Интервью

С отрывом от традиционного производства

Кто быстрее всех растет в российской экономике

С отрывом от традиционного производства
Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Консалтинговая компания «Яков и партнеры» и организация «Деловая Россия» в совместном исследовании выявили в России 263 быстрорастущие компании (БРК). Их вклад в рост экономики в последнее десятилетие в 17 раз опережал влияние «традиционного» бизнеса, хотя их численность составляет менее 2% от всех предприятий страны. Наибольшее число БРК развиваются самостоятельно, на средства основателей, но 22% из них аффилированы с крупным бизнесом. Такие компании встречаются в разных отраслях, включая традиционные — торговлю, производство и даже строительство. Основным барьером для развития таких компаний является дефицит финансирования и кадров. Но именно БРК являются точками роста российской экономики, утверждают эксперты аналитики.

Чемпионы роста

Под быстрорастущими компаниями (БРК) понимаются организации, которые в начальный год подсчета (2013-й или 2018-й годы, анализ проводился за 2 периода) имели выручку от 1 млрд до 100 млрд руб. и в течение следующих 5 лет демонстрировали темпы роста выручки, превышающие инфляцию более чем на 20% не менее чем 4 года из 5. То есть эти компании являются достаточно крупными, чтобы вносить ощутимый вклад в развитие экономики, но еще не достигли таких масштабов, при которых их потенциал роста был бы исчерпан, поясняют в компании «Яков и партнеры».

БРК составляют менее 2% от общего числа компаний в России (3,5 млн). «ЯиП» разбил все 3,5 млн на три группы: первую условно обозначили как «ядро экономики»: это компании с выручкой от 1 до 100 млрд руб. хотя бы в одному из годов — 2013-м или 2018-м. Таких предприятий в России оказалось 15,3 тыс. Вторая группа — «перспективные», рост выручки хотя бы единожды превысил показатель «инфляция + 20%». Таких оказалось чуть более 10 тыс. И, наконец, «быстрорастущие » (263).

Несмотря на немногочисленность, вклад быстрорастущих компаний в рост российской экономики превышает их долю в структуре экономики в 5–50 раз: в среднем такие компании создавали около 23% от совокупного прироста выручки ежегодно, но в отдельные годы их вклад был более 50%. Отмечается также важная антикризисная роль таких предприятий: в период пандемии covid-19 они компенсировали более 50% снижения совокупной выручки всех предприятий в экономике. «Похоже, именно этот тип компаний — быстрорастущие — играет ключевую роль в преодолении и выходе из кризиса», — говорится в исследовании. Этот тезис подтверждается динамикой числа перспективных компаний: их количество выросло в 2018–2023 годах относительно 2013–2018 годов.

Помимо прямого экономического эффекта, БРК часто открывают новые возможности и «меняют мир к лучшему», говорится в исследовании. Полный перечень БРК авторы исследования не раскрывают. Приведены лишь некоторые примеры: «ВкусВилл», интернет-магазин «Диван.ру», сервис по поиску работы HeadHunter, сервис каршеринга «Делимобиль», московский медцентр «Клиника Фомина» и сеть детских клиник DocDeti, инвестиционно-консалтинговая Группа SRG и некоторые другие.

«Например, „ВкусВилл“ изменил отношение потребителей и бизнеса к свежим продуктам и здоровому питанию. Их успех на рынке стимулировал каждого крупного ритейлера в России организовать полку со свежими продуктами в каждом супермаркете», — утверждают аналитики «Яков и парнеры», а «Диван.ру» создала аналог IKEA в онлайн-формате на российском рынке.

Отраслевое распределение

Среди БРК 43% работают в отрасли торговли, 15% — в строительстве, 13% — в производственном секторе, 6% — транспортные компании, по 5% приходится на информационный сектор и «профессиональную деятельность», выяснили сотрудники «Яков и партнеры». Наибольшие сложности при переходе к быстрому росту испытывают, очевидно, именно промышленные компании. «Их масштабирование требует значительных инвестиций в новые мощности, и даже в периоды кризисов, когда возникают новые рыночные ниши, их освоение требует расширения производства, что занимает длительное время. Поэтому для них особенно критична доступность долгосрочного инвестиционного финансирования. В результате доля производственных компаний среди быстрорастущих значительно ниже их присутствия в экономике — 13% против 21–22%», — поясняют аналитики «Яков и партнеры».

Вероятность появления БРК-компаний выше в культуре и спорте, финансах и информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) за счет роста этих отраслей, подчеркивают консалтеры. Рост, в свою очередь, связан с интересом россиян к ставкам на спорт, с развитием лизинга как инструмента поставки техники; в ИКТ-сегменте рост обусловлен активным импортозамещением иностранного оборудования и ПО. И, напротив, самые скромные шансы остаться в «быстрорастущих» у компаний, занимающихся управлением недвижимостью, добычей, сельским хозяйством и оказанием жилищно-коммунальных услуг, выявили исследователи.

Барьеры развития

Поскольку быстрорастущие компании выбирают для себя самые маржинальные сегменты рынка, или создают новые рынки, то очевидным барьером является недостаток финансирования в секторах, где ценовая конкуренция играет более значимую роль, а именно — в производственном секторе. «Маржа у них не становится источником финансирования расширения как в других отраслях... Именно доступность финансирования для инвестиционного расширения определяет предел роста для многих компаний в обрабатывающей промышленности», — подчеркивается в исследовании.

Особенно остро чувствуется дефицит заемного капитала, эта проблема актуальна всегда, даже в периоды более низкой стоимости кредитов. «Банки неохотно работают с этим сегментом, считая такие компании слишком небольшими, молодыми и непредсказуемыми, особенно если они развивают новые ниши. Даже получение стандартного кредита на пополнение оборотных средств под уже заключенные контракты становится сложной задачей, пока компания не достигнет оборота 5–10 млрд рублей», — говорят аналитики.

Еще одним сдерживающим фактором для развития БРК является дефицит кадров. На этот фактор указали 39% из 40 опрошенных БРК. А 32% компаний отмечают нехватку не только кадров, но и их квалификации.

«Быстрорастущие компании действительно могут быть важным элементом долгосрочной стратегии развития страны, — признает специализирующаяся на сопровождении деятельности бизнеса юрист Наталия Поправко. — Однако есть риск, что часть таких компаний могут быть „проектными“, то есть созданными под конкретный рыночный запрос или временные условия (например, импортозамещение). Их устойчивость в долгосрочной перспективе требует отдельного анализа ». К тому же, быстрый рост не всегда означает стабильность: некоторые компании могут столкнуться с проблемами масштабирования или снижением динамики после насыщения ниши. Такой бизнес, безусловно, следует учитывать в стратегиях развития, но делать ставку только на него рискованно, признает юрист.

Автор телеграм-канала Truevalue, экономист Виктор Тунёв отметил, что ситуация, когда относительно небольшое число крупных быстрорастущих компаний вносит основной вклад в рост экономики, естественна: «Как правило, это лидеры в своих отраслях. Ориентироваться на планы развития этих компаний имеет смысл только в отраслевом разрезе или с точки зрения экспортного потенциала».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Рынок лизинга в России за полгода стремительно сократился
Как TNF меняет нефтегазовую отрасль
Как обеспечить Дальний Восток дешевой энергией
Промышленность, 29 авг 07:00
На фоне дефицита кадров бизнес снижает требования к соискателям
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда