Интервью

На деревню в глэмпинг

Количество агротуристов в течение трех лет вырастет до 7 млн человек в год

На деревню в глэмпинг
В России активно развивающийся агротуризм привлекает гостей познавательными и развлекательными программами на фоне роста интереса россиян к самостоятельным поездкам по стране. Сегодня, согласно опросу ВЦИОМ, 60% респондентов хотели бы посетить агроферму в качестве туриста. Такие поездки воспринимаются как активный вид отдыха, возможность познакомиться с фермерскими продуктами, а также увидеть животных. Способствовать развитию сегмента будет господдержка — в 2024 г. власти разрешили строительство гостевых домов на землях сельскохозяйственного назначения.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты совместного с Россельхозбанком (РСХБ) исследования, посвященного восприятию сельского туризма. Опрос проводился 27–29 августа 2024 г., участие в нем приняли 1250 россиян в возрасте от 18 лет, проживающих во всех регионах страны. Отметим, сельский туризм и агротуризм — различные понятия. Первый подразумевает посещение сел и деревень, к примеру, фестивалей или монастырей. Агротуризм — это вид туризма, предполагающий посещение действующей фермы, агропредприятия или личного подсобного хозяйства.

Как говорится в документе, большинство опрошенных осведомлены об агротуризме: доля тех, кто «хорошо знает» и «что-то слышал» про него, — 90%. Хорошо знают про данное направление 24%. В течение последних трех лет посещал объекты агротуризма почти каждый пятый респондент (22%).

Идеальный агротур в глазах опрошенных представляет собой поездку выходного дня (61%) с детьми и родителями (33%) или вдвоем (25%) туда, где можно переночевать с комфортом — арендовать дом или коттедж (40%), провести ночь в сельской гостинице (31%), апартаментах на территории фермы (26%) или разместиться в глэмпинге (24%). Потенциал есть и у более продолжительных туров — на неделю (22%), а также у поездок, рассчитанных на компанию друзей (17%).

Спектр возможных занятий в агротуре весьма широк. Чаще всего опрошенные предпочли бы продегустировать фермерские продукты — 83%; познакомиться с историей края, местными традициями — 81%; купить фермерские продукты — 72%; посетить экскурсию по винодельне — 71%; посетить экскурсию по ферме — 65%; остановиться на ночлег в этно- или сельском доме — 65%.

В числе других популярных вариантов — сбор грибов и ягод (63%), конная прогулка (62%), кормление животных (60%), народные гуляния на ярмарке (59%), джип-туры/туры на квадроциклах (55%), сбор винограда (54%), контактный зоопарк (53%), рыбалка (53%). Нижние строки занимают дегустация алкогольных напитков (49%), дойка коров/коз (26%) и охота (21%).

Как рассказал «Эксперту» владелец агрофермы «Лукино» в Тульской области Евгений Кузык, агротуристы делятся на три основные группы. Первые хотят отдохнуть. Вторые требуют активности: баня, экскурсии. Третьим интересно узнать что-то новое: это для них проводят мастер-классы, например, по дойке. Однако туризма, который предполагает, что люди поедут за свои деньги куда-то работать, как это распространено на Западе, в России почти нет. Никто не будет мыть трактор, грузить зерно, кормить корову. «Большинству интересно посетить красивые мероприятия, фестивали, узнать, как устроена жизнь в деревне, и этого в России уже достаточно, например, фестиваль арбуза, крымские лавандовые поля. Люди действительно туда едут», — отметил эксперт.

По оценке Россельхозбанка, в ближайшие три года дополнительный доход фермеров от туристических услуг вырастет до 250 млрд руб. и составит 5% доходов фермерских хозяйств, а количество сельских туристов увеличится до 7 млн в год. Уже в 2023 г. на платформе РСХБ «Свое За городом» было представлено более 2 тыс. туров от 500 фермеров. Число предлагающих туры фермеров за год выросло в 10 раз.

Развитию агротуризма будет способствовать изменение законодательства и меры господдержки. Так, в июне 2024 г. Госдума приняла законопроект, разрешающий фермерам размещать туристов в гостевых домах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Речь идет о небольших гостевых домах, где раньше нельзя было официально оказывать услуги по временному размещению путешественников. А фермер, который занимается агротуризмом, сможет сохранить статус сельхозпроизводителя, чего раньше сделать не мог.

Как сообщал на заседании правительства премьер-министр Михаил Мишустин, комментируя законопроект, кабмин поддерживает предпринимателей, выделяя гранты на развитие агротуризма. В прошлом году их получили свыше 50 участников, в этом году отобрано 73 проекта. «Благодаря таким решениям не только создаются рабочие места, но и открываются новые возможности для малого и среднего агробизнеса», — заявил глава правительства.

Сложности у сектора пока есть. По словам Евгения Кузыка, в их числе, например, спекуляции на росте популярности агротуров: столкнувшись с некачественным отдыхом, люди в дальнейшем отказываются от подобных поездок. Играет роль, по словам Евгения Кузыка, и не всегда добросовестный подход к обустройству мест отдыха для туристов: «их строят, однако отдельные предприниматели ставят чуть ли не палатки в садовых товариществах, а потом удивляются, что спроса на такие условия нет».

Как отмечает профессор, руководитель лаборатории управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Валерий Гордин, во многих регионах есть программы поддержки агротуризма, пусть и не массовые.

При этом прием гостей действующим хозяйством или фермой связан с большим количеством организационных вопросов — от размещения до проведения досуга. Часто владельцам бизнеса не хватает ресурсов — денег и сотрудников, которые способны грамотно заниматься гостями, говорит эксперт. Нужно иметь соответствующие знания, уметь правильно представить продукцию, работать с посетителями. Третий важный момент — агротуризм недешев и не всегда рентабелен. Если он будет дешев, то станет неконкурентоспособен, в том числе потому, что зависит от сезонного фактора.

Тем не менее, указывает Валерий Гордин, сектор активно развивается, чему способствует целый ряд факторов. В их числе рост популярности семейных поездок и тренд на самостоятельные путешествия без участия туроператоров. Также получает все большее распространение автотуризм, что делает доступным не только другие города, но и сельскую местность.

«Перспективы у направления хорошие, оно отлично сочетается с рекламной деятельностью хозяйств в виде участия в ярмарках и фестивалях. При правильном продвижении и хорошем маркетинге агротуризм станет довольно быстро популярен в обществе», — полагает эксперт.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Общество, 26 сен 08:00
Почему агрегаторы наращивают долю на рынке бронирования гостиниц
Общество, 10 сен 22:02
Перевозчики готовы запустить новые рейсы после отмены визового режима с Китаем
Общество, 9 сен 20:30
Туротрасль подвела итоги летнего сезона
Общество, 21 июл 21:10
Наличие высшего образования перестает быть показателем социального успеха
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда