Взрывной рост спроса на бытовые пылесосы произошел с началом массового использования, в первую очередь в США, ковролина. В СССР ковролин не получил распространения. Точнее, его просто не было. Альтернативой служил линолеум, который не требовал ухода пылесосом. Поэтому пылесос, как массовый товар, появился на прилавках советских магазинов позже холодильника и стиральной машины, на рубеже 50–60-х гг. и не был предметом первой необходимости.
Выколачивающие во дворе свои ковры жильцы — характерная зарисовка «советской» жизни. Зимой ковры чистили в снегу, используя сначала выбивалки, а потом их, перевернув лицевой стороной кверху, посыпали снегом и сметали его веником.
К 1970 г. пылесос купили лишь 16% городских семей, а в 1990 г., когда в 92 семьях из 100 имелись холодильники, в 75 — стиральные машины, только в 48 были пылесосы.
При этом, нельзя сказать, что пылесосов не хватало. С 1960 по 1967 гг. выпуск пылесосов вырос с 500 тыс. до более чем миллиона. В 1990 был достигнут рекорд — 5,7 млн штук.
Первые советские пылесосы — как и многая другая бытовая техника — представляли собою копии западных образцов. Разумеется, речи о покупки лицензии не шло. Использовался метод, как сейчас принято говорить, реверс-инжиниринга.
Первым массовым бытовым пылесосом стал «Днепр», выпускавшийся на Днепропетровском агрегатном заводе. Предприятие входило в Минавиапром, и изготовляло электродвигатели для оборудования самолетов. Вообще, выпуск пылесосов был привязан именно к предприятиям, специализирующимся на электромоторах, что вполне объяснимо. В Свердловске этот бытовой прибор собирали на предприятии «Уралэлектротяжмаш», в Прокопьевске на «Электромашине», в Миассе на «Миассэлектроппарате», в Серпухове на «Металлисте», в Медногорске на «Уралэлектромотор», в Ульяновске на «Электромаше».
Электромотор — «сердце» пылесоса, он приводит в действие центробежный насос. Практически любой советский пылесос был очень шумным, о том, что он включен, знали все соседи кругом, — малошумных электродвигателей специально для бытовой техники не выпускали. В части дизайна СССР следовал за европейцами, производя напольные пылесосы (корпус и шланг к нему со съемной насадкой), в отличие от комбинированных американских пылесосов-щеток. Первые образцы перемещались на салазках, но вскоре производители перешли на колеса.
Отечественные пылесосы были довольно надежными, и служили много лет, но явно уступали западным образцам в эстетике и эргономике, поскольку за образец брались иностранные модели, выпуск которых был давно налажен (разрыв мог достигать двадцати и более лет, как в случае с «Чайкой»). Однажды поставленные на конвейер, они уже не совершенствовались. Модели были прямоточные и вихревые, первые — горизонтальные, цилиндрической формы («Чайка», «Ракета»), вторые — шарообразные или конусовидные («Вихрь», «Тайфун»).
Производители пытались расширить функции пылесоса. Для «Сатурна», например, предлагались насадки, которые позволяли превратить его в пульверизатор и использовать как краскопульт. С «Уралом» в комплекте шел чехол, превращающий его в пуфик. Правда, сидеть на нем было неудобно, а, главное, вес не всякого человеческого тела выдерживали колесики. Советская промышленность выпускала и специализированные ручные автопылесосы, работающие от электросети автомобиля, такие, как «Шмель-авто», а также пылесосы для промышленного использования и для уборки общественных пространств.
Поскольку внедрение большинства моделей пылесосов происходило вскоре после начала космической эры, то и названия подбирались соответствующие — «Сатурн», «Ракета», «Спутник». Также популярны были названия, связанные с атмосферными явлениями, — «Тайфун», «Циклон», «Буран», «Вихрь».
Надо заметить, что внедрение пылесосов в производство требовало немалых трудозатрат даже на самых современных предприятиях. Так, на Горьковском машиностроительном заводе, который производил атомные реакторы, антенны радаров ПВО, зенитные пушки, чтобы начать выпуск пылесосов «Вихрь», пришлось перепланировать цеха, устанавливать термопластавтоматы, новые навивочные линии сердечников моторов, намоточные станки, штамповочные автоматы. Его инженеры сравнивали сложность освоения пылесосов с выпуском автомобилей на соседнем «ГАЗе».
Проблемы, как это часто бывало в советской экономике, возникали, казалось бы, в мелочах. С электродвигателями, пусть и шумными, проблем в итоге не было, как и с корпусом и компрессором, но функция автоматического скручивания сетевого кабеля появилась только в середине 70-х, и далеко не на всех моделях. Пылесосы требовали немало резинотехнических, пластмассовых и тканевых деталей, оплетки шланга и т.п., и вот тут возникали трудности, связанные с отсутствием надежных смежников-поставщиков.
В целом советская экономика удовлетворяла потребительский спрос на пылесосы, но несоразмерной ценой, и они были невысокого качества. Неудивительно, что после 1991 года, в отличие от холодильников и стиральных машинок, производство пылесосов собственных марок в России упало почти до нуля.
«Эксперт» продолжает цикл авторских публикаций об истории российской промышленности. Некоторые изложенные в этих заметках факты имеют лишь косвенное подтверждение, и если у читателей есть другое видение исторических событий, об этом можно написать в редакцию на адрес expert@expert.ru.