Тихая угроза
СИМ, электровелосипеды и аппараты, которые сходят за них в отсутствие должного регулирования, в России стали неотъемлемой частью городской жизни. Так, по данным Минтранса, в 2020–2023 годах в стране продано в розницу 640 тыс. СИМ, а число таких устройств, находящихся в прокате, к концу 2023-го достигло 332 тыс. (+75,3% за год). Кстати, так называемые электровелосипеды, массово эксплуатируемые курьерами-доставщиками, к СИМ не относятся: их к этой категории причисляют те, кто не вчитался в российские ПДД. В большинстве случаев такие агрегаты на поверку оказываются электромопедами, которым по тротуарам ездить не положено.
Согласно статистике «Платформы ОФД», в 2024 году число поездок на арендованных электросамокатах (самый популярный вид СИМ) в России выросло примерно на 22% по отношению к прошлому году. По подсчетам «Трушеринга», выручка российских операторов кикшеринга (проката электросамокатов) за 2024 год составила 31,2 млрд руб., а к 2027-му ожидается ее рост до 53,6 млрд руб. В одной только Москве за шесть месяцев 2025 года, с начала сезона проката в середине марта по середину сентября, пользователи кикшеринга совершили 57 млн поездок (+2 млн год к году).
В феврале 2025 года в Мосгордуме сообщали, что в Москве ежедневно работают более 25 тыс. доставщиков продуктов и товаров на дом, которые ежедневно совершают 650 тыс. поездок на электровелосипедах. Услугами таких курьеров на тот момент пользовались более 76% москвичей. В ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний МАКС считают, что в столице насчитывается 35–40 тыс. электровелодоставщиков, в Санкт-Петербурге — 14 тыс.
Жертвой роста микромобильности становится дорожная безопасность: по итогам 2024 года в России зарегистрировано 4426 ДТП с участием СИМ, что на 42,8% больше, чем годом ранее. Об этом в апреле 2025-го сообщили в Научном центре безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России. По его данным, погибли в таких происшествиях 54 человека (+25% год к году), пострадал 4591 человек (+44,5%).
В НЦ БДД также представили статистику ДТП с электровелосипедами, которые, согласно российским ПДД, к СИМ не относятся, а приравниваются к моторизованным велосипедам (это следует из пункта ПДД РФ 1.2, где приведены определения терминов «велосипед» и «СИМ»). Инцидентов с таким транспортом в 2024 году было зарегистрировано 1254, в них погибли 34 человека, 1257 были ранены.
«Основная проблема — это курьеры служб доставки. Они ведут себя безобразно. Из 1254 ДТП с участием электровелосипедов в половине случаев участвовали доставщики», — заявлял начальник НЦ БДД МВД России Дмитрий Митрошин на пресс-конференции в апреле 2025 года.
Мировая практика
Родина кикшеринга — США: первые стартапы Bird и Lime появились в 2017 году в Сан-Франциско, а уже на следующий год стали «единорогами». Тогда же у них стали появляться последователи, а по стране прокатилась волна резонансных ДТП с СИМ. Она сопровождалась крупными выплатами кикшеринговых операторов и приостановкой их деятельности в ряде городов до разработки законодательных норм.
Уже к началу 2021-го ограничения на использование электросамокатов действовали в каждом штате. Отличались они скоростными ограничениями (от 24 км/ч в Калифорнии до 48 км/ч во Флориде), возрастным цензом (от 12 лет в Мичигане до 16 лет в Неваде), а также правилами использования на дорогах и тротуарах (в Вашингтоне самокатчикам нельзя на тротуар, в Пенсильвании — на проезжую часть). В ряде штатов (Алабама, Калифорния и Аляска) для езды на электросамокате требуются водительские права.
В Европе аналогичное регулирование стало появляться в 2019 году: во Франции запретили электросамокаты на тротуарах и ограничили их скорость 25 км/ч (со штрафом за превышение в €1,5 тыс.), а в Германии — 20 км/ч. В Чехии с 2019 года электросамокаты официально разрешили использовать на тротуарах и велодорожках (с ограничением скорости в 25 км/ч), однако к 2021-му запрет на езду по тротуарам все же ввели. В Испании, Эстонии и Латвии регулировать движение электросамокатов стали с 2021 года: скорость ограничили 25 км/ч, запретили пользоваться на ходу телефоном и обязали оснащать транспортное средство фонарями.
С 2019-го запрет на езду электросамокатов по тротуарам действует в Перу и Сингапуре, а в Новой Зеландии это разрешено, но на скорости не выше 20 км/ч и с 14 лет. В Австралии ограничения разнятся в зависимости от штата — например, в Южной Австралии можно кататься только по велодорожкам на скорости до 15 км/ч, а в Новом Южном Уэльсе электросамокаты вообще запрещены (но ими можно пользоваться на частных территориях).
Путь запретов в разное время предпочли и власти ряда отдельных городов по всему миру: на улицах Торонто электросамокатами пользоваться нельзя совсем (исключение — частные территории), а в Мельбурне и Париже запрещен кикшеринг. Такой же запрет в октябре 2025 года приняли власти Праги — он вступит в силу с 1 января 2026-го.
Иной дорогой пошли Стокгольм и Вена, которые предпочли интегрировать кикшеринг в городское пространство, пусть и с жесткими ограничениями. С января 2022 года власти Стокгольма ограничили число операторов и эксплуатируемых самокатов, в результате компаний стало не восемь, а три, а транспортных средств — не 23 тыс., а 12 тыс. Вдобавок были введены правила парковки, штрафы и сбор с оператора в €140 за каждое транспортное средство. В Вене же установили лимиты на число СИМ, которое может эксплуатировать один оператор, — не более 1,5 тыс., запретили парковку вне специальных зон и ввели госрегистрацию с выдачей идентификационных номеров.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин отмечает, что сегодня в России контроль за электросамокатами осуществляют исключительно сами сервисы кикшеринга: «Сервисы вешают на свои самокаты собственные номера, принимают и обрабатывают жалобы, выписывают своим же клиентам штрафы, ограничивают скорость устройств через IoT-модули. Фактически в условиях отсутствия должного регулирования бизнес берет на себя функции государства».
Те же, кто пользуется собственными, а не арендованными устройствами, ни под какой контроль фактически не подпадают.
«Американский рэпер Снуп Дог выкладывал видео с комментарием „True Gangsta“ про российского электросамокатчика, который ушел от полицейских. Понятно, что самокатчиков полицейские ловить просто не будут. Что, если нарушитель, уходя от погони, попадет под колеса и умрет? Инспектор просто замучается оправдываться», — говорит Шапарин.
Полный запрет электросамокатов не самое лучшее решение, ведь большинство людей пользуются ими вовсе не ради развлечения, а в качестве полноценного городского транспорта наряду с общественным. Особенно когда последнего не хватает
«Вирусятся ролики с сотнями электросамокатов, сваленных поперек пешеходной части у входов в метро в крупных городах. Происходит это потому, что многие не хотят в час пик стоять в очереди на автобус или маршрутку из своего спального района до ближайшей станции. А если мы говорим про регионы, где в принципе нет изобилия и предсказуемости столичного общественного транспорта, то там электросамокат превратился в единственный способ добраться из точки А в точку Б», — отмечает директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.
По ее словам, первоочередным шагом для полноценной интеграции СИМ в городскую среду должно стать развитие инфраструктуры — велодорожек, по которым могли бы перемещаться пользователи СИМ наряду с велосипедистами, чтобы не мешать пешеходам и водителям. К большим капитальным расходам это не приведет, отмечает эксперт, ведь для создания велодорожки достаточно разметить соответствующим образом часть тротуара и разработать проект организации дорожного движения. Вдобавок к этому в Ассоциации операторов микромобильности призывают ввести обязательную сертификацию и госрегистрацию частных СИМ, выстроить должный надзор и контроль за нарушителями, существенно повысить штрафы.
Что есть СИМ
А вот в Китае электросамокаты де-факто запрещены: такой категории транспортных средств в китайских ПДД попросту нет, поэтому использование электросамокатов где бы то ни было за пределами частных территорий грозит штрафом и конфискацией. Впрочем, КНР славится бурным развитием другого электрифицированного двухколесного транспорта — электровелосипедов.
Их родиной Поднебесная стала еще в 1990-х.
Проблемы, с которыми российские пешеходы сталкиваются сегодня из-за велодоставщиков, изобрели, научились решать и теперь экспортируют по всему миру именно китайцы
Так, если в 2003 году в стране было продано 7,5 млн электрических велосипедов, то в 2015-м — уже 35 млн. К этому времени общий парк устройств в эксплуатации составлял 200 млн штук, а к 2022 году разросся до 350 млн.
Ответом на этот вызов стало жесткое регулирование. Так, все электровелосипеды в Китае подлежат обязательной регистрации с присвоением номерных знаков. Сделать это можно только при соблюдении требований к транспортному средству:
- максимальная скорость — 25 км/ч, при превышении которой двигатель должен автоматически отключаться (разогнаться быстрее можно, но только крутя педали);
- вес — не более 55 кг (включая аккумулятор);
- мощность двигателя — не выше 0,4 кВт;
- напряжение батареи — до 48 В.
Водитель такого транспортного средства может передвигаться только по велодорожкам и правой полосе проезжей части, а движение по тротуарам запрещено.
Все, что имеет два колеса, двигатель и превышает характеристики электровелосипеда, по китайскому законодательству считается мопедом или мотоциклом, требует водительских прав и может ездить только по проезжей части.
Российские ПДД устроены аналогичным образом: в них указано, что велосипед может иметь электродвигатель мощностью, «не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч», тогда как двухколесное транспортное средство с максимальной скоростью до 50 км/ч и мощностью двигателя от 0,25 до 4 кВт — это уже мопед.
При этом в Китае за поставку устройства с характеристиками мопеда под видом велосипеда предусмотрена административная ответственность. Но никто не мешает продавать такие устройства в других странах, включая Россию. Как может убедиться любой читатель, сейчас на крупнейших российских маркетплейсах в продаже можно найти множество «электровелосипедов» с характеристиками мопедов: мощностью двигателя свыше 0,25 кВт и максимальной скоростью более 25 км/ч (зачастую превышение обоих показателей — в разы). Подавляющее большинство таких устройств — именно китайского производства.
Неудивительно, что в ходе рейдов по выявлению нарушений ПДД курьерами в Москве и Санкт-Петербурге в 2025 году сотрудники Госавтоинспекции выявляли и изымали большое количество агрегатов с характеристиками мопедов, на которых ездили без прав и по тротуарам. Так, по сообщению РБК, в один из мартовских дней в Петербурге было проверено почти 200 электровелосипедов, более 160 из которых оказалось изъято из-за превышения нормы мощности. При этом зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов жаловался газете «Известия», что и торговые компании, и сами курьеры удаляют с курьерского транспорта маркировку с обозначением мощности двигателя, что осложняет инспекторам ГИБДД фиксацию нарушений.
Судьба тротуара
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов сообщил «Эксперту», что продажа мопеда под видом велосипеда — это нарушение: «Все маркетплейсы, работающие в России, обязаны соблюдать российское законодательство, включая правила о классификации товаров и защите прав потребителей. На наш взгляд, дополнительным фильтром к появлению на рынке ТС, не соответствующих определению электровелосипеда, может стать их обязательная сертификация».
Проблему элетрокурьеров в АКИТ предлагают решать комплексно, а в качестве примера приводят стандарты работы курьеров, в порядке эксперимента действующие в Москве. Так, с 1 октября 2024 года стали обязательны номерные знаки на транспорте и термосумках, а также светоотражатели на форме. Технические требования к транспорту, его скорости (не выше 25 км/ч) и обязательная регистрация в комплексной информационной системе «Аналитика работы такси» (КИС АРТ) вступили в силу 1 мая 2025 года.
Брать пример с Москвы призывает и президент ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний МАКС Александр Митюков. По его словам, запрещать передвижение электрокурьеров по тротуарам и пешеходным частям не стоит, поскольку это «однозначно приведет к увеличению загруженности городских магистралей и повышению уровня аварийности на дорогах».
Антон Шапарин возражает: по его словам, московский эксперимент с регистрацией курьеров в КИС АРТ не является полноценной заменой обязательной сертификации и госрегистрации транспортных средств.
«Та ли мощность у двигателя электровелосипеда, тот ли человек за рулем, те ли знаки? Фактически никто это не контролирует. Только обязательная сертификация ТС с последующей госрегистрацией позволит осуществлять должный надзор и контроль. В том числе полноценно задействовать систему фотовидеофиксации, выписывать штрафы», — подчеркивает он.
Научный руководитель факультета городского и регионального развития Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин тоже возражает: «Как называется то или иное средство, на котором развозят продукты, мне как обывателю решительно все равно. Как транспортный ученый я, конечно, различия понимаю. Но, по существу, что электровелосипед, что мопед — и то и другое очень мало отличается от мотоцикла с багажником. Их необходимо убрать с тротуаров».
Проблема СИМ и доставщиков на тротуарах стала настолько острой, что к ее обсуждению подключился даже Совет по правам человека (СПЧ). В октябре ведомство направило правительству РФ предложение убрать с тротуаров любые транспортные средства с моторами и сиденьями, за исключением моторизованных инвалидных колясок.
«Если транспортное средство имеет сиденье и мотор, то оно должно квалифицироваться как мопед или мотоцикл. Движение таких транспортных средств по пешеходным зонам, тротуарам и велопешеходным дорожкам должно быть полностью запрещено, а для управления ими необходимо иметь государственные регистрационные знаки и водительское удостоверение категории „А“ или „М“. Это позволит осуществлять контроль за соблюдением ПДД курьерским транспортом при помощи дорожных камер», — говорится в письме СПЧ вице-премьеру РФ Виталию Савельеву.
Такие изменения предлагается обеспечить нормами административной ответственности за управление мопедами без водительского удостоверения и постановки на учет. Фактически в СПЧ предлагают перенять опыт Китая — и это кажется разумным, учитывая, что электровелосипеды пришли к нам оттуда.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag