Интервью

Интересная история с Россией

Как учат школьников и студентов в ближнем и дальнем зарубежье

Интересная история с Россией
Фото: Виталий Невар/ТАСС
Институт научной информации по общественным наукам РАН выпустил сборник «Россия в учебниках истории стран Ближнего и Постсоветского Востока, Китая». Корреспондент «Эксперта» прочел его и выяснил, что даже во вполне дружественных странах общие эпизоды истории часто преподаются не таким уж и дружественным образом. Правда, в основном эпизоды эти относятся к началу и середине прошлого века, новейшая же история представлена более нейтрально или даже в позитивном ключе.

В книге анализируются школьные и институтские учебники истории нескольких стран. Из бывших республик СССР это Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Киргизия (за исключением Таджикистана, все входят в Организацию тюркских государств). Из дальнего зарубежья — Китай, Турция, Израиль, Иран и Тунис.

Как следует из предложенного описания учебных пособий, в странах Кавказа и Средней Азии школьникам предпочитают представлять взаимоотношения с Российской Империей, а затем СССР в той или иной степени как навязанные отношения с метрополией-колонизатором. К примеру, для Азербайджана это заключение в 1828 году Туркманчайского договора с Каджарским Ираном, по которому к Российской Империи отошла территория нынешнего государства. В случае Казахстана речь идет об установлении протектората над казахскими жузами и дальнейшей интеграции в состав России, а в таджикских учебниках больше в негативном ключе оценивается разделение местного этноса между разными государствами: Россией, Бухарским эмиратом и Афганистаном.

Дальнейшее управление на указанных территориях также характеризуются в негативном ключе. К примеру, в главе, посвященной одному из азербайджанских учебников, говорится: «Важным элементом повествования истории тех лет является подробное освещение народного движения. Авторы подчеркивают, что эти восстания не привели к каким-то итогам, однако показали царскому правительству, „грабившему страну и притеснявшему народ“, что они намерены защищать свои права и свободы. При этом, несмотря на весь „колониальный“ гнет, в следующих параграфах раскрывается индустриальное развитие региона, которое сопровождалось открытием многочисленных заводов, строительством железных дорог и т.д. Безусловно, участие центральных властей в данных процессах никак не показано». В учебниках сразу нескольких стран авторы особо выделяют начавшееся в 1916 г. в российской Средней Азии восстание, направленное против объявленной в ходе Первой Мировой войны трудовой мобилизации в регионе. Его подавление описывается как крайне репрессивное по отношению к коренному населению региона действие.

Говоря о советском периоде истории своих государств, авторы учебников безусловно позитивной называют роль местных жителей в Великой Отечественной войне, но в остальном также придерживаются критических оценок — особенно, что вполне объяснимо, касаясь репрессий 30-х годов. Впрочем, с определенными нюансами. Так, в таджикском учебнике дается позитивная оценка советам как форме государственного управления, но с уточнением, что такая форма общественной организации появилась еще в первобытном обществе. В истории советских времен индустриализация и прочие достижения в строительстве местной инфраструктуры упоминаются в позитивном ключе, но практически без описания роли в этом центральных властей. За исключением, пожалуй, казахского учебника истории для 9 класса, где период освоения целины в 60-х годах описывается в терминах типа «великодержавный шовинизм».

Вина за межнациональные конфликты конца 80-х — начала 90-х годов, такие, как события в Сумгаите или Баку, в указанных источниках ложатся целиком на руководство СССР, а постсоветская история, особенно начиная с первого президентского срока Владимира Путина, напротив, описывается в сугубо позитивном ключе, как «динамично развивающиеся отношения».

В странах дальнего зарубежья, о которых говорится в книге, подход к описанию истории России выглядит более нейтральным. В турецких учебниках русско-турецкие войны показаны как часть глобальных геополитических конфликтов, схожий подход содержится и в иранских учебниках. В обоих случаях подчеркивается, что речь во многом идет о так называемой Большой Игре, глобальной конфронтации между Россией и Великобританией (традиционно поддерживающей Организацию тюркских государств).

Наиболее позитивно, следует из анализа, сделанного авторами, к истории России относятся в Китае. В этом случае абсолютно понятна идеологическая подоплека — вторая по размерам социалистическая страна почти всю свою историю следовала за внешнеполитическими и идеологическими ориентирами, заданными в СССР, при этом о конфликте Советского Союза и КНР в 50–70-х годах, как следует из книги, в учебниках не упоминается. Напротив, геополитическая роль СССР описывается сугубо положительно: «Октябрьская революция создала первую в истории человечества нацию, возглавляемую пролетариатом, сломала мировую модель, в которой капитализм доминировал в мире, она нанесла тяжелый удар по господству империализма в мире, воодушевила освободительную борьбу народов колоний и полуколоний, изменила мировое устройство XX в. С тех пор сосуществование и конкуренция двух социальных систем капитализма и социализма стали важной частью мировой истории».

По мнению Игоря Шишкина, руководителя рабочей группы по противодействию искажению истории Института стран СНГ, в учебниках стран постсоветского пространства такое изложение истории имперского и советского периода является злонамеренной фальсификацией. Ее главные цели — оправдание разрыва связей указанных стран с Россией и формирование ее образа как исторического врага вплоть до начала постсоветского этапа истории, во время которого национальные элиты указанных стран фактически получили в собственность все ресурсы, которыми до этого лишь управляли. Позитивное описание в учебниках истории, начиная с 1990-х годов, считает эксперт, вполне укладывается в эту логику, ведь именно с этого момента жизнь элит стала максимально комфортной. Ресурсы для того, чтобы противодействовать сложившейся практике преподавания истории в странах СНГ у России есть, считает Игорь Шишкин, но не стоит ожидать, что в ближайшее время они будут использованы.

Преподавание истории, помимо расширения исторических знаний, играет еще и роль инструмента в формировании национальной идентичности. По сути, это одно из базовых направлений исторической политики государства, которое также очерчивает рамки угроз для населения страны, и может формировать различного рода исторические претензии к другим народам и странам.

«В случае с казахстанскими учебниками истории речь идет о формировании исторических фобий по отношению к РФ, что, конечно же, сказывается негативно на уровне добрососедства. Ведь из сегодняшних школьников завтра вырастают чиновники, депутаты парламента, то есть, лица, принимающие политические решения, — считает руководитель казахского информационно-аналитического центра „Институт евразийской политики“ Максим Крамаренко. — Что можно этому противопоставить? Наверное, самым приемлемым вариантом может быть совместная работа историков двух стран по проблемным вопросам российско-казахстанского взаимодействия в прошлом, их объективная оценка, объяснение реальных причин тех или иных событий, если они действительно имели место, с дальнейшей популяризацией итогов таких исследований в СМИ».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Общество, 12 дек 14:48
Почему дипломы престижных вузов в России стали предметом роскоши
Общество, 1 окт 16:42
Расходы бюджета на образование к 2027 году вырастут до 1,75 трлн рублей
Общество, 9 сен 11:25
Три четверти российских школьников и учащихся колледжей хотят работать в России
Общество, 2 сен 15:00
Как цифровизация меняет высшее образование
Свежие материалы
Социальные проекты получили президентские гранты
Самую большую сумму получил фонд «Память поколений»
Дронам ищут место на небе
Авиаторы выступили против предложенных правил движения БПЛА
Россия договорилась с ОАЭ о новом налоговом соглашении
Ставка на выплаты дивидендов, роялти и процентов составит 10%