Интервью

Пасха превращается в семейную традицию

В 2024 году христианский праздник намерены отмечать 85% россиян

Пасха превращается в семейную традицию
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
В это воскресенье, 5 мая, православные будут отмечать Пасху — праздник, символизирующий переход от смерти к жизни. Но, как показывают социологические опросы, она все больше теряет религиозное значение, превращаясь в семейный праздник. Отмечать его будут не только верующие, которых, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в нашей стране насчитывается 64% от общего числа жителей, но и те, кто воспринимает Пасху просто как культурную традицию.

Согласно итогам опроса ВЦИОМ, на протяжении всего периода измерений (с 2006 г.) Пасха входит в тройку наиболее важных праздников, уступая только Дню Победы и Новому году. Исключением стал 2021 г., когда третью строчку вдруг занял Международный женский день. Впрочем, сегодня он едва ли составляет конкуренцию православному празднику: в ходе апрельского замера Пасху указали в числе наиболее важных события года 29% респондентов, а 8 Марта — 24%.

Роль Пасхи ожидаемо выше в жизни наших православных сограждан — для 40%, тогда как другой большой праздник — Рождество Христово — упоминается ими как самый главный праздник в 1,5 раза реже (26%). В то же время для российской молодежи оба религиозных праздника имеют одинаковое, хоть и небольшое значение: они фигурируют в ответах 12% зумеров (рождены в 2001 г. и позднее) и 18% младших миллениалов (1992–2000 гг.).

В целом, констатируют авторы опроса, роль религии в жизни современной молодежи ослабевает. На сегодняшний день к православным себя причисляют 38% зумеров и 45% младших миллениалов, тогда как атеистами себя считают 28 и 23% из них соответственно.

Аналитики «Левада-Центра» провели схожий опрос, но их интересовало отношение граждан ко всем религиозным течениям. По их данным, около 50% россиян считают, что религия играет важную роль в их жизни. При этом, говорится в исследовании, число россиян в целом, безотносительно возрастных категорий, для которых религия играет важную роль в жизни, устойчиво растет с 2012 года. За 12 лет уровень религиозности вырос на 22 п.п. и в апреле достиг 52%. А 45% опрошенных сегодня отвечают, что религия не играет в их жизни существенной роли. Но важно, что в данном опросе учитывались все религии, а не только православие.

По данным того же исследования 74% респондентов назвали себя православными, их число постепенно растет с начала 2020 года. Доля мусульман при этом остается стабильной — на уровне 6%. Около 3% относят себя другим религиям. Не относят себя к какому-либо вероисповеданию 13%, ещё 4% респондентов считают себя атеистами.

Если говорить о понимании россиянами сути Пасхи, то в их ответах ВЦИОМ на вопрос о том, что именно празднуют в Пасху, лидирует правильный вариант — воскресение Иисуса Христа (42%, 2021 г. — 45%, 2019 г. — 50%). Еще 6% просто назвали ее великим христианским праздником, тогда как 5% вовсе перепутали Пасху с Рождеством. Затруднился с ответом каждый третий (32%).

Как указывают аналитики, с 2011 г. общественное восприятие Пасхи претерпело изменения: если раньше в ней с одинаковой частотой видели семейную (24%), культурно-историческую традицию (22%) и священный обряд (21%), то сегодня свой сакральный смысл этот праздник в значительной степени утратил. В наши дни две трети наших сограждан относятся к Пасхе как к традиции (67%). Из них как к традиции культурно-исторической — 30% (+8 п.п. за 13 лет), семейной (24%) или же формальной (13%). Для каждого восьмого это священный обряд (12%, −9 п.п. за 13 лет), для каждого десятого — приятные приготовления к светлому празднику (10%).

Так или иначе, но празднование Пасхи в России носит массовый характер, в этом году ее планируют отмечать 85% наших сограждан. За весь период наблюдений (с 2005 г.) доля отмечающих Пасху в нашей стране лишь единожды опускалась ниже 80%: пандемия коронавируса и ограничительные меры внесли свои коррективы в привычный уклад жизни, в результате чего в 2020 г. треть наших сограждан были вынуждены отказаться от празднования (34%).

И все же, уверен о. Сергий (Храмешин), профессор Славяно-Греко-Латинской Академии, Пасха в России — это прежде всего религиозный праздник, в отличие от Пасхи в Европе, где на волне секуляризации общества и отхода от традиционных ценностей в его праздновании осталась лишь форма без содержания. В России, по его словам, человек абсолютно не верующий не пойдет в храм или освещать куличи, потому что для него этого тоже акт веры.

В том же, что многие россияне относятся к Пасхе больше как к культурной и семейной традиции, нежели как к священному религиозному обряду, священник не видит ничего плохого. «В советское время тоже религиозным он был только для верующих бабушек, для остальных — культурной традицией, тем не менее поколение „рожденных в СССР“ сегодня является основным контингентом прихожан», — говорит отец Сергий.

Материалы по теме:
Общество, 7 окт 13:09
Владимиру Путину исполнилось 73 года
Общество, 9 сен 20:30
Туротрасль подвела итоги летнего сезона
Общество, 21 июл 21:10
Наличие высшего образования перестает быть показателем социального успеха
Общество, 12 июн 09:30
Как и почему 35 лет назад подписали декларацию о независимости РСФСР
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда