Поставки из России сжиженных углеводородных газов (СУГ; смесь пропана и бутана), использующихся в качестве моторного топлива и сырья для нефтехимии, в январе — октябре 2025 г. незначительно снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 3,06 млн т (-1,3%). Об этом сообщили «Эксперту» в исследовательской группе «Петромаркет».
Старший консультант компании Александра Зубачева отметила, что потерь в физических объемах экспорта СУГ из России в 2025 г. «практически нет», несмотря на санкционные ограничения со стороны ЕС, действующие с декабря 2024 г. Напомним, что в прошлом году на европейские страны приходилось более половины всего экспорта российских СУГ. По итогам 2025 г. общий объем экспорта СУГ, вероятнее всего, останется на уровне 2024 г., прогнозирует Александра Зубачева.
На «неевропейские» направления за 10 месяцев 2025 г. пришлось около 76%, или 2,3 млн т СУГ против 45%, или 1,4 млн т за аналогичный период 2024 г. Самый большой объем поставок пришелся на Турцию — 757,7 тыс. т (рост год к году на 26%). А самый значительный прирост экспорта был зафиксирован в направлении стран Центральной Азии — поставки СУГ туда выросли в 2,7 раза год к году, до 496 тыс. т. Экспорт в Китай увеличились в 1,9 раза, до 644,6 тыс. т, в Афганистан — в 1,5 раза, до 377,6 тыс. т. Поставки СУГ на европейском направлении сократились на 56% и составили 746,9 тыс. т, а их доля в общем объеме экспорта снизилась до 24% с 55% в январе — октябре прошлого года.
Зачем нужны СУГ
Сжиженные углеводородные газы представляют собой смесь широкой фракции легких углеводородов (пропана и бутана), полученную из попутного нефтяного газа. Чаще всего СУГ используют в качестве автомобильного топлива, сырья для нефтехимической промышленности или для отопления домов. Объем производства сжиженных газов в России составляет около 17 млн т ежегодно. Крупнейшими производителями являются «Сибур» и «Газпром».
То, что структура экспорта российских СУГ значительно изменилась в 2025 г., подтверждают данные Национального биржевого ценового агентства, с которыми познакомился «Эксперт». В 2023 г. 59% поставок «топливных» СУГ (применяемых в качестве моторного топлива и для отопления зданий) из России шло в страны ЕС. В 2024 г. доля стран ЕС начала быстро сокращаться, снизившись до 39%. В 2025 г. уже более половины (54%) общего объема экспорта СУГ ушло в Центральную Азию. Также заметно выросла доля Китая — до 31%, на Турцию пришлось 9%, в ЕС поставок «топливных» СУГ не осуществлялось.
Партнер Kept, руководитель практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Максим Малков отметил, что на экспорт идет около 25% от производимых в России объемов сжиженных газов, большая часть потребляется внутри страны. При этом в Китае СУГ используют в основном в качестве сырья для нефтехимии, в Центральной Азии — как топливо.
«Поставки в КНР идут в основном с Амурского ГХК „Сибура“, а в Центральную Азию — с Оренбургского ГПЗ „Газпрома“, поэтому наращивание экспорта тесно связано с мощностями этих заводов. Логистика оттуда выстроена очень эффективно, так как это приграничные районы с коротким транспортным плечом, поставки выгодны российским производителям», — подчеркнул Максим Малков.
Сохранение определенного объема поставок сжиженных газов в Европу, о котором свидетельствуют данные «Петромаркета», связано с тем, что санкции ЕС не распространялись на два вида СУГ: нормальный бутан и изобутан, пояснил «Эксперту» заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. При этом в октябре 2025 г. в 19-й пакет санкций Евросоюза включили и эти виды СУГ, но с оговорками: до 25 января 2026 г. разрешены поставки нормального бутана и изобутана по контрактам, заключенным до 24 октября 2025 г., а Венгрия с 25 января по 25 июля следующего года получила возможность продолжать импорт российских СУГ для внутреннего использования.
Мировой рынок сжиженных газов является в целом достаточно гибким, а европейский рынок СУГ уже адаптировался к санкциям, отметил Дмитрий Гусев. Польша, которая ранее была крупнейшим импортером российских сжиженных газов в Европе (на нее приходилось до 40% поставок), уже заместила российское сырье американскими и норвежским. Дмитрий Гусев добавил, что пропан-бутановая смесь остается практически безальтернативным видом топлива для жилых домов в негазифицированных районах, а также дешевым моторным топливом. И в этом плане поставки из России были выгодны европейским странам.
Максим Малков обратил внимание, что глобальный рынок СУГ растет на 2–3% ежегодно благодаря увеличению спроса в газомоторном сегменте в Азии и в газохимии отдельных промышленно-развитых регионов. Российские СУГ, по мнению аналитика, очень конкурентоспособны по производственным издержкам, но пока проигрывают по доступности логистики. Он напомнил, что исторически экспортная инфраструктура была ориентирована на Европу, поэтому поставки СУГ в Азию, например, по морю, требуют более высоких логистических затрат.
«Логистика СУГ из европейской части России по железной дороге в азиатском направлении также ограничена свободными провозными мощностями. В то же время из крупных производственных и перевалочных объектов по СУГ на Востоке есть только Амурский ГХК. Нельзя забывать и про преобладающие потребности внутреннего рынка России», — заключил Максим Малков.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag