Интервью

Маршруты для ответственного туриста

Регионы внедряют принципы устойчивого развития в индустрию гостеприимства

Маршруты для ответственного туриста
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Национальное рейтинговое агентство (НРА) опубликовало второй ежегодные рэнкинг устойчивости развития туризма и индустрии гостеприимства в субъектах РФ. На первом месте оказался Санкт-Петербург, но и остальные регионы улучшили свои позиции.

Динамика положительная

Результаты рэнкинга говорят о положительной динамике внедрения принципов устойчивого развития в туризме. Средний уровень индекса, рассчитанный для 85 регионов РФ, составляет 0,473, что выше, чем в прошлом году — 0,435. Увеличились также максимальное и минимальное значение индекса, а число регионов, улучшивших позиции, существенно превышает количество тех, чьи позиции ухудшились.

В 2024 г. лидером рэнкинга стал Санкт-Петербург. Как пояснили «Эксперту» в администрации города, за 2023 г. его посетили 9,4 млн гостей, а вклад туризма в экономику составил 482,7 млрд руб. — на 32% больше, чем годом ранее.

«Мы обдуманно подходим к вопросам создания новых качественных конкурентоспособных туристских продуктов, комфортных, безопасных, гостеприимных условий для пребывания в городе, развития креативных индустрий, формирования стратегических планов развития — от мастер-планов макротерритории до проектирования отдельных точек притяжения», — приводятся в сообщении администрации слова Наны Гвичия, заместителя председателя Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга.

Прошлогодний лидер — Краснодарский край переместился на второе место, сохранив значение интегрального индекса на прежнем уровне. На третьем месте рэнкинга находится Республика Татарстан.

На самых низких позициях рэнкинга находятся Республика Коми, Омская и Амурская области. Они отнесены в разряду «начальный» по уровню интеграции принципов устойчивого развития в управление развитием туризма.

Авторы исследования отмечают, что туризм становится стратегическим ресурсом российской экономики, и развитие современной туристической инфраструктуры затрагивает большинство субъектов РФ. Но одновременно растут и риски негативного воздействия туризма на окружающую среду, утраты исторического и культурного наследия, конфликтов туристов и местного населения.

Как рассказал «Эксперту» губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, число туристов, посетивших область (позиции в рэнкинге НРА характеризуются как «умеренные»), за 2023 г. выросло в 2 раза и составило более 800 тыс. По словам главы региона, туризм — мультипликатор рабочих мест, он важен для роста предпринимательской и инвестиционной активности, повышения качества жизни населения, расширения международного сотрудничества.

«Отдельная тема — туризм на природных территориях с особым статусом, в том числе в национальных парках, развитие которого требует широкого межведомственного взаимодействия, тщательной проработки нормативной базы на федеральном уровне. И наша задача — развить такие места, в том числе и в части туризма», — констатировал Александр Цыбульский.

Еще один «умеренный» регион — Магаданская область. Как отмечает председатель Магаданского регионального отделения «Деловой России», директор компании «Бизнес Индустрия» Юрий Агафонов, Колыма — пока далеко не самое популярное направление, куда можно отправиться на отдых. Но, если в 2020 г. ее посетили 65 тыс. человек, то в 2021-м — уже 87 тысяч. А в 2022-м турпоток вырос еще на 41% в сравнении с предыдущим годом.

«Девственная природа труднодоступных мест, нереальной красоты виды и интересная история — вот что может предложить гостям наш край. В этой связи очень важно сохранять эту нетронутую природную красоту в ее первозданном виде, а, следовательно, соблюдать все экологические нормы. Для этого беспилотники помогают нам бороться с пожарами и нечистоплотными недропользователями», — рассказывает Агафонов.

С опорой на мировую практику

Воздействие на окружающую среду оказывают углеродные выбросы от транспорта, мусор, оставленный туристами, антропогенная нагрузка.

«Отсутствие управления ресурсами может привести к истощению туристических достопримечательностей, что в долгосрочной перспективе подрывает основы бизнеса. Устойчивый туризм может привлекать более высокий сегмент рынка, так как все больше туристов предпочитают отдых, который совместим с их ценностями в области защиты окружающей среды и общественной поддержки», — заявил «Эксперту» зампредседателя комитета по туризму, координатор по УрФО «Деловой России», гендиректор УК туркластерами Свердловской области Леонид Гункевич.

Он отметил, что расходы на экологичность в принципе могут стать для туристических компаний обязательными — во многих странах такие практики уже внедрены. Во Франции есть закон о зеленой экономике, который обязывает туристические компании уменьшать свое влияние на окружающую среду и информировать потребителей об устойчивых практиках. В Швеции туристическая ассоциация ввела систему Nature’s Best, национальный качественный лейбл для экотуризма, который помогает туристам выбирать экологически ответственные турпродукты.

В Коста-Рике есть специальная сертификация для устойчивого туризма (CST — Certification for Sustainable Tourism), они награждают туристические компании звездами за их уровень устойчивости. В Новой Зеландии стимулируют устойчивый туризм через программу Qualmark, которая включает в себя систему оценки для туристических предприятий, основанную на экологических и социальных критериях. В Сингапуре правительство внедрило систему сертификации Green Mark для зданий, которая требует от гостиниц и других туристических объектов минимизации экологического воздействия.

«В России мы еще далеки до этого уровня социальной и экологической осознанности, но постепенно начинаем двигаться в направлении к этой цели, и рэнкинг устойчивого туризма в регионах это подтверждает», — констатировал Леонид Гункевич. По его мнению, повышению позиций в рэнкинге могут способствовать образовательные программы для сотрудников и туристов по вопросам экологии и устойчивого туризма, разработка маршрутов экотуризма и поддержка природоохранных территорий.

Кроме того, можно приучать туристов к бережному отношению к природе, развивая систему разделения отходов, взимая плату за въезд в защищаемые зоны. Могут сыграть роль также сертификация и маркировка товаров в соответствии с международными стандартами устойчивого развития (например, Green Globe, LEED, BREEAM).

Исследование было выполнено Национальным рейтинговым агентством и ESG-лабораторией МГУ при поддержке Российского географического общества, комитета Государственной думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, научно-образовательного консорциума «Устойчивый туризм», комитета устойчивого туризма Делового центра экономического развития СНГ и Общенационального союза индустрии гостеприимства.

Материалы по теме:
Общество, 12 дек 20:00
На родине Деда Мороза появится особая экономическая зона
Общество, 18 ноя 00:05
Росавиация назвала круг путешественников, которых освободят от авиасбора
Общество, 10 ноя 14:00
Куда полетят отдыхающие на Новый год
Общество, 26 сен 08:00
Почему агрегаторы наращивают долю на рынке бронирования гостиниц
Свежие материалы
Инвесторы выключают терминалы
Финансы,
Трейдеры боятся открывать новые позиции перед праздниками
Инженеры приручили моторы
Промышленность,
«Аэрофлот» начал выполнять сложный ремонт двигателей для Airbus и Boeing