Интервью

Суверенный инвентарь

Отечественные производители экипировки и оборудования теснят конкурентов

Суверенный инвентарь
Фото: Freepik
Рост выручки мировых компаний сектора спортивных товаров в 2023 г. составил 6% по сравнению с 2% в 2022 году. На их фоне российские игроки выглядят гораздо более динамично — их выручка, по оценке ROIF Expert, составил 40%. Хотя большая часть спортивных товаров в нашей стране — импортная, отечественные игроки начинают теснить зарубежных конкурентов.

Инфляция и затоваривание

Консалтинговая компания McKinsey&Company опубликовала обзор Sporting Goods 2024: Time to Move. В 2023 году стал непростым для индустрии спортивных товаров. Экономические трудности, инфляция и региональные конфликты подорвали доверие потребителей, компании продолжали бороться с затовариванием, поскольку ожидаемый спрос не оправдался.

Региональные различия вышли на первый план, констатируют аналитики. Компании спортивного сектора в Западной Европе показали рост на 8%, что является сильным восстановлением после снижения на 3% в прошлом году, в то время как в Азиатско-Тихоокеанском регионе доходы отрасли выросли на 11% после снижения на 4% в 2022 г. Североамериканские компании вслед за 6%-ым ростом в 2022 г. показали рост выручки на 2%, а Латинская Америка — на 22% после 20%-го роста в предыдущем году.

Произошли изменения и в конкурентной среде. В Китае, например, конкуренция усилилась, и мировые гиганты уступили свои позиции местным игрокам, доля которых на рынке составляла около 60%. В Латинской Америке, напротив, продолжали доминировать глобальные игроки с рыночной долей около 90%.

В 2024 году около 90% лидеров в секторе спортивных товаров, согласно обзору McKinsey & WFSGI, ожидают стабильности или даже улучшения продаж и маржинальности. Тем не менее, 81% респондентов заявили, что инфляция, высокий уровень запасов и высокая стоимость капитала по-прежнему являются сегодня проблемами для сектора.

Есть и другие важные факторы: лояльность к глобальным брендам снижается, потребители отказываются от традиционных дорогих видов спорта в пользу более доступных.

Растущая стоимость капитала еще больше усложняет перспективы бизнеса сегодня, вынуждая компании пересматривать процессы планирования. Для решения этой проблемы некоторые компании перешли с бизнес-моделей, ориентированных непосредственно на потребителя, на более тесное взаимодействие с оптовыми партнерами. Это связано с тем, что потребители стали больше делать покупки в мультибрендовых магазинах.

Не менее важным трендом для компаний и потребителей является устойчивость производства, решение бизнесом социальных проблем. Например, потребители все больше ценят продукты, в которых используются органические или экологически чистые исходные материалы, и часто готовы платить за них больше.

Аналитики ожидают, что отрасль в целом продолжит ежегодный подъем выручки в среднем на 7% до 2027 года. Наиболее перспективными являются Латинская Америка

и Юго-Восточная Азия. В этих регионах более высокие темпы экономического роста, а потребительская база ниже, чем в развитых странах, и растет внимание потребителей к здоровому образу жизни.

Догнать и перегнать

Одним из перспективных рынков спортивных товаров остается российский, но его развитие сегодня идет по собственному пути, хотя и с учетом общемировых тенденций. Согласно итогам маркетингового исследования «Рынок спортивных товаров в России с прогнозом 2027» агентства ROIF EXPERT, в 2023 году объем локального производства спортивных товаров увеличился практически на 40% по сравнению с предыдущим годом.

По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в начале лета спрос на спортивные товары в среднем по стране вырос более чем на 10%, а на отдельные категории — в 2–2,5 раза по отношению к началу года.

До 2022 г. до 90% продаваемых в стране спорттоваров были импортными. До сих пор, указывают в ROIF EXPERT, рынок спортивных товаров формируется преимущественно за счет импортной продукции, причем в некоторых сегментах объемы не снижаются. Скажем, за прошлый год в Россию было ввезено оборудования для фитнеса на $103 млн, что на 30% больше, чем в 2022 году.

Однако за последние два года российским производителям удалось заметно укрепить свои позиции. Сейчас российские бренды занимают в среднем до 30% отечественного рынка, к концу 2024 г. могут достичь 40–45%, а в течение 3 лет — получить больше половины. Такие оценки прозвучали во время панельной дискуссии «Время новых возможностей для индустрии спортивных и туристических товаров» на выставке-форуме «Россия».

«Есть тенденция постепенного вытеснения российскими брендами иностранных и можно прогнозировать значительное увеличение их доли. Вполне реально, что в 2024 году российские бренды будут держать 40–45% в ассортименте продаж по спортивному инвентарю», — считает доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Анна Цветкова.

Власти намерены продолжать активно поддерживать сектор. «Сектор массового спорта обеспечивается материально-техническим оборудованием за счет отечественных товаров. Российские производители спортивной продукции очень активные и инициативные, как все жители нашей страны. Для их поддержки мы уже второй год выстраиваем конструктивный диалог с Минпромторгом, чтобы поддерживать мотивацию российского бизнеса и уверенно реализовывать линию импортозамещения», — заявил первый заместитель министра спорта РФ Азат Кадыров, выступая на выставке «Россия».

Материалы по теме:
Промышленность, 25 авг 08:00
Внедрение «вези или плати» на железной дороге вновь притормозили
Промышленность, 19 авг 21:40
На железной дороге наметился тренд на ускоренное списание «грузовиков»
Промышленность, 13 авг 00:05
Счетная палата проверила федеральные агентства в сфере транспорта
«Газпром» констатировал медленное внедрение метановой автотехники
Свежие материалы
Пошлины вместо налога
Мнения,
Где взять деньги на технологический рывок
Китайцам только паспорт покажи
Общество,
Перевозчики готовы запустить новые рейсы после отмены визового режима с Китаем
Нефть отозвалась рублем
Финансы,
Снижение курса российской валюты продолжится