Интервью

Lada разъезжается по миру

ВАЗ сокращает присутствие на отечественном рынке из-за китайской экспансии

Lada разъезжается по миру
Фото: Павел Ворожцов/ТАСС
«АвтоВАЗ» по итогам 2024 г. сократил долю продаж в России с 31 до 27%. При этом производство выросло до рекордных 525 тыс. автомобилей. Для наращивания продаж в 2025 г. компания планирует увеличивать объемы экспорта, разрабатывать новые коммерческие модели и запускает собственную лизинговую компанию.

Итоги 2024 года

Крупнейший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ» по итогам 2024 г. увеличил продажи автомобилей на 30% по сравнению с 2023 г., до 459 тыс. автомобилей, рассказал 15 января, в ходе ежегодной конференции производителя, вице-президент компании по продажам и маркетингу Дмитрий Костромин. При этом весь рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей вырос в прошлом году на 46%, до 1,68 млн машин, по данным компании.

«АвтоВАЗ» также вышел на рекордные за последние 10 лет объемы производства: с конвейеров производственных площадок компании сошло более 525 тыс. автомобилей, что на 40% больше результата 2023 г., рассказал на конференции президент компании Максим Соколов. Почти 230 тыс. из этого объема — это Lada Granta, более 132 тыс. — Vesta и более 110 тыс. — Niva Legend и Travel.

Еще около 21 тыс. машин ВАЗ поставил на экспортные рынки. В результате у дилеров осталось 45 тыс. Нераспроданных Lada. Для сравнения: по предварительным оценкам, у всех китайских марок на складах в России до 360 тыс. автомобилей. С учетом доли рынка затоваривание у китайских импортеров ощутимо выше.

Вместе с тем доля ВАЗа на российском авторынке по итогам прошлого года уменьшилась: с 31% в 2023 г. до 27%, отчиталась компания. Доля Granta сократилась до 12,2% (с 18% в 2023 г.), Niva Legend — c 3,7 до 2,9%, доля Niva Travel потеряла 1,2 процентного пункта, снизившись до 3,1%. При этом доля флагманских седанов Lada Vesta, напротив, выросла с 4,3 до 7,3%, а перезапуск производства универсалов Largus в Ижевске в феврале прошлого года принес еще 22 тыс. проданных автомобилей, в результате чего доля Largus на рынке подросла с практически нулевой в 2023 г. до 1,3%.

В конце ноябре ВАЗ также начал отгрузки в дилерскую сеть своей новой бизнес-модели Lada Aura. Но, по словам Дмитрия Костромина, подводить даже предварительные итоги этих продаж пока рано в связи с изрядным количеством праздничных дней в январе и соответствующим снижением активности авторынка.

Показатели по выпуску автомобилей марки Xcite на бывшем питерском заводе Nissan (ныне «Автозавод Санкт-Петербург») руководство ВАЗа не привело. В компании утверждают, что передали завод в собственность государства. Его председателем директоров, согласно отчетности завода за 2023 г., является Максим Соколов.

В целом руководство автоконцерна довольно результатами прошлого года несмотря на снижение доли продаж. «Производство побило рекорды последнего десятилетия, — заявил Максим Соколов. — Теперь наша основная задача — удержать это лидерство. В первую очередь это зависит не от наших возможностей, как это было в 2022–2023 годах и даже в 2024-м, а от рыночной ситуации».

По поводу снижения доли продаж Lada Соколов в комментариях журналистам отметил, что этот показатель брать во внимание на волатильном рынке не стоит.

«Снижение доли ВАЗа произошло из-за продолжавшегося в 2024 году расширения модельных рядов китайских марок», — отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Многие «китайцы», например, вывели на рынок седаны. Он считает, что нарастить долю российский производитель может только при значительном расширении и обновлении модельного ряда.

Планы на 2025 год

Но сильное расширение модельного ряда в этом году, по-видимому, не планируется. Кроме уже анонсированного ранее запуска производства новой Lada Iskra (запуск намечен на начало этого года) производитель будет предлагать новые комплектации текущего модельного ряда. В планах также сохраняется презентация на ПМЭФ нового кроссовера.

Планируется также ремоторизировать семейство автомобилей Niva, установив на машины двигатель объемом 1,8 литра. По словам Дмитрия Костромина, Niva с новым восьмиклапанным мотором будет по управляемости соответствовать «абсолютно новому автомобилю». «Будет 108 лошадиных сил и, что самое главное, будет повышенный крутящий момент. Это то, что требуется Ниве», — рассказал Костромин «Эксперту». Сейчас на машины устанавливают классический мотор ВАЗ-2123 (под этим индексом выпускалась Chevrolet Niva), имеющий мощность 80 л.с. и крутящий момент 127 Нм.

Также производитель неожиданно анонсировал разработку новых коммерческих автомобилей под отдельным брендом, но подробности не раскрыл. «Мы проинвестировали в развитие нашего дочернего предприятия „ВИС-АВТО“, которое расположено тоже в Тольятти, для развития и его продуктового ряда, который сейчас выпускается на базе Granta и Niva, и для увеличения выпуска новой продукции. В новогодние праздники там было запущено окрасочное производство. Фактически же там может быть использована модель полного цикла. То есть „АвтоВАЗ“ будет туда направлять только кузова. Там же можно развивать и новую коммерческую линейку техники», — рассказал Максим Соколов журналистам. Новые коммерческие модели будут создаваться в партнерстве с иностранцами, уточнил он.

Наконец, производитель планирует в 2025 г. продолжать наращивать экспортные поставки. В 2024 г. экспорт, по словам Соколова, уже вырос в 4 раза, до 20 тыс. автомобилей. «Мы развили новые направления, такие как Иран, ОАЭ, — сказал он. — Восстановили и поставки на Кубу, в Ливан и ряд других направлений». Всего автомобили Lada поставляются в 20 стран мира, следует из презентации «АвтоВАЗа».

Отраслевые аналитики прогнозируют снижение продаж автомобилей в 2025 г. в России. По прогнозу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), они могут просесть на 15%, до 1,4 млн автомобилей. Это совпадает и с базовым прогнозом агентства «Автостат» (1,43 млн штук на 2025 г.). Развитие рынка сдерживает высокая ключевая ставка, отмечают все аналитики.

Поэтому «АвтоВАЗ» пока не повышает производственный план на текущий год: планируется собрать всё те же 500 тыс. автомобилей. «Теперь это вопрос к рынку и к госполитике регулятора — чтобы наши расширенные мощности задействовать, — заявил Соколов журналистам. — Если будет поставлена задача достичь планки в 600 тысяч, мы достигнем, и даже 650 тыс. достигнем в две смены».

Ближайший конкурент «АвтоВАЗа» — это китайская марка Haval, у которой есть свой завод в Тульской области. Его продажи в прошлом году составили 190 тыс. машин (в 1,7 раза больше, чем в 2023 г.), по данным «Автостата». Причем производственная мощность завода была расширена в прошлом году на треть, до 200 тыс. автомобилей. Третью строчку по объемам реализации в РФ занимает «китаец» Chery (157 тыс. машин, +32%). Далее идут Geely с результатом в 149 тыс. проданных автомобилей (рост в 1,6 раза) и Changan — 106 тыс. машин (рост продаж более чем в 2 раза к 2023 г.). Как заявил Максим Соколов, если не будет введено особых льготных режимов для местных заводов других брендов, то «лидерству „АвтоВАЗа“ ничего не угрожает».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 26 сен 16:45
Юристы оценили последствия ужесточения экспорта производственного оборудования из Китая
Промышленность, 23 сен 21:00
Правительство может продлить запрет на экспорт бензина на октябрь и ввести аналогичную меру для дизеля
Промышленность, 24 апр 15:06
На Балтике наметился дефицит портовых мощностей
Промышленность, 10 мар 16:35
Самолету местных авиалиний нужны новый двигатель и винт
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда