Кого мы потеряем и почему
Авиационный рынок России ждет постепенная консолидация небольших перевозчиков с парком в несколько самолетов, которые обслуживают 6% пассажиропотока. Об этом рассказал глава Росавиации Дмитрий Ядров журналистам в кулуарах форума «Транспорт России».
«Никакой задачи искусственно сокращать количество перевозчиков нет. Это произойдет само собой, за счет объединения участников рынка, их консолидации», — рассказал Дмитрий Ядров. По его словам, сейчас в России существует 118 авиакомпаний. Около 94% всех пассажиров перевозят 15 крупнейших перевозчиков, а 6% пассажиров — все остальные эксплуатанты.
Лидеры перевозок
Топ-15 авиакомпаний по перевозкам пассажиров — это «Аэрофлот», «Победа», S7, «Россия», «Уральские авиалинии», Utair, Nordwind, Smartavia, Red Wings, Azur air, «Азимут», «Аврора», «Ямал», «ИрАэро», NordStar. По итогам 2024 г. российские авиаперевозчики обслужили 111,3 млн пассажиров, около 104,6 млн из которых — вышеупомянутые компании. С января по сентябрь текущего года авиакомпании перевезли около 84 млн пассажиров, отчиталась Росавиация.
В России много региональных компаний, которые остались после развала Советского Союза. В регионах существовали авиаотряды, на базе которых и появились региональные перевозчики, напомнил глава Росавиации. Кроме того, в 2000-х был всплеск рождаемости авиакомпаний, добавил он. Впоследствии власти ввели требования, определяющие минимальное количество воздушных судов, которые должны быть у авиакомпании, чтобы она получила сертификат эксплуатанта.
Требования по минимальному количеству самолетов
Перевозчик для выполнения регулярных коммерческих пассажирских рейсов сегодня должен иметь не менее 6 самолетов более чем с 55 креслами, следует из приказа Минтранса № 10 от 12 января 2022 г. Однако, если суда зарегистрированы в российском госреестре воздушных судов и их возраст не превышает 5 лет, то допустимо иметь 3 самолета в парке для регистрации перевозчика. Кроме того, можно иметь только 3 судна с количеством пассажирских мест до 55. Для чартерных авиаперевозок эксплуатант может иметь также «не менее трех» судов на более чем 55 кресел, следует из приказа.
Еще одним фактором консолидации рынка станет более массовое использование легализованного в 2024 году механизма «мокрого» лизинга воздушных судов, считает господин Ядров. Механизм «мокрого» лизинга позволит мелким авиакомпаниям зарабатывать, крупным — наращивать пассажиропоток, более качественно, в интересах пассажиров, присутствовать на своих маршрутах, сообщил журналистам руководитель агентства воздушного транспорта. Механизм позволяет лизингодателю увеличить доходы (за счет сдачи судна в аренду), а эксплуатирующей стороне — перераспределить суда на нужные маршруты, чтобы нарастить кресельную загрузку и, следственно, пассажиропоток, пояснил Дмитрий Ядров.
Что такое «мокрый» лизинг
Механизм «мокрого» лизинга представляет собой сдачу самолетов в аренду вместе с экипажем. О сделке между «Аэрофлотом» и iFly (последняя передала в аренду три Airbus A330) стало известно в конце 2024 г., она стала первой на российском рынке (и пока остается единственной). Первый рейс был выполнен 15 декабря по маршруту Москва-Хабаровск. IFly в I квартале 2025 г. нарастила выручку в 3 раза в годовом выражении, до более 2 млрд руб.
Быть или не быть объединению
Объединяться в нынешних условиях авиакомпании не будут, в этом нет смысла, уверен председатель «Ассоциации малых авиационных предприятий» (МАЛАП) Сергей Детенышев. Речь, вероятно, идет не о консолидации, а о сокращении числа авиакомпаний из-за постепенного неизбежного выбытия парка старых советских самолетов типа Ан-2, Ан-24/26, Як-40 и других, эксплуатируемых на местных и региональных линиях. Региональная авиация деградирует, причина тому — невозможность заменить устаревшие самолеты на зарубежные аналоги из-за санкций, сдвиг производства отечественных судов, сокращение объемов бюджетного субсидирования авиаперевозок по причине растущего дефицита бюджета, считает Сергей Детенышев.
Основатель портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин не согласен с этим. «Консолидация — естественный процесс, количество этих „бэби флотов“ явно избыточно для отрасли, это не вымирание, а оптимизация лишнего и повышение эффективности за счёт увеличения размера флота (у более крупных перевозчиков. — „Эксперт“), сокращения дефицита кадров», — говорит он. Удачным Илья Шатилин называет слияние «дочек» «Аэрофлота» в 2016 г. — «России», «Оренбургских авиалиний», «Донавиа». Также Utair в 2018 году брала у «ИрАэро» три SSJ-100 в «мокрый» лизинг, напомнил эксперт. Smartavia и Red Wings начинали подготовку к объединению в 2017 г., однако в 2019 г. этот вопрос уже не рассматривался. Объединяться могут в принципе любые региональные авиакомпании, считает Илья Шатилин.
«Консолидация авиакомпаний — скорее исключение, чем правило на российском авиарынке, однако сейчас вероятность объединений увеличивается, — считает исполнительный директор агентства „АвиаПорт“ Олег Пантелеев. — Обычно неэффективный перевозчик просто банкротился, а остальные захватывали освободившиеся ниши. Или другой вариант: недавно Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта на коммерческие перевозки у авиакомпании „Ангара“, и сейчас для рынка большую ценность представляют Ан-24 этого перевозчика, ряд авиакомпаний ведут переговоры по приобретению этих машин. Кроме того, закрытию региональных или местных перевозчиков могут противиться губернаторы соответствующих регионов, ведь от этого пострадает локальная маршрутная сеть».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag