Интервью

Ставка бьет по лизингу

Бизнес по аренде недвижимости и техники в 2025 г. может потерять 25%

Ставка бьет по лизингу
Фото: Антон Белицкий/ТАСС
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовило обзор «Рынок лизинга по итогам 2024 года: ставки высоки» в котором констатирует, что из-за жесткой денежно-кредитной политики объем нового лизингового бизнеса в России в прошлом году снизился на 7%, показав отрицательную динамику в розничных сегментах и стагнацию в корпоративных. Но это лишь полбеды: в 2025 г. сокращение лизингового бизнеса ожидается ещё на 15–25%. Это означает, что впервые за последние 11 лет нисходящий тренд на рынке будет наблюдаться как минимум 2 года подряд.

Второй год спада

Главная проблема для лизингового рынка — это высокая ключевая ставка, которая в значительной мере подавляла инвестиционную активность предпринимателей. Именно по этой причине объем нового бизнеса по итогам 2024 г., по данным «Эксперт РА», составил 3,3 трлн руб., что на 7% ниже аналогичного периода 2023 г. Причем основное снижение пришлось на период, когда ключевая ставка закрепилась на высоком уровне (21% с 28 октября 2024 г.). Если за первые 9 месяцев 2024 г. динамика нового лизингового бизнеса оказалась позитивной, благодаря чему был зафиксирован рост на 6% (по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., то в четвертом квартале 2024 г. произошло сокращение сразу на 36%.

«Важно отметить, что в прошлом году заключались крупные разовые сделки в корпоративных сегментах (железнодорожная техника и недвижимость», без учета которых новый бизнес показал бы снижение на 17%«, — говорится в обзоре «Эксперт РА». Количество заключенных в 2024 г. сделок снизилось почти на 7%, с 484 тыс. до 453 тыс., но при этом средняя сумма сделки выросла с 14,1 млн руб. до 15,2 млн руб. Это произошло как за счет нескольких контрактов, в том числе с крупными транспортными компаниями, так и вследствие высокого уровня инфляции.

Грузовики и стройтехника подкосили розницу

Если рассматривать ситуацию на нашем лизинговом рынке по сегментам, то в целом розничный сегмент падает и весьма значительно, а корпоративный — в пределах статической погрешности. При этом важно понимать, что именно розничный сегмент во многом определяет динамику, так как на него приходится почти 78% всего рынка лизинга, тогда как на корпоративный — около 22%.

Так, объем нового лизингового бизнеса всех розничных сегментов за 2024 г. снизился на 9%, с 2,81 трлн руб. до 2,57 трлн руб. Это произошло преимущественно за счет грузовых автомобилей и строительной техники. «Наибольший спад пришелся на грузовые автомобили (−18%), которые годом ранее показали более чем двукратный прирост нового бизнеса. В связи с неблагоприятной конъюнктурой 2024 года перевозчики не только откладывают обновление автопарков до лучших времен, но и вынуждены досрочно возвращать взятую в лизинг технику из-за роста издержек», — указывают аналитики «Эксперт РА».

Ещё хуже обстоят дела со строительной техникой. Здесь объем нового лизингового бизнеса показал снижение на 23%, что стало следствием заметного охлаждения деловой активности в строительном секторе, в том числе в связи с уменьшением количества проектов по возведению нового жилья. В частности, из-за сворачивания льготных ипотечных программ и фактически заградительных ставок по кредитам на покупку недвижимости, ввод нового жилья в 2024 г. снизился на 2,7%. «Многие крупные проекты завершились, а новые планируются в ограниченных масштабах в условиях подорожавшего фондирования и роста цен на стройматериалы», — отмечается в обзоре.

Едва ли не единственный розничный сегмент, который показал заметную положительную динамику — лизинг легковых автомобилей. Здесь рост составил почти 8%, в том числе за счет каршеринговых компаний. «Отложенный спрос на легковые автомобили в прошлом году реализовался на фоне ожидания повышения цен из-за новых ставок утилизационного сбора и колебаний курса валют», — отмечают аналитики «Эксперт РА».

В целом доля автомобильного лизинга в совокупном объеме нового бизнеса впервые за последние годы показала небольшое снижение, с 52% до 51%.

Транспорта нет, недвижимость не нужна

А вот в корпоративном сегменте формально ситуация выглядит не так драматично. В целом объем нового бизнеса лизинга в корпоративных сегментах снизился всего на 1%, с 774 млрд руб. до 766 млрд руб. Одним из главных аутсайдеров оказался лизинг авиационного транспорта, который сократился сразу на 56%, достигнув минимального уровня с 2009 г. — 29 млрд руб. по объему нового бизнеса. «Вследствие ограничений научно-технической базы Минпромторг увеличивает сроки и снижает количество планируемого выпуска гражданских воздушных судов в рамках обновленной комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года, что также сдерживает потенциал авиализинга», — подчеркивают аналитики «Эксперт РА».

Ещё хуже обстоят дела в сегменте морских и речных судов, где снижение объемов нового лизинга составило 59%. Правда, это произошло после более чем двукратного роста годом ранее за счет сделок крупных лизингодателей в рамках государственных программ поддержки. При этом нельзя не отметить тот факт, что количество построенных гражданских судов в 2024 г. уменьшилось по сравнению с 2023 г. на 10 единиц, до 80 штук.

Наконец, в корпоративном сегменте отмечается и снижение объема нового бизнеса с недвижимостью — почти на 34%. Здесь просто нельзя не сказать о том, что корпоративный сегмент в целом показал слабую отрицательную динамику только благодаря «Государственной транспортной лизинговой компании» и «Сбербанк Лизинг», которые провели сделки в третьем квартале 2024 г. с железнодорожным транспортом и недвижимостью соответственно. Без этих сделок снижение в корпоративном сегменте по итогам года составило бы 46%. То есть намного больше, чем в розничном.

Когда начнется рост

Кризис на рынке лизинга уже привел к тому, что лизингодатели ради снижения финансовой нагрузки на лизингополучателей и удержания клиентской базы все чаще принимают решения о смягчении условий договоров. В частности, средний уровень аванса уменьшился с 14% в первом полугодии 2023 г. до 11% в 2024 г. «Снижение авансирования, как правило, происходит за счет работы с повторными клиентами. При этом сделок с высокими авансами от новых, непроверенных клиентов стало заключаться на рынке меньше», — говорится в обзоре «Эксперт РА».

Ещё один важный момент — это рост средних сроков по договорам лизинга. По розничным сегментам он увеличился за 2024 г. с 35 до 37 месяцев, а по корпоративным — с 57 до 59. Увеличение сроков договоров снижает размер ежемесячных платежей, но увеличивает общий объем задолженности на более длинном горизонте. В случае длительной стагнации на рынке это может привести к неплатежеспособности некоторых лизингополучателей и изъятию у них техники, в том числе для последующей продажи. И очень похоже, что лизинговым компаниям и дальше придется идти на уступки лизингополучателям, ещё больше увеличивая сроки договоров.

Во всяком случае, в базовом сценарии «Эксперт РА» предполагает смягчение денежно-кредитной политики лишь со второй половины 2025 г., что должно привести к постепенному восстановлению деловой активности предпринимателей. В то же время аналитики агентства прогнозируют, что «спрос со стороны бизнеса на приобретение новой техники и оборудования продолжат ограничивать высокие ставки, которые значительно снижают рентабельность инвестиций в основной капитал». По их мнению, эту ситуацию могут исправить стабилизационные программы поддержки отдельных секторов экономики со стороны государства, которые сейчас выделяются в весьма ограниченном объеме. В результате, объем нового лизингового бизнеса в 2025 г. может снизиться на 15–25%. При этом основное сокращение придется на корпоративные сегменты, грузовые автомобили и строительную технику.

Впрочем, как заявил «Эксперту» директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анатолий Перфильев, этот сценарий предполагает снижение ключевой ставки ниже 19% до конца 2025 г.: «При большем понижении ключевой ставки есть высокая вероятность, что рынок пройдет в этом году нижнюю точки спада и в следующем году перейдет к росту». Эту точку зрения разделяют и компании по страхованию объектов лизинга. «Перспективы отрасли во многом зависят от макроэкономической ситуации. Высокая ключевая ставка (привела к удорожанию заемного капитала и снижению объемов лизинговых сделок, что ограничило спрос на страховые продукты в этом сегменте. В 2025 г. объем нового бизнеса может сократиться еще на 10–20%, что создаст дополнительные риски для рынка», — заявила «Эксперту» начальник отдела страхования лизингового транспорта «Ингосстраха» Анастасия Сарыгина. По её мнению, восстановление возможно при снижении ключевой ставки, что повысит доступность кредитования и оживит лизинговый рынок.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Рынок лизинга в России за полгода стремительно сократился
Промышленность, 13 мая 00:00
Кто быстрее всех растет в российской экономике
Как в России развиваются художественные промыслы
Промышленность, 19 мар 21:23
Как акселераторы помогают найти заказчика
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда