыва от основного академического обучения, затем сразу придут в наш «ТМХ-Инжиниринг», в конкретные проекты — их не надо переучивать, адаптировать. Это готовые инженеры-электронщики, разработчики пилотно-экипажной части или работники еще какой-то нашей специализации.
— Влияет ли возможность учиться внутри корпорации на лояльность сотрудников?
— Люди, идущие работать в машиностроение, обычно лояльны отрасли — они остаются надолго, нарабатывают опыт. Средний возраст сотрудников, которые работают в компании, с годами почти не меняется — это 40,5 года. Мы постоянно проводим исследования, которые свидетельствуют, что текучесть кадров в компании невысокая — порядка 10–15%.
Корпоративный университет настроен как один из инструментов не просто удержания людей, а постоянного развития и самореализации. Тот, кто хочет развиваться, всегда будет это делать — остановить его практически невозможно. И мы даем возможность делать это внутри компании.
Корпорация огромная. Если не нравится конкретная работа, можно попробовать себя в другом проекте, на другом предприятии. Привязанность к компании достигается во многом за счет возможности таких перемещений, в том числе горизонтальных. Не все хотят расти в руководители, огромное количество людей развивается в экспертном направлении.
Современная жизнь устроена так, что мы должны каждые пять лет чему-то учиться, а еще лучше — приобретать новую специальность. Профессии устаревают с невероятной скоростью, и человек постоянно должен получать новые знания и навыки. Чтобы мы были интересны современному миру, мир должен быть интересен нам. Корпоративные университеты решают эту задачу.
— Какие вы видите пути развития для Корпоративного университета?
— Согласно исследованию НИУ ВШЭ, мы входим в топ-10 корпоративных университетов России. Мы очень рады, что за столь короткий срок заняли такую почетную позицию, но это большой труд — ее удерживать.
Рейтингование идет по кадрово-квалификационному преподавательскому составу. У нас свои собственные программы, свои преподаватели. Важно также наличие электронных или дистанционных образовательных продуктов. Инженерная образовательная мощь ТМХ достаточно серьезная для того, чтобы мы могли это делать.
Обучая людей, мы закладываем фундамент развития технологий и компетенций, потому что только через людей мы передаем знания — больше никаким образом они не передаются. В наших планах — максимально применять предиктивные технологии, работать с большими данными с использованием искусственного интеллекта.
Корпоративный университет — это исследовательская база, которая содержит огромное количество информации о людях, их знаниях, компетенциях. Мы можем прогнозировать будущее развитие рынка труда, человеческого капитала. Если делать серьезную аналитическую работу по развитию отрасли, то вклад корпоративных университетов может быть неоценимым.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag