Проезд без очереди
Согласно указу президента, ввоз товаров из Казахстана и Киргизии разрешается до 10 декабря без документов, подтверждающих статус товаров ЕАЭС, и без маркировки. Речь идет как о товарах, произведенных в ЕАЭС, так и импортированных из третьих стран и растаможенных в ЕАЭС (а фактически — в Киргизии и Казахстане). При этом получатель товара будет обязан письменно уведомить таможенный орган об обязательстве задекларировать такой товар и передать уведомление перевозчику, а также сообщить Минпромторгу свой налоговый ID «в целях маркировки ввезенных товаров». Партии таких товаров нужно направлять на склады временного хранения, говорится в указе. Таможенное декларирование по ним должно быть осуществлено до 27 декабря текущего года. Указ вступил в силу с момента его опубликования.
К документам ЕАЭС относятся, например, таможенная декларация о выпуске товаров для внутреннего потребления в одной из стран ЕАЭС, коммерческие и транспортные документы (накладные, инвойсы, упаковочные листы и т.д.) с отметкой о статусе товара «ЕАЭС», сертификат или декларация о происхождении товара — при необходимости подтверждения. Эти документы в обычном порядке оформляются до маркировки, поскольку именно они подтверждают, что товар уже введён в обращение в рамках ЕАЭС и может перемещаться без уплаты пошлин. Маркировка ряда товаров необходима для выпуска его в оборот конкретно на территории России.
«Решение связано с проблемой, возникшей на российско-казахстанской границе осенью 2025 года: в связи с усилением контроля и расширением обязательной маркировки товаров образовались задержки и очереди на переходах», — пояснил «Эксперту» руководитель Центра экономической интеграции Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Никита Пыжиков. Сложности, его словам, появились из-за того, что ряд перевозчиков из Казахстана и Киргизии не успевали получить документы, подтверждающие статус товаров ЕАЭС, либо нанести коды маркировки в системе «Честный знак». «Указ носит антикризисный характер — он нужен, чтобы разгрузить склады и дороги, не блокируя внутреннюю торговлю Союза, но при этом сохранить возможность последующего контроля со стороны ФТС России», — считает Никита Пыжиков.
Мера направлена на разрешение ситуации с застрявшими в Казахстане грузами, сообщили «Эксперту» в компании «Оптимальная логистика» (Optimalog). По словам вице-президента Ассоциации экспертов и импортеров Ирины Заседатель, маркировать товары будут уже на складах в России. Ранее наносить маркировку «Честный знак» можно было только на таможенных и свободных складах, а также в особых экономических зонах, теперь это разрешено делать и на складах временного хранения (СВХ), куда, согласно указу, должны доставляться товары.
Действие указа не распространяется на целые группы товаров: это агропродовольственная и пищевая продукция, живые животные, мясо, рыба, молочные и растительные товары, жиры, масла, напитки, алкоголь, табак и фармацевтика. Такая продукция подлежит ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-эпидемиологическому контролю, а часть её — обязательной маркировке в системе «Честный знак». Послабления в этих сегментах могут создать риски для здоровья населения и пополнить рынок фальсификата, поэтому контроль сохраняется в полном объёме, считает Никита Пыжиков.
Также исключены взрывчатые вещества, пиротехника, оружие и боеприпасы, а также некоторые химические реактивы и ферменты, средства связи и радиоэлектроники, авиаизделия и беспилотники, оптическое и медицинское оборудование, детские игрушки. «Любые послабления по этим категориям товаров могут привести к ввозу некондиционной или опасной продукции», — считает Никита Пыжиков.
«Эксперт» обратился за комментарием в пресс-службы ФТС, Минпромторга и Минтранса, но ответов к моменту публикации не получил.
Напомним, с конца сентября на погранпереходах между странами возникли значительные очереди, которые связаны с усиленными проверками таможенными службами Казахстана и России следующих в обе стороны грузов, подтверждает совладелец и замдиректора компании-перевозчика ПЭК Вадим Филатов. В очередях в сентябре простаивали до 3 тысяч транспортных средств с обеих сторон, говорит он. Сейчас самая напряженная ситуация сохраняется на многостороннем автомобильном пропускном пункте (МАПП) «Маштаково — Сырым», где в связи с необходимостью досмотров перед границей остановились около 1 тыс. машин. На МАПП «Кайрак — Бугристое», где действует электронная очередь, ситуация налаживается: глубина бронирования не превышает 3 суток.
Требуется разъяснение
В приграничных регионах (Оренбургская, Курганская, Омская, Челябинская области) работает более сотни СВХ, однако не все они оборудованы для маркировки товаров и работы с крупными партиями «немаркированного» импорта. При массовом ввозе товаров в декабре, в предновогодний период, возможна перегрузка складов и операторов маркировки, а также сбои в декларировании, опасается Никита Пыжиков.
Нововведения помогут облегчить ситуацию с заторами на границе и ввести товары без простоя на пунктах пропуска, считает Вадим Филатов из ПЭК: «Для бизнеса это означает возможность уменьшения сопутствующих расходов, хотя для полного решения проблемы потребуется согласованная работа таможенных органов и корректировка процедур». Но хватит ли ресурсов ФТС для сопровождения таких временно незадекларированных грузов, станет понятно только после окончания периода временных послаблений, отмечает Вадим Филатов.
По словам Ирины Заседатель из Ассоциации экспертов и импортеров, на практике реализация указа затруднена, ведь большинство фур содержат сборные грузы нескольких отправителей и получателей: «Не ясно, как действовать в случае, если уведомления о приеме товара получены не от всех получателей. Эти проблемы предстоит урегулировать через разъяснения ФТС».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag