Интервью

Грузы не вывозят обязательств

Внедрение «вези или плати» на железной дороге вновь притормозили

Грузы не вывозят обязательств
Фото: Виталий Невар/ТАСС
Министерство промышленности и торговли выступило с критикой планов ввести принцип «вези или плати» для грузоперевозок по железной дороге. Совещание по этой теме прошло в Минтрансе в середине августа. На фиксации обязательств грузоотправителей по объемам отгрузки настаивает госмонополия РЖД, у которой падают объемы перевозок, особенно стройматериалов и промышленного сырья. Одной из причин в РЖД называют непредъявление согласованных заранее объемов грузов. Грузоотправители, в свою очередь, опасаются появления «платного», дискриминирующего доступа к железной дороге.

Минпромторг на совещании в Минтрансе 14 августа выступил против внедрения принципа «вези или плати» (ship or pay) для грузоперевозок на железной дороге, рассказали два источника «Эксперта» в органах власти и подтвердил собеседник в одном из крупных грузоотправителей. Источник в Минпромторге сказал, что ведомство сформировало жесткую отрицательную позицию по этому вопросу. Почему ведомство возражает против предложений РЖД, он не пояснил.

Двое собеседников заявили, что инициатива РЖД «снята с повестки». Однако источник, близкий к правительству, опроверг это: «Решение пока не принято».

РЖД не первый год настаивает на законодательном закреплении принципа «вези или плати» для железной дороги. Он подразумевает оплату всего объема грузов, согласованных РЖД к перевозке независимо от того, был ли он отгружен по факту или нет. Аналог («бери или плати», take or pay) применяется, например, в долгосрочных газовых контрактах — потребитель платит за весь законтрактованный объем, независимо от реальных поставок.

Принцип «вези или плати» предполагает взаимную ответственность со стороны РЖД — компания будет обязана оплатить неустойку отправителю за неперевозку согласованного объема, следует из подготовленного текста законопроекта (есть у «Эксперта»). «Долгосрочные договоры об организации перевозок заключаются не менее чем на один год, если иное не установлено соглашением сторон», — говорится в законопроекте. При этом из текста поправок следует, что на лимитирующих направлениях (с ограничением пропускной способности) определять, для каких грузов будет применяться принцип «вези или плати», должно правительство. Проект вносит изменения в «Устав железнодорожного транспорта».

Представитель Минпромторга переадресовал вопросы «Эксперта» в Минтранс. Там на запрос не ответили, как и в Минэнерго, Минэке, ФАС и пресс-службе правительства.

Без гарантии отгрузок

РЖД усиленно лоббировали внедрение «вези или плати» в том числе в связи с участившимися случаями непредъявления грузоотправителями согласованных для перевозки объемов. В начале 2025 г. это касалось в основном строительных грузов (песок, щебень, цемент), а с лета отказываться от перевозки по согласованным заявкам стали и угольные компании Кемеровской области-Кузбасса, информировал в июле заместитель гендиректора РЖД Михаил Глазков. Как сообщал «Эксперт», тогда железнодорожники оценивали объем «потерянных» грузов в 127 млн т с начала года. За семь месяцев 2025 г. погрузка на сети РЖД, то есть весь объем перевезенных грузов без учета транзита, снизилась на 7,3% год к году до 646,6 млн т.

Сегодня у РЖД нет гарантий от грузоотправителя по предъявлению грузов к перевозке. «Такие гарантии позволили бы загружать инфраструктурные мощности, что создаст условия для более динамичного развития железнодорожной инфраструктуры», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. В проекте отмечается, что этот подход поможет выполнить поручение президента России от 7 мая 2025 г. о гарантированном вывозе угля из Хакасии на экспорт в восточном направлении (планируется вывезти 9,7 млн т). Необходимость заключения договора «вези или плати» с Хакасией также зафиксирована в протоколе по итогам майского совещания в правительстве о развитии угольной отрасли, утверждает источник «Эксперта». До текущего года у шести угольных регионов, включая Кемеровскую область и Республику Хакасия, были соглашения с РЖД о гарантированном вывозе угля на экспорт — на 2024 г. объем составлял около 100 млн т. Но на 2025 г. оно было заключено только с Кузбассом — на вывоз 54,1 млн т.

В пояснительной записке к законопроекту также говорится, что компания РЖД должна будет заключить договор «вези или плати» с «Азербайджанскими железными дорогами» для развития международного транспортного коридора «Север — Юг» (маршрут между Россией, Индией, Ираном и соседними странами). Основным условием этого договора является предоставление российской железнодорожной монополией в адрес партнера гарантий объемов перевозки грузов, следует из документа.

В пресс-службе РЖД «Эксперту» заявили, что завышение объема заявок над имеющейся грузовой базой, которое практикуют сейчас некоторые грузоотправители, снижает возможности приема к перевозке иных грузов. Реализация принципа «вези или плати» позволила бы избежать намеренного искажения объема потребности в перевозках, повысить прогнозируемость грузопотоков, обеспечить гарантии окупаемости инвестпроектов по развитию инфраструктуры и в целом увеличить эффективность работы железнодорожного транспорта, считают в РЖД.

«Эксперт» также направил запросы крупнейшим производителям угля, металлов, удобрений и компаниям-операторам грузовых вагонов.

Риски и возможности

Инициатива РЖД неоднократно выносилась в публичное поле и на межведомственный уровень в правительстве. При ее обсуждении грузоотправители традиционно указывают на риск нарушения базового принципа перевозок — недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре. Сейчас перевозки осуществляются в соответствии с Правилами недискриминационного доступа (ПНД) — именно они устанавливают очередность вывоза тех или иных грузов.

«В конечном счете существует риск ограничения или потери доступа к инфраструктуре для грузоотправителей, которые по тем или иным основаниям не перейдут на долгосрочные договоры „вези или плати“», — сообщала в июле Российская ассоциация производителей удобрений в письме в Минсельхоз, которое цитировал РБК (документ также есть у «Эксперта»). На такие риски обращают внимание также источники «Эксперта» среди грузоотправителей и операторов вагонов.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что соглашения «бери или плати» уже применяются при продаже электроэнергии и газа. Но собеседник «Эксперта» в крупной компании-грузоотправителе считает, что сравнивать рынок перевозок с поставками электроэнергии и газа некорректно. «Электроэнергетика и газоснабжение — отрасли с непрерывным, неаккумулируемым и технологически критичным ресурсом, где потребитель не имеет альтернативных каналов его получения. Железнодорожная перевозка не обладает такими свойствами: услуга может быть гибко перенесена или заменена, спрос подвержен значительным колебаниям, а сбои часто связаны с самим перевозчиком», — подчеркнул он. Источник добавил, что в федеральном законодательстве уже предусмотрена возможность грузоотправителей и перевозчика включать в долгосрочные договоры «иные условия» организации перевозок.

Заключая долгосрочные соглашения, клиенты РЖД хотели бы получить гарантии не только вывоза объемов, но и фиксации тарифа на перевозки на определенном уровне, например, по формуле цены, добавил собеседник «Эксперта» в другой компании.

С одной стороны, механизм «вези или плати» правильный, он позволит РЖД заниматься стратегическим планированием — от загрузки инфраструктуры до использования локомотивов, отметил партнер по консалтингу NEFT Research Александр Котов. С другой, обсуждаемый вариант схемы, по его мнению, не учитывает интересы операторов подвижного состава. «Де-факто именно операторы предъявляют подвижной состав грузоотправителю для отправки. Интегрировав в механизм операторов, монополия упростила бы себе задачу, продавая им некую провозную квоту, а работу по взаимодействию с многочисленными грузоотправителями брали бы на себя уже сами операторы», — пояснил эксперт.

Вместе с тем, Михаил Глазков из РЖД заявлял в интервью «Коммерсанту», что отдельные операторы не заинтересованы в ускорении оборота вагона, а видят выгоду лишь в увеличении парка.

«Вези или плати» — аналог классического договора take-or-pay, и обычно используется в качестве инструмента привлечения более выгодного финансирования для инвестпроектов, отметила основатель N.Trans Lab Мария Никитина. По ее мнению, в таком виде механизм будет полезен РЖД — он гарантирует стабильность бизнеса компании в долгосрочной и среднесрочных перспективах. Но монополия, по ее словам, судя по всему, рассматривает его как метод борьбы с «оверзаказами» (перезакладывание объемов) на стадии планирования. Эту проблему, по мнению Никитиной, можно решить другими способами — например, ростом штрафов за инфлированные заявки. Реальные причины завышения объемов со стороны грузоотправителей, по словам эксперта, в усилении дефицита железнодорожной инфраструктуры и массовом развороте экспорта на восток.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 22 окт 00:10
Почему малые аэропорты недовольны правилами нового авиационного платежа
Промышленность, 13 окт 00:10
ФАС обнародовала новую формулу расчета тарифов РЖД
Операторы грузовых вагонов пожаловались на новые правила РЖД по работе с порожняком
Промышленность, 22 сен 12:33
Это первая кадровая перестановка при новом министре Андрее Никитине
Свежие материалы
Предприниматели оценили перспективы
Промышленность,
Как реальный сектор экономики реагирует на риски
Маркировка получила отсрочку
Промышленность,
Импортные товары будут оформлять уже в России
Чем обернется повышение транспортного налога в регионах?
Аналитика,
Оптимальный шаг, но не 100%-е решение