Интервью

От новостей ждут чуть больше правды

Во всем мире большая часть населения перестала доверять новостным сообщениям

От новостей ждут чуть больше правды
Фото: Freepik
Многих журналистов и редакторов волнует, доверяют ли люди новостям — от этого часто зависит само существование того или иного издания. Безусловно, в разных странах есть свои нюансы, но в целом доверие к новостям во многих случаях часто не зависит от пола, возраста, дохода и образования человека и даже его политических взглядов. Как говорится в исследовании Reuters Institute и University of Oxford, в 2024 г. только 40% респондентов в 47 странах, где проходили опросы, заявили, что доверяют публикуемым новостям.

Почти все новостные репортажи неявно призывают общественность доверять им, пишут авторы исследования Расмус Нильсен и Ричард Флетчер. По сути, все СМИ хотят заставить людей верить в то, что «мы действительно разговаривали с источниками, которые упоминаем, они действительно сказали то, что мы цитируем, и данные, которые мы приводим, достоверны». Но в более широком смысле это означает: «Наше редакционное мнение о том, что освещать, с кем разговаривать и на какие данные полагаться, является обоснованным, так же как и наше представление о том, что мы ищем, и наши мотивы».

Общественное доверие — это не то же самое, что правдивая передача информации. Иногда люди доверяют отдельным лицам и учреждениям, которые на самом деле не заслуживают доверия. А иногда они не доверяют тем, кого могли бы при ближайшем знакомстве счесть заслуживающими доверия.

Доверие к новостям часто сильно зависит от политического контекста, коррелирует с межличностным доверием и доверием к другим институтам общества. В некоторых странах и на уровне отдельных СМИ доверие часто связано с политической пристрастностью граждан.

В рамках опроса респонденты высказывали мнение о возможных факторах, которые могут повлиять на доверие к новостям. В их числе длительность существования того или иного СМИ, высокие журналистские стандарты, дает ли журнал или газета негативную информацию и в какой степени, предвзятость, частые преувеличения или стремление к сенсациям, прозрачность создания новостей, совпадение ценностей с целевой аудиторией, а также честность в передаче информации.

Данные по 47 странам, подчеркивают авторы исследования, неизбежно содержат много деталей и вариаций, но различий меньше, когда речь заходит о прозрачности и справедливом представлении информации. В целом мнения людей из разных стран о том, что для них важно, схожи.

Если, например, сравнить молодых респондентов (в возрасте до 35 лет) с респондентами старше (35 лет и более), различия будут довольно небольшими. К примеру, более обеспеченные, высокообразованные, пожилые и придерживающиеся правых взглядов люди с большей вероятностью будут настаивать на важности справедливого представления информации в СМИ. И это противоречит образу недовольных молодых обиженных жизнью левых — принято считать, что именно они не доверяют информации, но это не всегда так.

Сегодня среди молодых людей в возрасте до 35 лет новостям верят 37%, старше 35 — 42%. Новостям верят 47% людей с высоким уровнем доходов, 42% — со средним и 36% — с низким уровнем доходов. 35% опрошенных с низким уровнем образования доверяют новостям, как и 45% людей со средним и высшим образованием.

Как правило, молодые люди, люди с низким доходом и люди с более низким уровнем формального образования склонны меньше доверять новостям. Впрочем, эти группы также часто и не являются целевой аудиторией для средств массовой информации.

Как констатируют авторы исследования, обеспечение доверия к новостям требует от СМИ различных подходов к разным слоям общества.

Во-первых, большинство людей придерживаются в целом схожих взглядов на то, каким новостным изданиям доверять: их привлекают прозрачность, высокие стандарты, свобода от предвзятости и справедливое отношение к людям. Задача новостных СМИ состоит в том, чтобы показать, что они соответствуют этим ожиданиям.

В некоторых странах на доверие к новостям в значительной степени влияет политика, и доверие людей к отдельным новостным брендам часто зависит от того, соответствует ли редакционная политика их собственным политическим ценностям (или, по крайней мере, не противоречит им).

Во-вторых, у значительного меньшинства, имеющего отдаленное отношение к политике, доверие к новостям намного ниже, многие из них менее четко представляют, что может помочь вызвать их доверие. То же самое касается группы респондентов, которые не интересуются политикой — таких насчитывается более трети.

Задача новостных СМИ состоит в том, чтобы преодолеть отчуждение и убедить таких людей в том, что новости привлекательны, интересны и достаточно важны, чтобы на них потратить время. И со временем заслужить доверие потенциальной аудитории.

Современные массовые коммуникации все еще выступают фактором формирования общественного мнения, отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Алексей Костин. Причем, указывает он, особая роль по-прежнему принадлежит телевидению и радиовещанию: постепенно утрачивает свои позиции пресса, взамен которой приходят средства массовой информации, сосредоточенные в интернете (социальные сети, форумы и пр.).

У большинства сохраняется скептическое отношение к информации в интернете, отмечает Алексей Костин. Узнав что-то в сети, люди часто спешат послушать радио или посмотреть новости по телевидению, хотя ведущий может сразу предупредить: «Только что мы получили сообщение от агентства новостей...» В том числе поэтому люди уже привыкли к использованию нескольких источников получения информации.

Так что СМИ по-прежнему остаются важнейшим фактором трансляции, ретрансляции и поддержания мифов. Они обладают ресурсами, позволяющими не только быть каналом доставки мифов до потребителя, но еще и источником их создания. В большинстве своем массовая аудитория, заключает эксперт, не в состоянии критически анализировать и оценивать ту информацию, которую предлагают различные источники информации (телевидение, радио, интернет-ресурсы и пр.). И это дает возможность влияния на общество.

«Информация еще никогда не была настолько доступна людям. Мы имеем возможность потреблять новостной и развлекательный контент практически в любом месте и в любое время», — указывает старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Анастасия Казун. На первый взгляд, легкий доступ к новостям и широкий выбор доступных источников являются для человека благом. Однако это далеко не всегда так, полагает эксперт.

Выбирая товары из большого числа вариантов, люди часто сомневаются в принятом решении и не всегда удовлетворены им, объясняет она. В области потребления информации есть такие же закономерности: многообразие доступного контента заставляет нас сомневаться, кому и чему можно доверять, что из доступных нам медиапродуктов заслуживает внимания. Поток информации становится все больше, а часов в сутках и способностей к осмыслению фактов не прибавляется. Это приводит к возникновению информационной перегрузки.

Усталость от новостей также связана с их негативным уклоном, полагает Анастасия Казун. Информационный контент сфокусирован на трагедиях, катастрофах и неприятных происшествиях. Хорошие новости встречаются редко и обычно посвящены не очень значимым вопросам, например, взрослению панды Катюша в Московском зоопарке. Таким образом, информационный поток слишком широк, в нем сложно ориентироваться, а потребление новостей приносит преимущественно негативные переживания. Логично, что в таких условиях люди начинают избегать новостей или ограничиваются их беглым просмотром «по диагонали».

Во многих странах мира более трети населения пытается ограничить потребление новостей. Осенью 2022 г. в России 41% граждан старались реже слушать новости, чтобы избегать негативных эмоций.

В условиях избытка информации внимание человека оказывается ограниченным ресурсом, за него возникает конкуренция, рассказывает Анастасия Казун. Медиаресурсы начинают адаптировать контент под взгляды своей целевой аудитории, — ведь мы все предпочитаем новости, которые соответствуют нашим убеждениям, и не доверяем информации, которая им противоречит. В результате в медиапространстве оказывается большое количество некачественного контента с кликбейтными заголовками. Все это подрывает доверие потребителей.

В итоге человек выбирает одну из стратегий: отказаться от новостей вообще и «жить своей жизнью», доверяя тому контенту, что соответствует его картине мира, или, сознавая ограниченность доступной ему информации, частично полагаться на ее отдельные фрагменты.

Еще одной причиной снижения доверия к новостям является активная публичная дискуссия о фейках, добавляет Анастасия Казун. Отдельные исследования показывают, что публичная дискуссия о проблеме фейков не повышает точность их распознавания, зато снижает доверие к корректно представленной достоверной информации. «Принимая все это во внимание, удивляет не то, что люди не готовы доверять большей части новостей, а то, что некоторая степень доверия к информационному контенту (пусть и с примесью скептицизма) все же сохраняется», — заключает эксперт.

Материалы по теме:
Общество, 3 окт 11:00
Откуда набирают кадры в IT и почему программисты не стремятся в мегаполисы
Общество, 26 сен 08:00
Почему агрегаторы наращивают долю на рынке бронирования гостиниц
Общество, 17 сен 15:10
Треть работодателей не инвестируют в свою репутацию
Общество, 11 авг 22:02
Студенты не хотят работать бесплатно
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда