Интервью

Дети мониторов

Человечеству грозит вымирание из-за собственных отпрысков

Дети мониторов
Фото: Freepik
Человечество в 2030-х годах встанет перед пугающей перспективой: набирает силу поколение, для которого ценности всех предшествующих поколений, включая старших братьев, чужды не просто социально, а в каком-то смысле биологически. «Эксперт», опираясь на данные американских социологов, выяснил, значит ли это, что «поколение альфа» вытеснит из жизни «старое» человечество примерно так же, как вид homo sapiens когда-то сделал это с неандертальцами.

Они были смуглые и голубоглазые

«Когда я встречаюсь с ними взглядами, меня пробирает холодок. Их глаза отсвечивают каким-то нечеловеческим голубым светом, в них полностью отсутствует какое-либо осмысленное выражение. Они не реагируют на обращенные к ним слова — не демонстративно, в знак протеста, а потому, что просто не воспринимают меня как равный себе объект. Осмысленность в их глазах появляется только тогда, когда они смотрят в экраны своих гаджетов, общаясь с себе подобными — то есть практически непрерывно. Мне кажется, что они просто не видят ничего, что не умещается в мониторы».

Такими наблюдениями о представителях так называемого «поколения альфа» (родившиеся после 2010 года) делятся с социологами респонденты старших возрастов, включая поколение Z, которое само еще не до конца вышло во взрослую жизнь.

Отчуждение, которое отмечает большинство опрошенных — это не проявление известного generation gap (межпоколенческой пропасти).

Это совершенно новый феномен, из-за чего социологи не берутся делать прогнозы по аналогии с предыдущими межпоколенческими конфликтами. По мнению специалистов, психотип нынешних школьников сформировался под воздействием двух совпавших по времени факторов, не имеющих исторических прецедентов: трех лет социальной изоляции в период пандемии коронавируса и взрывного роста технологий искусственного интеллекта. Именно пандемия стала тем водоразделом, который образовал непреодолимую пропасть между «альфами» и остальным человечеством.

Эти два фактора вместе взятые вошли друг с другом в резонанс, сделав для подростков живые межличностные коммуникации не просто избыточными, а непонятными. «Альфы» игнорируют родителей и старших братьев-сестер не из свойственного младшим чувства негативизма. Они искренне не понимают, зачем нужно общение вне виртуального пространства — точно так же, как многие представители поколения Х не понимают, зачем тратить время на общение в соцсетях, когда его можно провести, общаясь с друзьями в соседнем пабе.

Дети мониторов

Гадкие гаджеты

По мнению ряда экспертов, круглосуточный доступ к информации вкупе с ограничениями на оффлайновое общение привел к тому, что мозг «поколения локдауна» сформировался иначе, чем у предыдущих поколений, практически на физиологическом уровне. Что-то доказывать, объяснять, требовать от носителей биологически отличного сознания столь же непродуктивно, как требовать, например, поменять цвет глаз, указывают они.

Локдаун «поломал» нормальное развитие психики детей, и последствия этого могут отразиться на их будущей интеграции в общество самым непредсказуемым образом, говорит доцент кафедры нейропатопсихологии факультета психологии МГУ Марина Бардышевская.

«Изоляция, дистанты пришлись у этих детей на период их сензитивного развития, когда мозг ребенка крайне чувствителен к внешним воздействиям. В этом возрасте идет становление интимно-личностных качеств, тонкая настройка психики. Такой опыт можно получить только от общения со сверстниками. Невозможность очного общения вынудила детей искать альтернативные способы получения такого опыта. Американские дети пострадали от изоляции сильнее российских, потому что у нас в период пандемии ограничительные меры исполнялись все-таки не так жестко, как в США. Меньшая доступность интернета в российских школах и вообще большая наша консервативность как нации неожиданно сыграла в этом позитивную роль — наши дети больше общались вживую, ими манипулировали меньше, чем в странах, где население более законопослушное и дисциплинированное», — объяснила она «Эксперту».

Как может выглядеть переход социально-психологического поколенческого конфликта в конфликт практически межвидовой, еще в конце 1960-х годов писали советские фантасты Стругацкие в повести «Гадкие лебеди».

Повесть А. и Б. Стругацких была написана в 1967 г., но впервые издана в 1986-м. Советская критика восприняла ее как «очернительство» молодого поколения, хотя местом действия в повести выбрана условная европейская страна. В этой стране некие загадочные личности («мокрецы») открывают детям свое тайное знание, овладев которым, школьники теряют всякий интерес к существующему укладу жизни, чем вызывают суеверный ужас у старших поколений. В 2006 г. режиссер К. Лопушанский снял по повести «Гадкие лебеди» фильм с таким же названием, перенеся место действия в современную Россию.

То, что полвека назад выглядело социальной фантастикой, сегодня стало свершившимся фактом: подростки 2020-х гг. уже в следующем десятилетии превратятся в замкнутую на себя группу общества, которая будет коммуницировать с остальным миром по минимуму.

В лучшем случае (как это случилось в «Гадких лебедях»), подросшие дети «с голубым светом в глазах» просто уйдут в какие-то изолированные социально-экономические экосистемы, в параллельную реальность. В худшем, «альфы» могут попытаться устранить старшие поколения физически — не из преднамеренной агрессивности, которой нет, а как социальный балласт с несравнимо более низкой мозговой производительностью труда. У этого сценария тоже есть примеры в литературе — например, The Cell («Мобильник») Стивена Кинга и «Вельд» Рея Брэдбери.

Дети мониторов

Найти и одомашнить

Отсутствующий, индифферентный взгляд подростков — «маркер» принадлежности к «поколению альфа» — пугает их родителей сильнее, чем все молодежные бунты предыдущих поколений, включая миллениалов.

Тогда «гражданские войны» велись между людьми разных взглядов на жизнь, но хотя бы с одинаковым типом мышления. Сейчас споры идут не вокруг манеры одеваться, молодежного сленга или каких-угодно других внешних отличий разных поколений. Как «одомашнить» Gen A, пока совершенно непонятно — ведь их поведение не имеет ничего общего с бунтом и поэтому силовые методы здесь — сознательная тавтология — бессильны.

Некоторые комментаторы уже сравнивают назревающий поколенческий конфликт с войной миров, когда все арсеналы человечества оказываются бессильными перед «асимметричной» мощью пришельцев. Другие сравнивают попытки привести альф «в сознание» с боем с тенью, когда «противника» невозможно победить потому, что он не оказывает сопротивления, а просто ускользает от прямого столкновения.

«Нам имеет смысл сосредоточиться не на осуждении „альф“, а на понимании, что они из себя представляют. Это глубже, чем просто разное отношение к тем или иным ценностям. Мы имеет дело с поколением, которое завоюет весь мир, не выпуская из рук свои гаджеты», — считает эксперт Business Insider по интернет-маркетингу Катя Варбанова.

«„Поколение альфа“ обладает мозгом, качественно отличающимся от мозга родителей и старших братьев в плане креативности и скорости обработки информации. У альф совершенно иная скорость восприятия, критического мышления, межличностной коммуникации и прочих „мягких“ навыков», — вторит ей глава компании Stellar Public Relations Бренда Кристенсен.

Главными проигравшими в результате локдаунов оказались мальчики, не соглашается с такими выводами Марина Бардышевская.

«У них стали массово диагностироваться шизоподобные состояния, особенно в семьях у тревожно-мнительных родителей, которые заставляли их мыть руки по тридцать раз в день. Мальчики ведь по природе экстравертны, для них сидеть взаперти мучительнее, чем для девочек. В результате именно мальчики как существа психоэмоционально более слабые с головой ушли в онлайновую жизнь», — говорит эксперт.

Дети мониторов

Одетый во всё не по росту

Пока социологи и психологи выступают с прогнозами один страшнее другого, представители делового сообщества исповедуют более прагматический подход. Для них альфы — не загадочные существа из другого измерения, а совершенно конкретные будущие потребители товаров и услуг. Для предпринимателей «одомашнивание» Gen A — это конкретная маркетинговая стратегия по завоеванию рынка, число покупателей на котором будет, по прогнозам, самым большим в истории.

Завоевание альф как потребителей происходит уже сейчас, причем многие товарные ниши создаются впервые. В первую очередь это касается детско-юношеской моды, косметики и в целом так называемой teenage luxury — товарных групп, на которые дети могут потратить свои карманные деньги. Потребительская ценность таких товаров часто вызывает вопросы, но их смысл не в практической пользе, а в статусности, который их обладатели обретают в своем микросоциуме. Помимо этого, подростки часто приобретают предметы «роскоши» (которые являются таковыми в их глазах) для перепродажи в своем кругу, и это приносит реальные деньги. Так, на сумочке Chanel Medium Classic Flap можно наварить 200%-ю прибыль.

Вывод этих товаров на рынок не всегда одобряется старшими поколениями. Можно вспомнить споры вокруг южнокорейского бренда Too Cool for School, в рекламе которого некоторые консервативные родители увидели недопустимую для целевой аудиторию эротизацию.

Некоторые маркетологи считают абсурдной саму идею предлагать антивозрастную косметику детям, предупреждая, что «товары не по возрасту» могут негативно повлиять на формирование психики их потребителей.

«Поколение альфа» вытеснит более старшие поколения не потому, что их мозг как-то иначе устроен, а просто потому, что человек смертен. Вопрос не в этом, а в том, как альфы будут формировать социально-экономическое лицо будущего общества, говорит Бардышевская.

«Они, наверное, на самом деле быстрее соображают, чем люди доинтернетной-допандемической эпохи. Но в пакете с этим достоинством идут такие свойства как страх инициативы, повышенная тревожность, отсутствие понятной мотивации, социальная раздробленность. Это сочетание делает из них идеального „биоробота“, которого можно запрограммировать на выполнение конкретных функций без опасения, что они начнут „нести отсебятину“. Альфы поэтому — идеальный материал для тех, кто определяет потребительскую политику. Точно найдутся те, кто будет эксплуатировать их психологические особенности в своих интересах», — заключает эксперт.

По расчетам Bain & Co, к 2030 г. число потенциальных покупателей младше 20 лет будет исчисляться цифрой в полмиллиарда. По этим данным, в следующем десятилетии около 80% покупателей будут из числа тех, кто сегодня еще учится в школе. Помимо абсолютного количества, эта возрастная группа прибывает на потребительский рынок в три раза быстрее, чем любая другая, включая Gen Z. Поэтому производители ждут взросления детей «с голубым светом в глазах» не со страхом, а с надеждой.

Материалы по теме:
Общество, 2 июл 16:45
Смартфон нужен ребенку с четырех лет
Общество, 10 июн 10:32
Гаджеты изменяют химический состав мозга подростков
Общество, 5 июн 13:35
Зуммеры и миллениалы готовы платить на 10–30% больше за «устойчивую» продукцию
Общество, 24 апр 18:38
Две трети граждан не готовы отказаться от «умного помощника»
Свежие материалы
Новые санкции против России не помешали ее внешней торговле
Экономика,
Сальдо счета текущих операций РФ в 2024 г. выросло
Тяжелые ракеты меняют нагрузку
Технологии,
Установлен рекорд по запускам мощными носителями низкоорбитальных спутников
Корпорации возвращают равные права
В мире,
Американский крупный бизнес предугадал политику нового президента